Photographer.Ru обсуждение статьи Журнала Николай Канавин: «Одна из главных проблем современной российской фотографии — ее несовременность» |
|
7 декабря 2020 года в Западном крыле Новой Третьяковки состоялось виртуальное открытие первой выставки амбициозного проекта «БОЛЬШАЯ ФОТОПРЕМЬЕРА», посвященной 90-летнему юбилею Чукотки, — «Чукотка. Эпическая сага. Вступление». В виде 3D VR-туров более 40 работ двух фотографов — Олега Зотова и Иды Ручиной — представят авторский взгляд на жизнь и традиции коренных народов Крайнего Севера. Photographer. ru поговорил с руководителем проекта, продюсером и издателем Николаем Канавиным о стратегии будущих «фотопремьер», современности российской фотографии и чукотской идиллии, призванной вдохновлять довольствоваться простым. |
Тезис первый: "Одна из главных проблем современной российской фотографии — ее несовременность. Мы продолжаем жить достижениями старых мастеров, то есть, по сути дела, остаемся в парадигме однокадровой пленочной фотографии, когда весь мир уже четверть века занимается созданием новых фотографических миров и осваивает новые фотографические языки... У нас это не происходит отчасти потому, что эксперименты не поощряются. Не происходит переноса нового опыта достижений, в том числе технологических, в создание фотографических произведений."
Каждое предложение здесь - спорное, по-меньшей мере. Что значит "жить достижениями старых мастеров"? Почему в искусстве "несовременность" - это "проблема", тем более "главная"? Почему эксперименты ДОЛЖНЫ поощряться?
Тезис второй: "Еще одна особенность фотографической культуры России — практически полное отсутствие общепризнанных звезд. Если на Западе есть мэтры фотографии и культовые имена — например, Андреас Гурски, Сара Мун, Энни Лейбовиц, Хельмут Ньютон и другие, у нас, к сожалению, кроме, может быть, Александра Родченко, на слуху — никого. Конечно, есть часть просвещенной публики, которые знают российских фотографов: Игоря Мухина, Сергея Максимишна, Георгия Пинхассова, — но даже эти имена широко неизвестны. Чтобы их знать, нужно быть человеком достаточно заинтересованным именно в медиуме фотографии."
Кто такие вообще "общепризнанные звезды" и кем они "общепризнаны"? Большинство обычных людей не слышали этих имен. Западный человек, интересующийся фотомастерами, с легкостью назовет вам полдюжины российско-советских истинных мастеров. Имена американцев (почему только американцев?), приведенные выше, - это все раскрученный ширпотреб. Так что не стоит удивляться их т.н. "общепризнанности".
Что я хочу сказать? Задумывайся над каждым словом, когда публикуешь статью. Будь ясным в своих мыслях, не опускаясь до простоты, конечно. Вот, собственно, и все.
(Ким Чен Ын негодуе)
youtu.be
И ещё раз повторю: современность/несовременность — тезис чужой культуры. В сферическом вакууме это пропаганда карго-культа и маниловщина, ярко описанная Н В Гоголем.
Интревью опубликовано не само по себе, а привязано к выставке «Чукотка. Эпическая сага. Вступление». Вы выставку посмотрели?
Там, например, есть фото "Чукотский ренессанс" с такой сопроводиловкой:
Эта фотография сделана в традиционной манере портретной живописи Микеланджело да Караваджо. Вглядываясь в ее образ, мы видим черты всех предшествующих поколений жителей Арктики.
Это ерунда - пример современности и актуальности? Начнем с того, что сделать что-то в традиционной манере портретной живописи Микеланджело можно только взяв кисти и краски, и не те, которые из тюбика. А уж фраза, "мы видим черты всех предшествующих поколений жителей Арктики" из какой позднесоветской методички взята? Это тогда зрителям рассказывали, что они видят, чтобы они, Боже упаси, не увидели приодетую по случаю барышню, осмысленно прилегшую на подгнившие мостки и зачем-то вцепившуюся в канат, завернутый вокруг ржавого столба. При чем все это, согласно интервью, о людях "которые там трудятся в невероятно суровых условиях".
Одна польза от всего этого, пересмотрела фильм "Начальник Чукотки" 1967 г. Вот там есть места настолько актуальные, что даже уже не смешно, а немного неловко, особенно после вот таких "саг".
