Neska Zuzu Вопрос работающим со средним форматом |
|
Мне любопытно, почему высококонтрастная среднеформатная плёнка даёт такой впечатляющий эффект свечения кожи? За счёт чего так происходит, или это какой-то особый секрет производителя (Ilford, я догадываюсь)? Вот примеры того, что я имею ввиду: #1 #2 #3 #4 #5 #6 |
Впрочем - это "наука", а фактически можно сказать одно: снимки СФ - потенциально душевнее, и это видно практически на любом размере конечного изображения.
эти заметно отличаются не только деталировкой, но какой-то своеобразной цветопередачей, что ли...
другой масштаб изображения на негативе, оптика отличается от узкоформатной, и как следствие другая передача пространства такой оптикой.
Вон - "Волна-3Б" для Киева-60, уж куда "бУджетнее", а картинка - всё одно за версту от 35 мм. отличается...
Всё дело - в потребных масштабах увеличения.
Ну, остаётся только пожелать Вам (вернее - нам), чтобы, хотя бы со временем, "бюджет стал тот" ;-)
===========================
Да ладно - нету!
Вон - "Волна-3Б" для Киева-60, уж куда "бУджетнее", а картинка - всё одно за версту от 35 мм. отличается...
Всё дело - в потребных масштабах увеличения.
===========================
А почему Вы решили что это бюджетный обънектив? На мой взгляд, бюджетность определяется не только стоимостью. Волна действительно неплохая, хотя у меня она была 70-х годов выпуска, говорят новые хуже.
Но если с тем же "Хасселем" сравнивать... :-)
===========================
Проявка и пленка здесь ни причем (если нет откровенного брака). Оптика - безусловно, но это показатель, как обсуждаемые различия, не количественный.
===========================
То есть Вы хотите сказать, что между Фомой и Илфордом разницы нет? Ну-Ну...
Что касается проявки, то я перепробовал достаточно много московских пролабов, после чего достал свой старый бачок, купил хорошую химию, и теперь с проявкой проблем не имею.
===========================
Вы как-то непонятно рассуждаете... Я очень уважаю фотографов, не ленящихся возиться с химией, фирму Ильфорд, Фома, и проч. Речь идет о рисунке оптики, однако.
===========================
Вообще то речь идет о "впечатляющем эффекте свечения кожи"(цитата), могу Вас уверить, что при достижении этого пленка и обработка играют не последнюю роль. С химией я вожусь не от хорошей жизни, однако. Просто жалко своих сил, потраченных на съемку. Если бы мне удалось найти лаб, результат проявки в котором меня бы устраивал, то я бы с ней не возился (хотя с другой стороны, проявка пленки занимает не более часа, при этом масса возможностей влиять на контраст, зерно и т.д.)
===========================
...А у объективов в среднем формате хар-ки похуже, чем у объективов 35мм...
===========================
...Что, кстати, тут же "вылезает" при попытках получить "чудо", ставя СФ оптику на 35-мм камеры... Чуда не получается.
===========================
Кадр больше, требования к оптике ниже. Самая "точная" оптика - у цифромыльниц.
===========================
Самой лучшей оптикой обладают сотовые телефоны.
P.S. В среднем формате "не стоит особого обсуждения" ничего, кроме размера кадра, так как всё остальное там хуже, чем у 35мм :)
P.P.S. Но размер - главное в фотографии :))
ОК, всё ясно :))
2. Совершенно другой подход к съемке на широкую пленку, даже внутренне, чаще работа со штатива. Про внутреннее ощущение не шучу :), мистика свою составляющую дает.
3. Размер пленки, как и размер матрицы, матрица на 5 мп мыльницы и зеркалки, имеющие разные размеры дают ощутимо разные результаты, а здесь еще и сам размер плекнки.
4. Проявление. Здесь конечно больше зависит от того, кто проявляет.
В двух словах, есть такие сюжеты как черное на черном и белое на белом. Например белое яичко на белом блюдце снять так, чтобы и блюдце было блестящим, и яйцо матовым. Узкому формату это недоступно в принципе. И от качества оптики и пленки зависит мало.
Основной причиной является то, что чем больше формат, тем мягче он экспонируется, и тем больше тональный диапазон ему подвластен. В том числе, и благодаря эффекту Эбергарда, заключающийся в том, что малоформатные негативы при одинаковой экспозиции и одинаковых условиях проявления получаются несколько иными, чем на крупноформатных материалах, так как одинаково интенсивно освещенные поля, если они разной величины, дают неодинаковые почернения. Иными словами, на одном и том же негативном материале и одной и той же оптике в зависимости от формата получается разный результат.
Про поля, если честно, плохо поняла... :(
При увеличении негатива, идет потеря контрастности. Соответственно эта потеря закладывается в негатив. Т.е. негативный материал чем от меньше форматом, тем контрастнее проявляется. Плюс происходит совершенно другая динамика экспонирования(см. эффект Эбергарда). Все это вместе и создает те различия в конечном результате. Иными словами в среднем формате добаляются новые выразительные средства, позволяющие работать не только с формой, но и фактурой объекта. Болше тональных ньюансов. Как только это получаешь, сразу появляется желание с этим работать. Соответственно выходишь на сюжеты где возможно всем этим управлять, а именно студийная работа крупным планом, натюрморт.
