Хулиганствующий элементъ Лохотрон. |
|
Для того, чтобы наглядно представить себе, что такое композиция как наука в частности и фотографическая аналитика в целом, вообразим себе следующую сцену. Воскресное утро, Вы сидите перед телевизором, по которому показывают розыгрыш какой-нибудь лотереи. Объявляют счастливые номера, кто-то в телевизоре выигрывает свои тысячи, Вам же остаётся тупо глядя в свои, так ничего и не выигравшие, билетики, долго и наукообразно рассуждать о том, почему Ваши числа ничего не выиграли, а те, другие номера оказались выигрышными. Поскольку числа представляют собой хороший научный материал для свободного их сравнения, анализа и манипулирования ими, мы даже можем создать целую науку, ищущую какие-то закономерности, и впоследствии даже издать книгу или читать лекции, в которых мы будем давать советы покупать лотерейные билеты только со счастливыми номерами, и воспитаем на этом целые поколения лохов от искусства.
Подумайте сами: вот есть наука и есть искусство. Возьмём, к примеру, такую науку, как геометрия. Известна ли Вам какая-либо надстройка над этой наукой в виде искусства? Нет, такой надстройки нет, по крайней мере, нет в европейской традиции. Теперь возьмём любой вид искусства. Фотографию, к примеру. И что же мы тут видим? Куча искусствоведческих наук, толкая друг друга академическими задницами, выросла, как плесень на нежном и совершенно нематериальном теле европейского Искусства. И композиция, и история искусств, и скучнейшая философия искусства, которая больше напоминает глобус Украины и ещё много других наук.
Трудно себе представить подобный подход в восточной культурной традиции. Попробуйте объяснить линейной геометрией воздействие на зрителя того или иного тонкого мазка кисти японского мастера или провести анализ композиции хокку! А у нас эта псевдонаука процветает. И даже тогда, когда дело касается фотографии - вида искусства, которому композиция дана от природы, а не от ума. Можно снять отличную фотографию, и продать её. А можно не снимать никакую фотографию вообще, а написать статью или книгу на тему о том, какой должна быть эта фотография, и получить за это ещё большие деньги, прекрасно отдавая себе отчёт в том, что на практике все эти "законы" композиции всё равно никто применять не будет: их просто невозможно применить в силу особенности этого вида искусства. Короче говоря, аналитика начинается там, где заканчивается искусство, и наоборот.
Давайте отвлечёмся от разговора про композицию и посмотрим, что вообще происходит с искусством. Восьмилетнего мальчика ведут в художественную школу, находят у него там какие-то способности, и начинают его учить. Учат всему - как правильно работать с цветом, со светом, какие есть законы композиции, показывают на классических примерах, водят на выставки, где рассказывают о художниках. И даже показывают портрет человека с сине-зелёным лицом, в качестве курьёза. Заставляют рисовать этюды. И даже объясняют, что не так, чтобы в следующий раз было так, как надо и как принято. И в промежутке между уроками о законах композиции иногда говорят заученную фразу о том, что ценность произведения искусства, в отличие от фланца или штуцера - в его, произведения, неповторимости. Вот, собственно, и всё, приплыли...
В фотографии дело происходит несколько иначе. Когда начинающий фотолюбитель наконец-то начинает осознавать, что его снимки далеки от совершенства, он почему-то думает, что главная причина его неудач - плохая камера или объектив. Поглядите на любой фотофорум в интернете, и Вы сами увидите, что основной вопрос тут - обсуждение фототехники. Вдоволь наобсуждавшись и купив наконец-то новый фотоаппарат или объектив, любитель с удивлением замечает, что его снимки не стали ни на шаг ближе к совершенству. Начиная копаться глубже на тех же сайтах или читая книжки далее, он с радостью обнаруживает новое для себя слово, достаточно длинное для того, чтобы выглядеть убедительно: композиция. Далее очень доступно говорится о том, какой она должна быть, а какой ей быть не следует, приводятся какие-то основные принципы построения кадра, на примере действительно гениальных жанровых фотографий, с разложением их по полочкам, и с иллюстрациями-схемами композиционного построения в виде кружочков, векторов и квадратиков, и даже показано, что вот такое положение квадратиков визуально более выгодно, а вот такое - нет. Нарисованы схемы движения глаза зрителя: вначале глаз посмотрит сюда, потом сюда, затем переместится в эту точку и остановится там. И говорится об этом очень понятным языком, с наглядными примерами, с чуть ли не выделенными жирным шрифтом конкретными законами для запоминания и с привлечением действительно лучших фотографий, чтобы у читателя не оставалось никаких сомнений в том, что секрет успеха этих фотографий кроется именно в знании законов композиционного построения.
Радостный фотолюбитель, прикоснувшийся наконец-то к тайному знанию, идёт на улицу, и пытается применить эти сведения на практике, снимая жанр. Наивный фотолюбитель прикладывая неимоверные, но безрезультатные усилия пытается представить себе траекторию глаза зрителя, и как изменить эту траекторию, да в условиях постоянно меняющейся ситуации сцены. И тут вдруг оказывается, что просчитать что-то совершенно невозможно, что теория не только оторвана от практики, но, более того, эта теория давно уже оторвалась от того вида искусства, гда она действительно реализуема - от Живописи, и намертво вцепилась в схожую на лицо Фотографию, где она не играет ровно никакой роли, кроме той, что душит её развитие. В результате распространения такого рода ложных ценностей в фотографической аналитике появляются более чем посредственные по содержанию работы.