Являются ли фотографии из рекламируемой подборки современными и актуальными? Нет. Потому что форма и содержание китчевые и давно устарели. Во первых есть жёлтый свет на лице объекта на фоне темного синего неба. Это типичная эстетика закатных фото. Синие тучи придают драматизм — что тоже давно устарело ( лет пятьдесят назад). Объект съемки одет в традиционные украшения. Зачем? Производить впечатление «дорого бохато». Все вместе оставляет впечатление безвкусного шика.
Нарратив про Микеланджело и Караваджо вызывает приступ сожаления в адрес копирайтера. Уровень нарратива соответствует «Каравану Историй» - был такой толстый красочный журнал — типичный образчик китча.
Так что все это не современное ни разу. В качестве альтернативы пример современной художественной фотографии, серия «Страх» Сохама Гупты soham-gupta.com Кажется этот проект показывался среди немногих на 58й Венецианской Биеннале. Но нужно ли такая современная художественная фотография российскому зрителю? У меня нет ответа.
Современная российская фотография - по умолчанию современна, потому что напрямую отражает положение дел в современной России.
И если задаться основным вопросом этой темы "современен ли фильм?", то на лице почему-то возникает улыбка от несуразности вопроса.
Автора никто не осуждает, будь он хоть бизнесмен, хоть параллелепипед (не в обиду ему, конечно). Обсуждаем суть изречения, или мы не для этого здесь собрались, или иного мнения быть не может? И хорошо, что автор бизнесмен, это открывает взгляд с той стороны кассы.
Просто, на мой взгляд, обсуждение интервью выглядит несколько нелепо, скажем так. Николай выступает со своей точки зрения, и естественно, говорит о той части фотографии, (секторе), которой занимается его фирма. При этом наши милые читатели собрались тут и рассуждают о некой "фотографии вообще", существующей только в их головах. При этом некоторые даже не соизволят понять, у кого берётся интервью.
Знаете, я как-то выложил на стоковом форуме ссылку на галерейную файн-арт фотографию. Тоже было поучительно - и смешно.
Александр, как понимать тогда фразу "Вы немного не в теме )"? Причём с требованием сделать доклад о биографии и научных трудах Лема. В какой такой не в теме, непонятно? Ваша вышеприведённая цитата принадлежит только одному человеку СтанИславу Германовичу Лему, или я не в теме? Т.е., как минимум, это был намёк, по всей видимости, на то, что мне не знакома сила интеллекта этого философа... Почему-то вы не предположили, что, быть может, мы с ним когда-то ехали в одном купе поезда, пили кофе, и у нас произошла беседа, после которой он изрёк ту цитату, причём фигзна, может, и в свой адрес))
Но теперь главное, почему-то вы нифига не уловили шутку юмора, которая лишь подтверждала то, что в теме обсуждаем цитату, как ключевой тезис, который интересен в этой дискуссии. Причём не понимая того, что не обязательно надо прочитать всё интервью, чтобы высказать своё мнение о "главном". Вы лишь намекали на то, что фраза из интервью (заголовок) вырвана из контекста , предлагая не заморачиваться, но это же не так. Понимаю, поставили улыбочку, или не всегда можно передать интонацию, понимаю, но надо как-то аккуратнее, ибо, как многим известно, от диалога до троллинга всего пара букв. Нет, я не требую встать на колени, но десять поясных поклонов сделать надо.
Вот тоже его: "Человек — существо, которое охотнее всего рассуждает о том, в чем меньше всего разбирается."
(на самом деле достаточно противоречивое изречение)
Это про нас (вопрос риторический)? Как я понимаю, суть дискуссии в попытке разобраться, и без рассуждений=обмена мнениями невозможна.
Что касается Лема - то история с Пастернаком была ему, конечно, известна.
Да, безусловно, это была она.
Всё же мы немношка сдвинулись по временной шкале и социально-политическому укладу от тех времён, и фраза приняла, особенно в инетиках, немного другой окрас.
Ок)
Да, и Лем, кстати, как мне кажется, не обиделся бы на отдельную "многого не знал", особенно в контексте фотосра-й, улыбнулся бы и изрёк что-нибудь новенькое))
"Мы продолжаем жить достижениями старых мастеров, то есть, по сути дела, остаемся в парадигме однокадровой пленочной фотографии, когда весь мир уже четверть века занимается созданием новых фотографических миров и осваивает новые фотографические языки..."
Вот если бы с этого места было бы поподробнее - хотя бы один фотографический мир описан или один новый фотографический язык явлен - было бы что обсуждать. Иначе все это звучит как "в то время как космические корабли бороздят просторы вселенной".