Яхен Репортажная сьемка. Каким образом? |
|
Помнится мне, что как-то Хулиганствующий Элемент то-ли в обсуждении какой-то фотографии, то-ли в форуме высказал такую мысль. Что хоть он и подкован весьма в теории, но толковые фотографии получаются у него не благодаря, а скорее вопреки этой самой теории. Вот я и задумался. Попытался примерить эти штаны на себя. И решил для себя, что я совсем другой :) А для проверки просто попробовал сделать работу в которой элемент творчества отсутствует совершенно. т. е. взять голую теорию + камеру и попробовать получить результат. Собственно вот он результат «*»
|
Если репортаж - это рассказ о событии, то, ИМХО, результат будет зависеть только от способности находиться фотографу в нужной точке в нужное время. А уж качество получившегося снимка зависит от его, фотографа, мастерства. Репортаж и постановка - это полные противоположности, ИМХО.
Хотя, ИМХО, если Вы профессиональный репортёр, то и снимите профессионально и по шаблонам, незадумываясь особо, но и результат будет соответственно пресным и ничего, кроме расположения и вида фигур, не выражающим. Съёмка по шаблону - это не искусство, оно неповторяемо. Шаблон - это карточка в газету. То, к чему редактор привык, да и читатель.
Я думаю, что репортаж - это повествование о неповторяющемся событии, а жанр - это повторяющееся, ежедневное явление из жизни людей, облечённое в литературную форму. Причём, как понимаете, видов литературных форм существует много.
репортаж - я отражаю событие или ситуацию
жанр - я создаю это сама, то есть жанр - как бы репортаж наоборот. Видят не то, что есть на самом деле, а то, что я им хочу рассказать.
, и вы это снять захотели, но вот беда- фотоаппарат дома забыли, а был бы неплохой репортаж...
А пришли в студию, наняли двух актеров, нарядили их, восоздали приблизительную обстановку и сняли. Все по-настоящему на карточке получилось, никто и не отличит - вот это жанр.
А еще можно представить жанр - как съемку в определенных условиях, определенной обстановке, которая рассказывает нам о событии или человеке, и совсем необязательно это постановка, просто туда могут внестись несколько деталей подчеркивающих сюжет, либо украшающих карточку.
В том виде, в котором я его снял, он был у меня в голове уже пару месяцев назад. Практичеки один в один. Сначала была идея, за тем я нашел место, потом прикинул, как оно будет выглядеть в тот или иной момент времени, потом в голове родился определенный план, потом этотплан лег в виде карандашного наброска на бумагу. А потом я просто дождался нужного дня, взял камеру и просдо сделал механическую. работу т. е. пришел в нужное место в нужное время и нажал на кнопку. Но ведь с репортажем так не получится. Мало того. Даже с портретом так не получается. Сликом велик элемент случайности. Возможно я что-то не понимаю, или мне просто не дано. Потому, как с портретами та же беда, что и с репортажем. мало того. Очень часто с камерой в руках в городе, я чувствую, по прошествии буквально нескольких секунд, что вот именно сейчас и был тот момент, когда нужно было нажать на спуск. Даже ту самую фотографию вижу. Но поздно. Момент ушел. Почему так?
И вообще, не зря же во всех камерах есть режим непрерывной съёмки. Думаю, что это полезный режим, хотя сам никогда им не пользуюсь: я просто почти не снимаю репортаж.
А что касается непрерывной сьемки, так у меня сотни метров отснятых "типа репортажных" пленок. Которые я храню исключительно как доказательство моей творческой импотенции. Потому, как самому на них смотреть противно. Количество в качество не переросло.
Когда я вижу грамотно и с чувством снятый пейзаж или натюрморт или еще какой-либо постановочный снимок ( за исключением разве что портрета) то я говорю себе : "и как же я , дурак, раньше не догадался так снять?" или что-то вроде "нужно внести пару изменений и переснять". Не в похвалу себе будет сказано, но я могу в точности повторить практически любой жанровый снимок, собственно говоря для этого и не нужно никакого особого мастерства, просто некторое умение. А вот когда я вижу репортаж, который цепляет меня за живое, я с грустью и завистью говорю себе "я так никогда не сниму" потому, что просто не пойму, или не успею в нужный момент. :(
Пока, что я понял, что метры отснятых репортажных пленок этого умения не дают, так как понимание нужного момента приходит с опозданием.
Мjжет это "синдром пейзажника" ?
Попробую чють чуть с своей колокольни рассказать. Всетаки достаточно много репортажа фотографирую.
Репортаж можно разделить всетаки на несколько вариантов :
1. репортаж о каком то конкретном событии. Иными словами освещение события.
2. репортаж в смысле выйти на улицу ( в лес, на концерт и тд) и искать сюжет мгновение из повседневной жизни или какойто более менее неспланированный заранее сюжет .
