Хулиганствующий элементъ Homo Sapiens |
|
Летом по пятницам после работы я езжу на дачу. Сажусь в своих Вешняках в пьяную шатурскую электричку и еду полтора часа до своего сто первого километра. Что такое "пьяная электричка", думаю, объяснять не стоит. Жители ближнего и дальнего Подмосковья, из Люберец, Гжели, Куровской и Шатуры стараются найти в столице в два-три раза более высокооплачиваемую работу, чем рядом со своим домом, и вот едут мужики из провинции работать в Москву охранниками ("сутки через трое"), а бабы - кассирами и продавщицами. В пятницу вечером все эти продавцы китайских трусов и их охранники возвращаются к себе домой.
Несмотря на то, что электричка забита до отказа, я люблю ездить на дачу именно по пятницам. Скажу вам, что провести полтора часа в электричке после работы, без начальников и интернета - для меня очень большая ценность. Люди из провинции, знающие друг друга, кажется, ещё с детства, не смущают меня ничуть. Я давно уже привык к тому, что эти люди разговаривают матом. Они не ругаются - они разговаривают. Не беда, что из каждых пяти слов - три матерных, зато всё понятно и сразу видно отношение говорящего. И вот слушаю я полтора часа рассказы о том, как Ванька утопил новый трактор, а Петрович давеча так нажрался, что сделал предложение Лидке, и теперь не знает, как от неё отвязаться. Много разговоров про огород: про чеснок, который не уродился; про навоз, который нынче дорог; про покос и сено, и снова про Петровича, который нажрался до такого состояния, что ему понравилась Лидка и вот теперь ему приходится прятаться от неё. Я живо представляю себе Лидку, которую никогда не видел, и чувствую, что несчастный Петрович действительно перебрал. Мне жалко Петровича, хотя его я тоже никогда не видал: по-видимому, это проявление мужской солидарности.
Вспоминаю прошедший день. Сегодня на фотографере обсуждался язык фото-арт и его предполагаемая эволюция, вместе с эволюцией языка киноарта; говорили также про степень допустимости элемента постановки в фотографии, про то, что постановка нарушает принцип документальности этого вида искусства. В вагоне в это время говорят про навоз, что цены на него в этом году сильно подскочили, хотя качество значительно ухудшилось, в общем, навоз стал дерьмовым. А без навоза хороший чеснок не вырастет, как его не поливай и не ухаживай. У каждого свои проблемы...
А у меня вот рассказ один ну никак не получается. Хотел написать я про то, как одна беременная обезьяна чуть не умерла от голода, потому что не могла лазить по лианам со своим животом, но в самый последний момент нашла всё-таки какую-то палку и дотянулась до банана, родив впоследствии самого первого Homo Sapiens, и став мохнатой прабабушкой части нашего общества.
И про то, как по прошествии десятков тысячелетий, жил-был один молодой пещерный человек, Вася Пупкин, которому нравилась одна девушка из ихнего первобытного племени, веснушчатая Машка Рыжикова; и про то, что Мишке Квакину она тоже нравилась, но оба не могли подобрать нужных слов из небольшого в то время словарного запаса в сто семьдесят пять слов, чтобы описать ей свои чувства, и Мишка, впервые в истории человечества, придумал нарисовать её портрет цветными минеральными пигментами на скале, а Вася вырезал её прекрасную фигуру из бивня мамонта, и именно таким образом родилось Искусство. Хотел написать я про то, что искусство появляется только тогда, когда слов совершенно не хватает, когда чувства через край, и когда незримо присутствует женщина. Про то, что искусство появилось именно тогда, когда мужчины и женщины научились любить друг друга. И про то, что начиная именно с этого момента, человек перестает быть Homo Sapiens, становясь современным цивилизованным человеком.
Разговор про цены на навоз традиционно перетекает в обсуждение общих знакомых тёлок и их достоинств. Тут уж каждому не терпится блеснуть своим опытом в этой области, да припечатать анекдотом. Я наслаждаюсь: удивительно, но факт, что анекдоты про тёток содержат куда меньше матерных слов, чем живая речь, и некоторые из них даже смешные. А вот до анекдотов про любовь сообщество Homo Sapiens ещё не додумалось. Кроме как: "Мама, меня любит Вовочка. -И давно? -Давно, уже два раза!"