Почему победное шествие науки о законах фотографической композиции душит развитие самого фотоискусства? Искусство имеет очень большой потенциал в своём развитии. В мире вокруг нас существует бесконечное множество разных сюжетов для фотоискусства. Много ли из них мы хотим запечатлеть на свою плёнку? Дай Бог, чтобы тысячную часть.
Дело обстоит так, что из всей сферы фотосюжетов мы обычно вырезаем примерно полусферу тех сюжетов, которые отвечают превалирующей идее, независимо от того, знакомы мы с ней, или нет, которая вообще говоря, относится ко всем видам искусств в целом, той, которую я назвал "Общей идеей" в статье "О фотографической идее". Эта полусфера отвечает нашим духовным (не путать с религиозными) представлениям о прекрасном, исходя опять-таки из духовных традиций нашего общества.
Далее, от получившейся полусферы мы отбрасываем в сторону "съедобное, но не вкусное". Поясняя сказанное, вспомним, что во Франции, к примеру, люди едят даже лягушек, и они, по-видимому питательны и съедобны, но мы не привыкли питаться земноводными, поэтому мы их тоже пропускаем (хотя потенциально они применимы, дело лишь только в привычках).
Из оставшихся сюжетов мы выбираем те, которые отвечают требованиям фотографической науки, то есть такие, похожие на которые уже были сняты до нас, обсосаны до косточек аналитиками, описаны в виде композиционных закономерностей и выданы на гора в виде фототеории. И мы уж не понимаем того, что аналитика - это жирная точка в конце предложения, сказанного до нас, а не заглавная буква в начале следующего, которое надлежит сказать нам самим. Если Вы хотите оставить свой след в фотоискусстве, то следующее предложение Вам подлежит сказать самому. При этом можно повторяться, беспрерывно, как лошадка на привязи, ходя по кругу, ограниченному законами композиции, а можно поискать что-то новое за границами узкого диапазона принятого в обществе искусства, может быть даже в той области, которая совсем рядом с нами, и где "едят лягушек".
Таким образом, прикрываясь фразами о том, что композиция призвана усилить влияние фотографии на зрителя (что действительно часто происходит) мы сами создаём более узкие ограничения того, что может быть ограничено только духовными, более широкими, границами, что приносит больше вреда, чем пользы. Тут возникают сразу два вопроса.
Первый вопрос связан с тем, насколько велико влияние законов композиции в создании хорошей фотографии. Про то, что существует бесконечное множество скучных, но композиционно-грамотных фотографий, я уж не говорю - это всем известно. Также, думаю, что все видят, что большинство фотографий - произведений фотоискусства вообще выполнены с нарушением тех или иных композиционных требований, причём в любой фотографиии нарушений гораздо больше, чем следований этим почти догматическим положениям. Но самое главное не в этом! О самом главном сказал А.И.Лапин в своей книге, что надо снять тысячи кадров, чтобы выбрать из них тот единственный, который Вам понравится и будет гармоничен как по композиции, так и во всём остальном. О каком прикладном значении законов композиционного построения мы сейчас говорим, если всё диктуется волей случая? Уверяю Вас - каждая, даже случайная фотография отвечает всем законам композиции, и в то же время не отвечает ни одному - смотря что (фон или предметы) и как рассматривать. Так о каких-таких счастливых номерах лотерейных билетов идёт речь?
Вторым моментом является собственно усиление влияния произведения искусства на зрителя. Разве с полезностью этого кто-то спорит? Никто. Мне, кстати, довольно трудно тут говорить на эту тему, это очень тонкий вопрос. Я лучше прибегну к образному сравнению. Хотели бы Вы в отношениях со своей девушкой усилить производимое Вами впечатление на неё? Читаете ли Вы книги типа "Как оказывать влияние на людей" или "Как заставить себя полюбить"? Не кажется ли Вам, что это сугубо ремесленный подход, и что Вы тем самым превращаете свою фотографию в проститутку, угодную пользователю, то есть зрителю? И самое главное: поймите, что развитие любого вида искусства определяется не вкусом толпы, не зрителем, а создателем, творцом. Так что смело заступайте за границы, идите вперёд, экспериментируйте, и не обращайте внимания на оценку Ваших фотографий, которая всего лишь показывает, умещаются ли Ваши работы в прокрустово ложе современного искусства.
Ставя под сомнение важность следования композиционным приёмам, я хочу отметить два момента.
Для того, чтобы определить хотя бы направление в котором стоит двигаться, вспомним о том, что учение о композиции старо как сама живопись, поскольку самый первый творческий импотент, простите, аналитик, появился на свет одновременно с первым живописцем. С тех пор эти самые принципы никто не пересматривал, а только добавляли своих. Что совершенно неверно. Не кажется ли Вам странным то обстоятельство, что фотоискусство, которому чуть больше сотни лет, пользуется законами композиции, описанными ещё в эпоху Возрождения? Говоря о композиции как о средстве изобразительного языка искусства, почему-то обычно забывают, что этот язык меняется вместе с развитием общества. Поэтому мне казалось бы, что осмысление тех оплеух времени, которые окружают каждого из нас сегодня, помогло бы изобразить это время, с соответствующей компоновкой. Я не считаю, что язык фотографии это застывшее навека образование, как к примеру, церковная догма, по всем известной причине, что содержание искусства более-менее постоянно во времени, в то время как форма постоянно меняется. Ну, а композиция как раз и является частью формы. Большей её частью.
