Павел027 Вопрос о фотошироте |
|
Подскажите: как я понял у слайда охват 5 ступеней, но ошибки там не прощаються у негатива охват 7 ступенй и поэтому ошибки прощаються Мне не понятно 1. Зачем слайд когда у негатива лучьше охват и соответственно он передаст больше деталей в сложной ситуации а в несложной даст результаты не хуже позитива. Как мне смутно обясняли негатив тоже воспроизводит только 5 но охватывает 7 (2 запасных). что это значит? 2. Что такая за особенная цветопередача у слайда? 3. Какие пленки с максимальным охватом, марка и сколько ступеней? |
Фотоширота, если мне не изменяет память, определяется количеством полутонов, которые может передать эмульсия. Собственно, у слайда как я понимаю, она больше.
По этому поводу ХЭ написал весьма познавательную статью. photo-element.boom.ru Рекомендую. Насчет 5-ти ступеней у слайда и 7-ми у негатива, это несовсем верно. Вообще, моя личная практика показала, что правильно руководствоваться таблицей из указанной статьи, хотя с цифрой "5 ступеней у слайда" я тоже встречался, причем, вроде как даже от довольно компетентных людей. Якобы кодаковские Ektachom’ы имеют примерно такую широту. Верится с трудом. Скорее всего, это какая-то другая экспоширота. :-) У меня были кое-какие догадки на эту тему, но пока я не могу с уверенностью сказать, что они верные.
Вообще о слайде... В принципе, в ваших словах, мол, нафиг оно надо, есть доля истины. Но, лично я не берусь объяснить какая такая у слайда особенная цветопередача. Нужно просто один раз попробовать. Помню, Provia меня просто поразила.
Самая большая проблема со слайдами -- это, как ни банально, деньги. Цена пленки ~180-190р, цена проявки ~100р. Если нету слайд-сканера (не знаю насколько реально сканировать позитив на планшетнике со слайд-адаптером, поскольку слайд гораздо плотнее негатива), то потом не очень понятно чего с проявленной пленкой вообще дальше делать. Все подряд печатать дороговато. Я носил сканировать, благо, что оценить удался кадр или нет можно невооруженным глазом, даже без всяких индекс-принтов. Удовольствие в результате тоже не дешевое. Правда я, попробовав один раз, решил потратить внеочередную зарплату на слайд сканер :-)
Самой большой экспоширотой, как следует из хулиганской статьи, обладают любительские негативные пленки типа Fujicolor Superia, Kodak Gold, Agfa Vista и др. Но, при их использовании, появляются некоторые недостатки. Зерно, дозревание и остальная дребедень -- это обычно вовсе не так важно, как кажется. Хуже то, что эти пленки легко проглатывают изменение экспозиции на полторы-две ступени, особенно в сторону передержки. Они считают фотографа дураком (что часто оправдано :-) ), поэтому не дают совершить ему ошибки. В результате нормальноэкспонированный и скорректированный кадр будут практически неотличимы на глаз. Это, увы, не всегда есть хорошо.
что есть ступень думаю знают почти все. на всякий случай: ступень велечина качественная (а не количественая, как её пытаются представить некоторые авторы), то есть обозначает не какое-то количество света, а его соотношение или изменение, короче говоря, одна ступень - изменение количества света или светового потока в 2 раза.
слайд действительно имеет широту 5 ступеней, и ошибок не прощает. но зато и меньшую зернистость, более высокий контраст и более насыщенные цвета (для сканирования это важно: скан с негатива лучше скана с фотокарточки ( если кончено делать это на соответствующем оборудовании))) прямая печать со слайда дает более лучший результат, особенно на больших форматах.
фотоширота цветного и монохромного негатива больше: про-пленки ближе к 10, любительские больше 10 ступеней (как правило во все мыльницы, и самые «безмозглые» и продвинутые заряжают именно их - потому и приходится им «выдерживать» и ошибки фотолюбителей и ошибки камер) но при печати в минилабе на бумаге будут те же пять ступене, ни больше: с негатива с большим интервалом плотностей можно либо проработать света и провалить тени, либо можно проработаьтт тени и завалить света, но получить проработанные и света и тени - никак. контраст при печати не меняется. в целом чем больше широта у любительской пленки, тем хуже цветопередача. и наоборот - чем точнее цветопередача у про-пленок, тем меньше широта.
классический чб имеет ещё большую фотошироту, зато и все прелести ручной печати и варьируемого контраста. но это уже совсем другая история)))
2. см.1
3. самая большая широта у чб, и она зависит от обработки, см Анселя Адамса