Вообще, если поискать в Библии упоминания слова "любовь", то почти всё, что можно там найти на эту тему, относится либо к любви Господа Бога, либо к самому Господу Богу (как к единому, так и по отдельности к своим первым двум ипостасям), либо к ближнему своему. Даже Песни Соломона, в которых более всего говорится о любви, не являются исключением. Библия определяет нравственные устои, не затрагивая вопросы культуры и искусства. Иисус появился на свет далеко не в результате любви между мужчиной и женщиной. "Плодитесь и размножайтесь", вот и весь разговор. Да и то, мало кому известно, что эта популярная в народе фраза вообще-то относится к Человеку и Жизни. Поэтому я полтора часа каждую пятницу выслушиваю всяческие спекуляции в виде анекдотов на эту тему. И полтора часа я смотрю на продавщиц китайских трусиков, которым так смешно от этих анекдотов. А когда молчит любовь, разговаривает пошлость. Иногда я задумываюсь над тем, что несмотря на то, что тема любви в самом светлом и чистом смысле этого слова никак не освещена в библейских догматических религиях, а в восточных религиях чистого опыта она рассматривается только лишь в практическом плане занятия ею, зато вот тема урожая и проблема как накормить "пятью хлебами ячменными и двумя рыбками пять тысяч человек, кроме женщин и детей" разбирается в деталях. И весьма показательный факт, что одно из величайших произведений Искусства, древнейший мавзолей Тадж-Махал в Индии был построен не как религиозное сооружение, а как усыпальница любимой женщины.
Одна моя подружка сказала мне как-то: Димка, ты никогда не задумывался, глядя на людей, что внутри каждого из них бьётся тёплое сердце? До того я никогда не задумывался над этим. Но я помню, как оно билось в тот самый момент, когда я дарил своей первой девушке специально для неё нарисованную картину. Я примерно знаю, как стучало Васино сердце, когда он вырезал фигурку любимой женщины из бивня мамонта. Я догадываюсь, как оно бешено колотилось в груди, когда Мишка ночью тайком от всех рисовал портрет на скале напротив Машкиной пещеры. И, как это не цинично прозвучит, я могу предположить, что у многих представителей рода Homo Sapiens оно замирает только тогда, когда вдруг оказывается, что вместо заказанного навоза тебе привезли машину дешёвой подстилки из коровника за те же деньги. А без хорошего навоза урожая не будет.
Хулиганствующий элементъ © 2003г. |
Я убежден что любой нормальный(!) человек способен наслаждаться искусством, знает он об этом или нет. Это как если художник-декоратор покрасит стены вашей гостинной в зеленый цвет. Вы можете не знать что зеленый цвет упокаивает, вам может быть все равно, но цвет свою работу будет делать.
Я как-то пытался обьяснить сотрудникам теорию "золотого сечения", и был воспринят с легкой иронией- мели Емеля.. С другой стороны мы недавно фотографировали друг друга на пикнике и мне сделали комплимент: твои фото почему-то получились гораздо лучше чем остальных людей, повезло видно.
То есть подсознательно человек реагирует. Насколько он осознает это- тут уже другой разговор.
Я тоже как и вы люблю ездить на природу. У нас есть небольшая дача на севере штата, в лесу. Как-то я поехал осенью фотографировать. Хожу по окресностям, щелкаю аппаратом. Очень меня привлек набольшой пруд посреди леса. Расставил штатив, забыв о том что нахожусь на чьеи-то земле (частная собственность). Вдруг вижу- идет ко мне человек, по виду фермер, простоватого вида мужичок. Быстро идет так. Подошел и говорит: "Это моя земля, я здесь акров 150 имею". Я скромно потупился и жду когда бить будет, вспоминая все что знал из бокса... А он продолжает: "идем, я вам покажу места, где вы сможете потрясающие фотографии сделать..." Мне как-то неловко стало, но он настоял и мы пошли... Вот вам и фермер.
Я думаю что люди о которых вы Дима пишете поставлены в условия, когда они должны позаботиться о бренном теле в первую очередь, а на бессмертную душу уже нет ни сил ни времени. Кроме того рассказывать матерные анекдоты гораздо спокойнее и безопаснее, это тема проверенная, настоящий мужик всегда поддержит такую тему. Начнешь о картинах- могут черт знает что о тебе подумать, "голубой" какой-то. Вот люди и держатся того что знают...
Любой человек рожден для счастья. Способность и умение наслаждаться прекрасным-тоже счастье, наверное одно из ключевых его составляющих. Сколько он этого счастья получит- это другой вопрос. Это не его вина, если он получит мало. Так жизнь сложилась значит...