Так что не заморачивайте свою голову всякой малопригодной на практике ерундой, придуманной на досуге от нечего делать, а доверяйте своим чувствам, особенно чувству меры и гармонии, которые, как известно, не воспитаешь прочтением книг, и всё у Вас получится. Ну, а если не получится - читайте книгу готовых рецептов для начинающих домохозяек от фотографии под названием "Композиция".
|
Re: Лохотрон инженера
От аналитика и слышу
===========================
Так что не заморачивайте свою голову всякой малопригодной на практике ерундой, придуманной на досуге от нечего делать, а доверяйте своим чувствам, особенно чувству меры и гармонии, которые, как известно, не воспитаешь прочтением книг, и всё у Вас получится. Ну, а если не получится - читайте книгу готовых рецептов для начинающих домохозяек от фотографии под названием "Композиция".
===========================
Правильная фраза, если вдуматься.
Что же до "коммерческого" применения Учения о Композиции, то это просто здорово (по-моему) описано здесь: www.lib.ru хотя и (не)много другими словами. :-)
Я, впрочем, к Фотоискусству отношения не имею...
Веб-мастеру:
Я вот заразился, никак выздороветь не могу. Cтрадаю от художественной композиции. :-))
А Беседина ждём-с.
...не имею времени на подробный искусствоведческий и композиционный анализ, и даже на изо-ликбез, мне этого каждый день на работе хватает. Но если сильно хочется, то мои расценки не так уж велики: частные уроки и консультации = 300 руб/час, пожалуйста. Можно и заочно через Интернет...
Одним комментом здесь что-то объяснить, а тем более - показать, доказать - невозможно. Когда у ХЭ и его апостолов кроме желания доказать никчемность художественного образования появится желание понять - поймут. А может быть и нет. Странно только - вроде взрослый человек - обычно этот юношеский нигилизм к 20-25 годам проходит... Или после 1-2 семестра любого творческого ВУЗа, или даже училища. А вообще у ХуЭла здесь роль - желтожурнальный ортодоксальный популизм в расчете на инстинкты и рефлексы неучей... Он с таким же успехом может что угодно описать; не удивлюсь, если завтра прочитаю его опусы, типа "арифметика - прибежище для тупых", "рифма - ступор истинного поэта", "мелодия - оковы песни", "цвет - ложь художника", "линия - черное пятно на белом лице графики", "рояль - балалайка с 563-мя струнами", "симфония - как какафония гимна глухих"... и еще сколько угодно могу написать подобных броских названий (ХуЭл, дарю темы!), по которым можно сочинять бесконечные тексты, возможно и такие, как и про композицию иные хуэлы от художественных псевдонаук пишут. Согласен, чего только не пишут "кандидаты в доктора"! Кто-то в области художественной композиции, кто-то в области художественного освистывания композиции... Лохотрон, одним словом.
Та ну - "на днях"!
Забыл добавить
===========================
мои расценки не так уж велики: частные уроки и консультации = 300 руб/час, пожалуйста. Можно и заочно через Интернет...
===========================
Я бы записался. А дешевле нельзя? А Вы точно искусству, а не ремеслу учите? Сколько часов курс? 10?
Статья ставит, наверное, самый важный вопрос для фотографа любителя, это вопрос творческого роста. Именно для любителя, ибо профи чаше всего занят несколько другой проблематикой, как быть коммерчески успешным, например. Здесь уровень владения ремеслом решает всё. Наверное, здесь лежит причина Вашего с Элементом взаимного непонимания. К тому же профи почему-то уверены, что всё знают, тем более, если им случается читать лекции в Вузах :-))
Итак, с чего же начинает среднестатистический любитель? Ну, сначала он снимет свою первую плёнку, получит отстой на выходе почешет репу и начнет задавать вопросы. Будет прочитаны н-ое количество журналов, сайтов, книг и искусствоведческих опусов, если конечно вообще найдет последние два наименования:-)) ибо мало их. Сначала он будет грешить на технику. На разрешающую способность, дисторсию и хроматическую аберрацию своего старого гелиоса. Потом знающие люди расскажут про композицию, будет чем заняться следующие пару лет:-)) Ну вот куплена неплохая техника, композиция освоена, более менее. Снимки стали заметно лучше, но не что-то не то... Ибо цель не заключается в получении резких и правильных снимков, хочется чего-то другого. Понятно, что железки-стекляшки это не главное, проблема в чем-то нематерьяльном. Ещё раз сканируем н-ое количество источников. Что тут у нас ещё есть? Свет, цвет всё та же композиция. Ладно, ладно я уже понял, попробуем ещё раз....
Можно потратить время и освоить все эти технические тонкости, всё это не сложно. Но фишка в том, что удовлетворения всё равно не получишь. Ибо о главном почему-то не пишут. Что творчество это путь духовного становления, что тему нужно чувствовать кожей, что если во время съёмки тебя колбасит от притока адреналина, то ты рядом с чем то важным. Всё это было когда-то реальностью, когда ты снимал ту самую первую плёнку.
