Кунсткамера
Кунсткамера – пространство, в котором зрителя окружают рукотворные фотографические картины, камера обскура, наполненная преломленными в «магическом кристалле» изображениями окружающего мира. То, что мы увидим на этой выставке родилось при помощи умного глаза
и умной руки художника, сотрудничающего с реальностью при помощи фотографии в рамках того, что принято называть альтернативными процессами. Каждый видит мир по своему, но в этой чудесной комнате мы имеем возможность увидеть всю сложность и тревожное многообразие окружающего нас мира.

Мир искусства – мир пространств и поверхностей, того, что прежде не существовало и вот – при помощи воображения художника, его мастерства и самой окружающей реальности – появилось. Поверхность как граница живого и мертвого, создает физическое тело, и фотография, как предмет материального мира, вернее, как духовная субстанция, таинственным образом внедренная в мир материальный, обладает всеми этими свойствами. Если изображение – это ноты, по которым разыгрывается мелодия в душе наблюдателя, то фотография – это сцена. Она предстоит зрителю в виде карманного театра, в котором важна каждая мелочь – подиум, вешалки, расстановка кресел. И дальше: текстура и характеристики бумаги, насыщенность цветовых оттенков, и даже запах краски и сырой бумаги. И главное – ощущение близости к этому пространственному окошку в маленькую вселенную, сопредельную нашей. Возможность (пусть гипотетическая) «здесь и сейчас» дотронуться до шероховатой поверхности фотоснимка, ощущение «со-бытийности» именно этой картинке. Такого чувства никогда не возникнет в случае компьютерного рассматривания бесконечных верениц изображений.

Процесс создания фотографии – размешивание пигментов, высушивание светочувствительных слоев, засвечивание – сам обладает внутренней логикой и смыслом, сам выводит изображение в нужном ему, изображению, направлении. Так язык выводит поэта в неведомые края. «Поэт издалека заводит речь. Поэта далеко заводит речь» (Цветаева). Точно такую же неоценимую помощь оказывает нам реальность, когда мы начинаем заниматься рукотворной фотографией. Мы начинаем сотрудничать с ней, со-участвовать. И результатом будет неожиданность и чудо.

В этом и заключается чистая математическая простота альтернативных процессов. Они сами определяют эволюционную кривую картинки. Случайности процесса – помощники и сотрудники. В процессе трансформации, в сотрудничестве с неодушевленными компонентами красками, клейкостью гуммиарабика, жестким светом ультрафиолетовой лампы, шероховатостью бумаги, одушевленными, но неощутимыми - летучими воспоминаниями, неясными мыслями и Бог весть еще чем – рождается итоговая картинка, ставшая отдельной и чуждой тому, что было вначале, что представлялось прежде. Но – сюрприз, ради которого все это и затевалось. То же касается цвета получившихся картинок. Он – живой, рукотворный. Он возник на наших глазах из крупиц пигмента, чудом укрепившегося в порах бумаги под воздействием света, воды и химических растворов.

Картинка проходит через ряд посредников, прежде чем она попадет к нам – через линзы, краски, компьютеры, наши собственные страхи и стереотипы. И каждый раз она умирает с тем, чтобы снова возродиться на следующем этапе. Вот она возникла на пленке или матрице, вот она умерла в процессе сканирования и оцифровки, вот возродилась на экране монитора и снова умерла в негативе. И снова родилась теперь уже навсегда на шероховатой бумаге при помощи света, красок и кистей.

Дмтрий Орлов


Пока нет комментариев

Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.

Execution time 0.02852 sec