Очередность попыток всетаки произвольная и то и другое сложно и просто одновременно и главное при реализации п.1 часто бывает более просто занятся п.2 :)
по п. 1 :
все элементарно надо просто понять фотографируемое событие . Попытаться участвовать внем но снаружи. Или найти для себя что то интересное или необычное в этом сюжете и попытаться его показать как можно лучше . Я всетаки противник серийной съемки. Но и пленку беречь не стоит . Просто нажать на кнопку и менять пленку... Такой подход слишком обезличит ситуацию да и процент выхода хорошего резко уменьшится..... Но как только появится ощущение что вот оно вот вот смело жать на спуск и делать несколько кадров. Получилось не получилось не зацикливаться и искать новый сюжет события. Тут как у оператора минилаба тратить много времени на один сюжет нельзя. Глаз привыкает да и момент ушел . Да и задача у нас освещение события, следовательно бегом искать новую точку и сюжет. Естественно можно составить гибкий план работы . И естественно задумываться о классических основах постройки кадра, света и тд. + оставлять немного запаса ибо объект съемки для фотографа не предсказуем.
Наработки и задумки тоже хорошо ИМХО. Всем этим успешно можно пользоваться. Не всегда получается на 100% так как хотелось . Но часто и находится что то новое. Кстати для меня это серьезный пункт. Так как всегда пытаюсь найти место эксперементу.
по п. 2:
Тут сложный вопрос. И в первую очередь потому , что для автора очень много неизвестного.
Проблема первая - люди очень часто неадекватно реагируют на фотографа. Исходя из этого нужен либо телевик или совсем ширик. С телевиком понятно расстояние. А вот с шириком проще, можно сделать вид , что фотографируешь соседнее дерево угол зрения позволяет даже на 28 мм :)))) Сюжет:
все почти так же как и п. 1 : " надо попробывать понять" . Упражнение простое. Парк в котором не много народу. Сесть на скамейку и присмотреться к людям сидящим на скамейке напротив. Попробывать понять о чем разговаривают , прочитать настроение .... И готов поспорить что в 9 случаях из 10 вы захотите сфотографировать это. Пускай если с точки зрения теории и техники это будет элементарный портрет . Но он будет ЖИВЫМ без позирование и игры чужой роли . Но только в том случае если вас не заметили.....
С пейзажами по настоящему все так же. Но тут надо попытаться взглянуть на банальные и возможно давно знакомые вещи по новому, новым взглядом... Ну и грамотно притянуть то что видишь к своим задумкам и естественно к теории.... Кстати помогает набраться новыъх постановочных идей. Обычно это приходит когда выкидываешь брак:) . У меня есть один сюжет который я пытаюсь снять уже года 3 .... К сожалению место съемки трудно доступно и выбираюсь я туда пару раз за год .... сощелкиваю пленку ... печатую и суровые мысли одалевают.....
+ еще иногда в моменты восторженного желания , что то сфотографировать теоретические основы кудат деваются. Но тут надо себя контролировать . И попытаться пойти по пути как с парком и скамейкой сесть и подумать над сюжетом....
PS Я что то тут много очень написал. Хотя самому учиться и учиться....Зато сам понял что хотел сказать: Надо уметь восторгаться миром нас окружающему. И учить себя искать в нем новые цвета и оттенки!!!!!!!
Если по отработке конкретных навыков (скорость реакции и т.д.) то попробуйте снимать животных (хотя бы домашних) и детей (если своих нет - племянников, знакомых) желательно маленьких, которым Вы можете в любой момент надоесть. Отснимите кадров 500. Выберите 50. Вспомните, воссоздайте ситуацию. Придет понимание момента съемки. Закрепите рефлексы. Попробуйте снова. Количество удачных кадров возрастет.
Если по отработке видения - меняйте точки съемки, ракурсы, планы. Повторите действия, описанные выше.
Репортер не может вмешиваться в событие (не имеет права по определению жанра). Он может лишь предвидеть то, как оно будет развиваться. Поэтому будьте наблюдательны. Причем первое время наблюдайте не только за событием, но и за более опытными коллегами, оказавшимися с вами на каком-то мероприятиии. Для этого их надо посещать (дни города, праздники и т.д.). Кстати, на общественно значимых мероприятиях легче шифроваться - там фотографов много и их не боятся.
Ну и само собой, даже репортажный снимок должен соответствовать какому-то общественно приемлемому уровню, поэтому снимки с обрезанными головами, ногами, руками, закрытыми глазами безжалостно выбраковывайте. Пусть лучше будет обидно, чем стыдно. Что посмотреть? - Попробуйте начать с www.gubern.ru Там все фотографии сделаны репортажно (т.е. без основательной подготовки).
----------------------------------------------------------------------------------------
...купить видеокамеру.
репортаж это не одна фотография, это серия.
в обоих случаях снимающий (оператор или фотограф) управляет только своими действиями: что, как, в какой последовательности снимать, какие планы, какая нагруженность снимков. основной принцип: единство времени и места действия, сюжета.
это все теория (более подробно можно почитать в киношной литературе). ну а практика зависит от фотографа и конкретного случая.