Композиция это лохотрон, ибо пытается занять неподобающее ей место. Она пытается представить себя как хранителя фотографии, тогда как её место в косметичке. Это один из сервис менов, причем не самый главный. К сути не имеет никакого отношения.
И мы уж не понимаем того, что аналитика - это жирная точка в конце предложения, сказанного до нас, а не заглавная буква в начале следующего, которое надлежит сказать нам самим. (с)Х.Э.
Мне очень понравилась эта мысль..
Кстати, мне тоже показалось, что Олег Беседин не читал самой статьи. Я давно уже заметил, что есть люди, которые критикуют всё то, что я скажу, независимо от того, что было сказано. :-))
"...Для того, чтобы определить хотя бы направление в котором стоит двигаться, вспомним о том, что учение о композиции старо как сама живопись, поскольку самый первый творческий импотент, простите, аналитик, появился на свет одновременно с первым живописцем..." = ну ведь трескотня бессмысленная! Но как революционно-самоуверенно "опускает" всех этих "живописцев", "композиторов", "кандидатов" и прочих "шибко умных в шляпе".
А я и не возражал ему по сути сильно-то (толку-то?). М.б. Вы тоже не очень меня внимательно прочли, я ведь там резюмировал: "...Согласен, чего только не пишут "кандидаты в доктора"! Кто-то в области художественной композиции, кто-то в области художественного освистывания композиции... Лохотрон, одним словом!..."
===========================
А я и не возражал ему по сути сильно-то (толку-то?). М.б. Вы тоже не очень меня внимательно прочли, я ведь там резюмировал: "...Согласен, чего только не пишут "кандидаты в доктора"! Кто-то в области художественной композиции, кто-то в области художественного освистывания композиции... Лохотрон, одним словом!..."
===========================
Почему, я заметил. Только понять это можно двояко. То ли согласие с автором в неприятии этих "критиков", то ли обвинение Элемента в такой же игре в лохотрон. А может то и другое одновременно?:-))
Врят ли Х.Э. пишет для непрофессионалов и пытается ловить невинные души;-)) Вы его демонизируете:-))Мне кажется это форма самоанализа через диалог с аудиторией. А диалог это равенство сторон, здесь не получится поучать, да он этого и не хочет. Дима, извини, что я тут без тебя о тебе:-))
угу, так что почитать кое-что не грех, читать вот только надо трезвым взглядом, не обольщаясь и не фетишизируя.
=а доверяйте своим чувствам, особенно чувству меры и гармонии,
:)) осталось самая малость - выяснить, как этим чувстам "научиться", "развить", "воспитать".
ps Кстати, о Карнеги. Вроде бы ясно-понятный такой "мануал" - как управлять людьми к своей пользе... однако в нём регулярно скороговорочкой проскакивает фраза "только делать это надо искренне".... мда. А как, к примеру, искренне улыбаться человеку, который тебе органически неприятен - о том ни слова. Самое главное он и зажал. :)
Со мной в жизни случалось немало раз, когда я буквально ненавидел человека с первого взгляда, не разобравшись. Но "дав ему шанс" можно иногда опень сильно себя удивить.
В принципе, этот весь "мануал" не работает если не следуешь ему "от чистого сердца" что ли... ИМХО конечно.
А почему бы нет? Мне по прежнему надо ходить на работу, и чтобы мои техники и коллеги не "закладывали" меня, а ноаборот содействовали мне, чтобы мои запросы выполнялись а не откладывались в долгий ящик (мой начальник почему-то не любит когда инженер не может провести тест, а техники блокируют нелюбимого инженера со своей стороны). Мне также нравится когда мне дают повышения а не увольнения, потому что я хороший парень.
Я знаю, мы все воспитаны иначе, нам кажется что все это делать стыдно и нас должны судить по делам и тому подобный соцреализм, но реальность не такова.
Карнеги напоминает мне старого болтливого коммивояжёра с подозрительно хорошим пищеварением,расказывающего зевающей родне о своём полном просветлений восхождении на вершины духовного и материального счастья:)
Re: По видимому это рецензия мальчика в бесболочке задававшего вопросы А. Лапину на презентации его книги "Фотография как.." в малом манеже ?
Re: По видимому это рецензия мальчика в бесболочке задававшего вопросы А. Лапину на презентации его книги "Фотография как.." в малом манеже ?
Re: По видимому это рецензия мальчика в бесболочке задававшего вопросы А. Лапину на презентации его книги "Фотография как.." в малом манеже ?
ψ-хология, понимаешь! :-)))
Re: По видимому это рецензия мальчика в бесболочке задававшего вопросы А. Лапину на презентации его книги "Фотография как.." в малом манеже ?
Re: По видимому это рецензия мальчика в бесболочке задававшего вопросы А. Лапину на презентации его книги "Фотография как.." в малом манеже ?
Re: По видимому это рецензия мальчика в бесболочке задававшего вопросы А. Лапину на презентации его книги "Фотография как.." в малом манеже ?
А я уж было собралась познакомиться с умничкой... раскрутить на парочку по-настоящему умных высказываний, а то и на серию статей... для таких глупеньких, как я... ну хотя бы на интересную дискуссию...