Я попробую сказать недосказанную часть этой сказки :
Сидел кольхозник себе в электричке , и смотрил как смотрил молодой "городской " человек на людей , и думал . А кольхзник подумал " Он едит в гости. Потом поедит обратно туда . Боже мой , как можно там жить - в городе ? Я там два часа м месяце бываю ,и это мне достаточно что бы на три дня настроение испортилось . Как же можно в городе жить ? Он должно быть думает "как можно жить в кольхозе?" , откуда ему знать какая жизнь на самом деле в кальхозе ? А вобще-то кому интерисует проблемы городской жизни ? А видь их так много ! боже мой , политика , экономика , экология , звездные ( и не только ) войны , цены , тепление ........ и все прочее . Боже мой , как можно жить в городе , где кругом здание , светофоры , асфальт , машины , ужас одинь ! Как можно там почувствовать как гармонируются душа человека , созданна Богом , с природой , созданна тем же Богом ? Что они в городе знают про "покоя" , или про " вдохновние" или про жизнь , иммено для которой создань человек ? Что они знают вообще ?! Этот молодой человек здесь , похожь на муху , пролетавшую в комнате царья , а когда увидела что царь не имеет крыля , подумала " слава Богу что я не человек , как можно жить не летая по всем мусарникам и по грязи ?! "
Кольхозник вздохул и подумал " как хорощо , что я кольхозник " .
Re: Homo Sapiens не читатель, Homo Sapiens - писатель.
Создав, навсегда уступил меня року Создатель;
Я продан! Я больше не Божий! Ушел продавец,
И с явной насмешкой глядит на меня покупатель.
Летящей горою за мною несется Вчера,
А Завтра меня впереди ожидает, как бездна,
Иду... но когда-нибудь в Бездну сорвется Гора.
Я знаю, я знаю, дорога моя бесполезна.
И если я волей себе покоряю людей,
И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны - поэт, чародей,
Властитель вселенной - тем будет страшнее паденье.
И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно - колокольчик фарфоровый в желтом Китае
На пагоде пестрой... висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные &таи.
А тихая девушка в платье из красных шелков,
Где золотом вышиты осы, цветы и драконы,
С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов,
Внимательно слушая легкие, легкие звоны.
Н.С. Гумилев
малыш. Но вот он поворачивается во сне, и при свете ночника я вижу его лицо.
Какое лицо! От этих двоих родился на свет чудесный золотой плод. Эти
бесформенные тяжелые кули породили чудо изящества и обаяния. Я смотрел на
гладкий лоб, на пухлые нежные губы и думал: вот лицо музыканта, вот
маленький Моцарт, он весь - обещание! Он совсем как маленький принц из
сказки, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал
самые смелые надежды! Когда в саду, после долгих поисков, выведут наконец
новую розу, все садовники приходят в волнение. Розу отделяют от других, о
ней неусыпно заботятся, холят ее и лелеют. Но люди растут без садовника.
Маленький Моцарт, как и все, попадет под тот же чудовищный пресс. И станет
наслаждаться гнусной музыкой низкопробных кабаков. Моцарт обречен.
Я вернулся в свой вагон. Я говорил себе: эти люди не страдают от своей
судьбы. И не сострадание меня мучит. Не в том дело, чтобы проливать слезы
над вечно незаживающей язвой. Те, кто ею поражен, ее не чувствуют. Язва
поразила не отдельного человека, она разъедает человечество. И не верю я в
жалость. Меня мучит забота садовника. Меня мучит не вид нищеты, - в конце
концов люди свыкаются с нищетой, как свыкаются с бездельем. На Востоке
многие поколения живут в грязи и отнюдь не чувствуют себя несчастными. Того,
что меня мучит, не излечить бесплатным супом для бедняков. Мучительно не
уродство этой бесформенной, измятой человеческой глины. Но в каждом из этих
людей, быть может, убит Моцарт."
(c)Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей
И еще:
- а хорошо ли было бы, если бы все вокруг были настоящими моцартами?
- а ведь есть и много настоящих моцартов, которые маскируются под массу, дабы не вываливаться из социума - но хорошо ли это? может, лучше быть самим собой? а, может, и нет?
- есть также много моцартов, которые сознательно вытеснили свой талант в область увлечения, хобби, досуга и т. п.; причины тому могут быть разные. например, необходимость кормить семью...
- а бывает, что вдруг случится метаморфоза флюидов и человек вообразит себя моцартом безо всякого на то основания, а потом терзается в новых страданиях и нет ему успокоения...
- а то ведь, бывает, пилит человек бревно, матерком на напарника незлобиво покрикивает, а прервется, да задумается, да откроет рот - глядишь: а перед тобой не лесоруб, а философ - и приметы творца отчетливо проступают в нем...
- а ещё...
Это я не к тому, что мне интересны ответы на эти вопросы (хотя и это тоже!), а к тому, что любая попытка раскрасить окружающее в две краски (пусть даже не в ч/б, а в маренго и беж) обречена... слишком уж разноцветен этот мир...
Чего не так - sorry.