нет в жизни счастья.
:)
Нет, это рецензия малыша в памперсах.
Re: Нет, это рецензия малыша в памперсах.
===========================
А Вы по сути можете что-то сказать?
===========================
Если понимания вопроса нет, так хоть памперсы поменяй, а то они уже твою суть не вмещают. :-))))
Коль не понимаешь сути, я тебе лучше анекдот расскажу.
Ну, он и говорит: "Идёт по пустыне один верблюд, за ним другой верблюд, за ними третий.....".
Комиссия от скуки уснула.
Просыпаются, а тот продолжает: "одна тысяча триста пятьдесят шестой верблюд, за ним - одна тысяча триста пятьдесят седьмой..." Комиссия: "А суть-то, суть?" - "А ссуть-то этого.... прямо в песок и ссуть".
Re: Коль не понимаешь сути, я тебе лучше анекдот расскажу.
Re: Коль не понимаешь сути, я тебе лучше анекдот расскажу.
Re: Коль не понимаешь сути, я тебе лучше анекдот расскажу.
Re: Коль не понимаешь сути, я тебе лучше анекдот расскажу.
Кстати, искусство, основывающееся на геометрии - наверное архитектура. :-))) Как же в ней без геометрии?
Возьмем двух мальчиков. Не... двух мало. Трех мальчиков. Предположим, что каждый учил в школе геометрию и впоследствии стал архитектором. Один спроектировал барак, в котором жили люди. Много бараков, я в одном таком живу. :-) Второй построил Храм, который прекрасен, но куда я попадаю реже значительно, а третий построил нечто настолько уникальное, что я только на открытке и видела.
Данную тему можно понять и как призыв не строить бараков, и как призыв не учить геометрию. Я все-таки склоняюсь к первому.
Мне кажется, что тому, кто построил уникальное, не помешали знания геометрии. Талантливому фотографу, не помешает знание композиции, он воспримет это не как догму, а как инструмент. Хочу - использую, хочу - нет.
Re: Вдруг стало интересно, что такое....
Учебник о композиции - результат полученных знаний. Она не запрещает нам "деятельность по получению нового знания". Если кто-то не идет дальше учебника - его проблемы. :-)
Re: Вдруг стало интересно, что такое....
А само развитие науки - эт не "наука", это творчество, тут надо от правил, моделей и догм уметь уходить.
И понимать их относительность.
Ученье свет. Не засветить бы пленку...
===========================
Кстати, искусство, основывающееся на геометрии - наверное архитектура. :-))) Как же в ней без геометрии?
Возьмем двух мальчиков. Не... двух мало. Трех мальчиков. Предположим, что каждый учил в школе геометрию и впоследствии стал архитектором. Один спроектировал барак, в котором жили люди. Много бараков, я в одном таком живу. :-) Второй построил Храм, который прекрасен, но куда я попадаю реже значительно, а третий построил нечто настолько уникальное, что я только на открытке и видела.
=====================================
Барма и Постник (говорят ещё, это был один человек) наверняка МАРХИ не заканчивали, а Покров, что на рву (Василия Блаженного) - построили.
Выпускников музыкальных вузов по специальности "композиция" - сотни, а компзиторов - единицы...
Учиться, нет спору, надо. Но не всем это помогает. Если искры внутри нету...
=========================================
. Талантливому фотографу, не помешает знание композиции, он воспримет это не как догму, а как инструмент. Хочу - использую, хочу - нет.
===========================
Вот-вот, именно...
Архимед с Пифагором в МАРХи тоже не учились, как ни странно.
Облом-с.
То же самое касается и дорогих фотиков. У них зелёная зона умнее и у чайников фотки будут качественнее, резче и красочнее. Что им, собственно и надо.
С искусством вообще полный бардак. Если есть пробивная сила и способности к саморекламе, снимать можно что угодно и как угодно. Важно только, чтоб оригинальное. Главное, чтобы нашлась куча дураков, покупающих это за большие деньги и считающих себя ценителями. Тогда любая карточка снятая с бодуна трясущимися руками будет при соответствующем оформлении пролезать в передовые художественные галереи.
Re: Облом-с.
Re: Облом-с.
Подавляющее большинство откликнувшихся (а их было много) посоветовали ей пойти в магазин и накупить книг. Читать их очень внимательно, читать, потом фотографировать, и снова читать, и фотографировать. Но книги - главное. О композиции как раз.
Абсолютное меньшинство (в котором и я оказалась) посоветовало не зацикливаться на книгах, пофотографировать без них для начала. Может их и читать не стОит.
Про "сэнсэя" не сказал ни один человек. От Вас я такое впервые слышу.
Как отличить начинающему неопытному фотографу мастера от прохиндея-декларатора?
З.Ы. А та девушка наверное, в книжном магазине закопалась, не пишет больше.
Re: Облом-с.
= Так "по делам его"... И не зацикливаться на одном. Выбирать, к сердцу прислушиваться, умом проверять. Вообще-то найти Учителя - редкое счастье. Увы, часто от географии зависит и от стечения обстоятельств. Мне так ребятишек в наших школах "средних" жалко! Там всегда есть весьма хорошие талантливые преподаватели физики, математики, но никогда там нет художника. Потому у нас все калеки "на глаз", при средне неплохом общем образовании. И этот перекос потом криво вылазит...
Re: Облом-с.
Вот предположим, есть тот начинающий неопытный фотограф (читая основной постинг - я вобщем частично себя узнала даже).
Рано или поздно фотограф этот пришел к мысли, что ему надо не просто щелкать направо и налево, а идти вперед и целенаправленно.
Что ему делать? Он понял, что дело не в технике. Он понял, что книги сами по себе ему не помогут.
Учитель. Только вот проблема, как выбрать. К сердцу прислушиваться... Год с небольшим назад я высунула нос на один фотосайт (не сюда). Я себя помню, я была в восторге от работ одного из Авторов. Я хотела попроситься в ученицы, но постеснялась. То есть я даже письмо ему написала, но как-то не сложилось. А сердце как раз к нему лежало очень даже. Через год, теперь, меня тошнит от его однообразных туманов на рассвете. А если бы я тогда с ходу пошла бы к нему в ученицы - я такое снимала бы сейчас сама наверняка.
Чем больше я об этом думаю, тем меньше понимаю. Найти свой путь в фотографии, мне теперь кажется ничуть не проще, чем понять себя. Многие это могут? Да ни фига.
Re: Облом-с.
===========================
Год с небольшим назад я высунула нос на один фотосайт (не сюда). Я себя помню, я была в восторге от работ одного из Авторов. Я хотела попроситься в ученицы, но постеснялась. То есть я даже письмо ему написала, но как-то не сложилось. А сердце как раз к нему лежало очень даже. Через год, теперь, меня тошнит от его однообразных туманов на рассвете. А если бы я тогда с ходу пошла бы к нему в ученицы - я такое снимала бы сейчас сама наверняка.
===========================
Если ученик не превзошёл учителя, то грош цена и тому и другому.
Те люди, которые учили меня не правильно были, пожалуй, раз в десять полезнее тех, на которых хотелось ровняться.
Re: Облом-с.
===========================
Действительно, вообще-то композиция - это десяток простых базовых постулатов, простых как арифметика. Отличие лишь в том, что постижение (обучение) идет не через зубрёжку, а через ряд упражнений и обязательно под "присмотром" мастера. По книжке не выучишь.
===========================
Не надо набивать себе цену :-)
Есть и хорошие книжки. А резултаты упражнений надо просто оценивать посторонним непредвзятым лицом.
Re: Облом-с.
(закон - эт когда результат един и предсказуем, независимо от личности исполнителя)
А главную роль таки играет Личность... сначала , как Вы говорите - учителя (сэнсея), потом, как я догадываюсь - ученика... так?
:)
Хорошо по этим вопросам прошелся К.Поппера, легко видеть, что так называемые "законы композиции" предсказательной силой не обладают и просто позволят _говорить_, что: "Вот это произведение искусства хорошо благодаря следованию законам, а вот это вопреки" и всё!
===========================
"Вот это произведение искусства хорошо благодаря следованию законам, а вот это вопреки"
===========================
Красиво и правдоподобно звучит.
Вопрос Хулиганствующему Элементу
Re: Вопрос Хулиганствующему Элементу
Re: Вопрос Хулиганствующему Элементу
Re: Вопрос Хулиганствующему Элементу
Re: Вопрос Хулиганствующему Элементу
Мы люди не особо гордые. :-))
Re: Вопрос Хулиганствующему Элементу
Re: Вопрос Хулиганствующему Элементу
И ХЭ и Беседин правы :-).
Элементъ прав в том (и многие его поддержали), что слепое следование "законам" композиции не гарантирует успех и художественность фото и наоборот. Кстати я знаю несколько человек которые боятся изучать эти "законы". Есть у них сомнение - смогут ли они после этого фотографировать.
Олег совершенно прав, что учиться полезно. Как пример из другой жизни - спортсмены. Большинство тренировок - изнурительное повторение одних и тех же упражнений. Причем упражнения для всех схожи, а Третьяков, Харламовых и Мальцевых единицы. Но ведь без тренировок и Харламов бы не был мастером.
PS мне б найти время и Лапина дочитать :-)).
Поскольку фотография - искуство увидеть и запечатилить момент, то в список к композиции добавим:
а приоритеты каждый для себя расставит.
===========================
... что такое композиция как наука в частности и фотографическая аналитика в целом
===========================
Этот посыл по-моему не верен, отсюда и неверность выводов. Композиция - это не то, что "надо" получить, тем более не то, что "надо получить в соответствии с такими-то правилами", а то, что получилось гармонично в одном случае из миллиона, частично благодаря тому-то и тому-то (если уж захочется это объяснить), а большей частью не почему. А автор сумел это разглядеть, потому что у него "есть вкус". Кстати, тот же Лапин, которого тоже читать "вредно" :) более-менее убедительно об этом говорит. Тут встает вопрос что такое вкус, гармония, красота и т.д. Чувство гармонии, как правильно сказал ХуЭл, нельзя привить. Но при наличии это чувство требует воспитания и развития. При этом почему-то всегда, когда говорят о гармонии и красоте равно как и об искусстве, "забывают" упоминать об относительности этих понятий для разных художественных стилей и для разных культур. То есть для разных художественных идеалов, имеющих совершенно равные права на существование. Некоторые ответы этой ветви говорят о том, что некоторые люди не очень понимают что такое искусство и чем оно отличается от неискусства (я тоже только в начале). А это, кстати, тоже можно понять из книжек (я пока понял то, что это можно понять из книжек :)) ). Только книги книгам рознь - книгу с названием вроде "Технические основы искусства фотографии", пожалуй, действительно читать не стоит, а книги по истории искусства, которые не взаливают на себя тяжесть в двух словах разложить все по полочкам, можно и почитать. Но с критическим подходом. И через некоторое время понять, что якобы извечный вопрос "можно ли спорить о вкусах" имеет ответ - можно, но только в рамках конкретного стиля (или, что то же, художественного идеала). И что художественный стиль - это относительно формализованный набор правил, приемов, философских предположений. И что не "попадание" ни в один из существующих стилей - это далеко не всегда новый стиль (как раз это и получится, если каждый библиофоб будет делать "не как все", считая это своим новым словом в искусстве). И почему это так. И что тот же Пикассо, прежде чем прийти к "новому стилю" - конструктивисткому дадаизму - прошел творческий путь от реализма (!!!) (см., например, его юношескую работу "Старый рыбак") через гору всяких "..измов". Можно еще вспомнить Дали, который говорил, что прежде чем "сюрить" надо научиться хорошо писать реальные сюжеты и т.д. В этом отношении прав Виктор Малышко про три стадии. Но к этим стадиям не относится "изучение" композиции - это ни первая, ни вторая, ни третяя. Она постоянная. Это воспитание в себе чувства вкуса в соответствии с идеалами стилей и направлений, это расширение кругозора. И в одном случае из миллиарда - это создание своего стиля (эстетического идеала и творческого метода) как осознанной, законченной и полной совокупности содержательных и формальных нормативов, пусть и на подсознательном уровне.
А то, что можно изучать по книжкам - это основы компоновки, про нее все сказано совершенно правильно, особенно в части ремесленичества, которое тоже нужно.
Что толку в том, что вы создадите нечто "новое", которое дорого, близко и понятно только вам? А именно таков будет результат такой навязанной самоизолированности от культуры. Я говорю именно про культуру, а не про технические особенности работы с гидрохиноном или основы постановки импульсного "художественного" света в студии. Да и такие книжки можно почитать, опять же запасшись здоровым скептицизмом.
Все вышесказанное - ответ не столько Автору ветви, сколько "библиофобам" :).
Ну так вообще, про жизнь, наверное, получится.
Лично мне ближе всего оказалось мнение Виктора Малышко о трех этапах. Когда-то, когда я занимался музыкой. Занимался я, кстати, балалайкой, так что ПОПРОШУ!!!... не использовать название этого инструмента как оскорбление в адрес роялей, скрипок, гитар и проч. :-) За 14 лет игры на этом инструменте, я как-то перестал задумываться о некоторых вещах, которым меня когда-то учили. Но вот, осваивая классическую гитару, мне эти знания очень даже пригождаются. Я, скажем, сам могу решить хорошо я играю произведение или плохо. Действительно, на начальном этапе очень важно, освоить некую методику управления процессом обучения. Управление - это как известно контроль (сравнение полученного результата с ожидаемым), анализ разницы желаемого с действительным и корректировка действий.
Начнем с контроля. Человек поначалу не может решить сам хорошо он играет, снимает, танцует... или плохо, поскольку не знает как это "хорошо", чего ему ожидать на выходе, по каким критериям оценивать результат, с чем его сравнивать. В этом отношении теория искусств, точнее конкретного вида искусства, очень даже небесполезна.
С анализом на первых порах еще хуже. Почему небо совершенно белое? Почему нет ощущения пространтва? Как получилось, что самолет на взлете выглядит стоящим уже не первый год?
Такая же история с корректировкой. Выдержка, диафрагма, фокусное расстояние, кадрирование, фильтры. Как, чего и когда крутить -- ведь это все тоже надо постичь. Но! Во-первых постигать надо в комплексе: контроль, анализ, корректировка. Часто при обсуждении карточек в форумах, в статьях и т.д. предпочтение отдается какой-либо одной составляющей управления. Обычно советам по корректировке, реже анализу, но главное, часто без мысли о том почему, для чего. Во-вторых, необходимо понимать, что все это лишь начальная стадия, подготовка. Форма, цвет, свет, композиция, матчасть -- это таблица умножения. Как известно, в серьезной математике таблица умножения -- вещь не самая первостепенно важная, а иногда и весьма относительная. Бывает, что дважды два -- вовсе не четыре, правда надо отдавать себе отчет в том, что тогда и трижды три -- скорее всего не девять.
Дмитрий (и не только он) абсолютно прав, что через какое-то время, ты вроде бы и выучил наизусть все законы композиции, перспективы, цвета, света; купил приличный аппарат, оптику, фильтры, штатив и вспышку; не забыл и про приличную фотосумку, подумываешь об экспонометре, испробовал все возможные типы пленок, а чего-то все не то. У любителей подобное состояние видимо выражено ярче, поскольку снимают они (вообще воворя, "мы снимаем" ) в основном для себя, иногда дарим интересные работы друзьям, родным, коллегам, и все это время от времени начинает напоминать, извините за выражение, онанизм. И здесь не стоит искать утешения в композиции, переспективе и др.
Чуть-чуть научившись водить машину, получив права, вы тут же начинаете получать ощутимое удовлетворение стоя в пробке по дороге на работу. Для любителя фотокамера -- это не мясорубка, не автомобиль и даже не компьютер. Она не начинает приносить пользы сама по себе, как только ты научился ей пользоваться. Речь вовсе не о том, что профессионалы пользуются своими камерами как мясорубками. Просто у них есть цель: заработать деньги. У любителя цель другая: говоря по рабоче-крестьянски, получить эстетическое удовольствие. Первое, на мой взгляд, вовсе не исключает второго и, зарабатывая деньги, параллельно можно быть любителем. Просто как выглядит это самое эстетическое удовольствие понять довольно сложно, если вообще возможно. Как мне кажется, в рассматриваемой статье автор говорит читателю: "Ребята! Не нужно искать ответ на этот вопрос в умных статьях про композицию и технику съемки. Также, эстетическое удовольствие -- это не удовольствие от десяток, реков и прочих выражений щенячего восторга, испытываемой при созерцания ваших карточек. Все это фигня. Ищите свою гармонию сами где хотите и как хотите, но только не в заумных статьях всяких там фотоаналитиков"
Уровень развития фотографа, как творца носит логарифмический характер. То есть сначала результат чувствуется сильнее. Потом начинается, ну как бы сказать, шлифовка -- медленное развитие. Шлифовать нужно уже не только и не столько свои знания и навыки, шлифовать нужно свое осознание зачем, почему, для кого я все это делаю. Кстати, может и не зачем, может не для кого, может лучше заняться плаванием?
При помощи одной только таблицы умножения теорему Ферма не доказать. Алгеброй гармонию можно только проверить. Но она бессильна при поиске этой самой гармонии. Фотографию нужно ценить и любить. Ею нужно заниматься! Быть может тогда мы сможем понять зачем нам все это надо.
Re: Ну так вообще, про жизнь, наверное, получится.
Великое закрытие 2
только если в мультике кое как детишком объясняли, что не закон физики заставляет падать орех на голову мартышке, он лишь описывает это явыление, то тут до этого дело не дошло. Самое нелепое заявление в этом форуме, что композиционные законы (или схемы) _ВЛИЯЮТ_ на восприятие зрителя проглочено всеми на ура.
можно поздравить автора: лохотрон состоялся
P.S. если над геометрией по мнению автора нет надстройки в виде искусства, соблагоизволит ли автор ответить на вопрос, на чем же тогда основан конструктивизм?
Браво!!!!!
Всетаки считаю , что фотограф без эксперимента, это копировальный аппарат прошедшией действительности.....
"Вся наша жизнь, как вы понимаете, состоит из сплошных правил. Но хорошо известна
истина: некоторые правила необходимо изучать только для того, чтобы потом их нарушать. Здесь нужно добавить одно слово: оправданно. Одно дело – неграмотно написанный текст, другое – проза таких писателей, как Хармс или Платонов.
Правила – это всегда «как надо». Существуют правила как рисовать фигуру человека или компоновать кадр. Такие правила необходимы начинающим, без них они ничего не нарисуют и не скомпонуют. Но для человека, владеющего мастерством или, скажем, заболевшего творчеством, любые правила и запреты – главный враг, он должен эксперементировать, искать и пробовать.
Плохо, когда эти эксперименты начинаются с отрицания всего, что было сделано другими. Чаще всего такой подход свойствен молодым, и в подавляющем большинстве случаев он заводит их в болото полного невежества или же в тупик какого-нибудь «изма». Как ни странно, молодым почему-то не приходит в голову одна простенькая, но ценная мысль: «И до меня были умные люди, которые искали то же, что ищу я сегодня. И, может быть, они чего-то нашли, и стоит читать их книги, смотреть и стараться понять их картины и фотографии?».
Правила помогают, когда не знаешь, что делать. И они же мешают, когда знаешь.
Более того, как это ни парадоксально, начинающий фотолюбитель, который не отрывает камеру от глаз и кладет ее на ночь под подушку, может совершенно случайно сделать удивительные снимки, потому что просто не знает, как надо снимать. А человек, получивший фотографическое образование и знающий «правила», таких нестандартных фотографий не сделает, во всяком случае сознательно.
А. Картье-Брессон гениально сказал в одном из интервью: «Я признаю принципы, но ненавижу правила».
Под принципами можно понимать законы восприятия. Они не сводятся к каким бы то ни было правилам. Они не о том, как должно «сочинять» изображение, а о том, как это сочинение воспринимается. Это не рецепты, а именно принципы, отвечающие особенностям нашего восприятия равновесия, симметрии, ритма, движения, единства, гармонии и цельности, а в конечном счете – содержания композиции."
Первое. Как правило, таких снимков нет. Или вообще, или почти. А когда они появляются, это результат чаще всего не "отсутствия знаний", а наличия таланта. Кстати, талантливый человек тем и отличается от бездаря, что все законы для него - данность, но не догма.
И последнее. Главгая проблема всех подобных обсуждений - заезд в противоположную крайность, когда знание правил композиции, например, объявляют чуть ли не вредным. На самом деле это оправдание элементарной лени, нежелания учиться, а нередко и неспособности.
Принципы же лишь направляют но не заставляют.