Кстати во всех приведённых мной примерах только один снимок похож на студийный, а остальные вроде как жанровые.
Не так давно смотрел снимки построеные на градациях черного. Это все равно, что в черном углу сидит черная кошка с черным пятном. И каждый тон действительно черный, а не серый. Справедливости ради скажу, что снимали на Лингоф 9х12, с печатью на Ильфорд.
===========================
По-моему это как раз точное описание того, что привлекло моё особое внимание на СФ-снимках.
===========================
Повышение микроконтраста на границе светлого-темного выражается в образовании контуров на этих самых границах, вплоть до образования белых полос (линии Макки) особенно заметных при соляризации. То что Вас привлекло, это способность материала передавать гораздо больший тональный диапазон, чем привыкли. Приведенные примеры сняты при дневном рассеяном свете, при котором на узкую плнку получается банальная серятина с рваным контрастом. Средний же формат позволяет вдохнуть в это жизнь, и чем он больше, тем больше жизни. Оптика Хасселя несомненно хороша, но она в данном примере не главная. Все заложено в формате. Простой пример- Цейс на Контаксе не дает такой пластики, даже с вакумным прижимном столиком, даже при авторской печати на серебре на хорошем станке.
К сожалению, все это нужно смотреть непосредственно на отпечатке. Интернет снижает впечатление. Более того, как правило человек решивший перейти на средний формат, сталкивается с тем, что изучает новые выразительные средства, и только постепенно начинает выходить на то качество, которое ему дает техника. Иными словами, просто начать снимать на среднеформатную технику еще не значит получить то качество, которое в ней заложено.
Иными словами, просто начать снимать на среднеформатную технику еще не значит получить то качество, которое в ней заложено
Ну мне это всё равно не грозит :), так что я чисто теоретически интересуюсь.
почему проработка полутонов охватывает либо света, либо тени, но не всё сразу?
====================================================
Прорабатывается и то и другое, в пределах фотошироты. К сожалению, все это необходимо смотреть и сравнивать живьем. Лучше всего авторские отпечатки на серебре. Джипег многое съедает, но даже он не может убить очарование среднего формата.
Мое мнение, что конечный результат в фототворчестве- отпечаток оформленый в паспарту. Все остальное- предварительные зарисовки. Если приводить отпечатки к такому виду, то и вопросов как этот будет меньше (общее замечание, не относящееся к кому бы то ни было)
Другими словами, сохранятся ли эти эффекты если вместо пленки экспонировать изображение на цифровую матрицу?
===========================
— Эффект "светящейся кожи" вряд ли свойство оптики. Я не знаток студийного света, но по-моему это близко стоящий свет и черные экраны-поглотители вокруг модели. Смотрится, конечно, свежо - ведь в домашних условиях это не очень применимо:-))
===========================
Вот. www.mformat.com
Меня что-то заинтересовал этот вопрос. Надеюсь, Неска будет не очень сильно ругаться, узнав что я ее без разрешения процитировал :-)
Очень наглядно отражает то, что я имею ввиду.
===========================
Павел, вот здесь посмотрите - Очень>www.zija.net
Очень наглядно отражает то, что я имею ввиду.
===========================
Я понял что Вы имеете ввиду. Фишка в том, что есть фотографии, где этого эффекта нет.
===========================
...я тем не менее тоже практически всегда узнаю Хассельблад среди прочих среднеформатных камер...
===========================
Ой недаром в хасселевских кассетах присутствует маленький v-образный вырез, который только и позволяет отличить негатив, снятый хасселем от негатива какого-нибудь ролляя :))
www.mformat.com
Кому уж сильно скучно станет. Итересно дядька пишет про все это.
Да, я читал уже, смеялся. Это косвенным образом подтверждает, что никакой особенной разницы нет между хорошими объективами СФ. Там есть другой интересный "дядька", который уже продал свой Хассель, а помню шуму было на весь инет при его покупке :)
Там же, на mformat кто-то высказывал небезынтересную мысль о том, что квадратный формат, хотя и предоставляет большую свободу в композиционном смысле, ограничивает число композиционных решений. И это часто делает работы разных фотографов, работающих в этом формате, очень похожими друг на друга. Это просто еще одна мысль об "узнаваемости хассельблада", которая на самом деле есть "узнаваемость 6х6".
или я принимаю то не за то? :)
Re: Вопрос работающим со средним форматом - мой ответ по-существу.
Проанализировав свои действия, приведшие к такому результату, могу предположить, что подобное свечение может быть результатом:
а) плёнки со специфической спектральной чувствительностью;
б) обычной плёнки с применением жёлтого (или оранжевого светофильтра, или жёлто-зелёного - можно будет уточнить) светофильтра достаточно большой кратности и обычных, панхроматических Ч/Б фотоматериалов.
Поскольку лично я экспериментировал с цифровым изображением, видимо, прийдётся признать, что среднеформатность к возникновению данного конкретного феномена никакого отношения не имеет.
Re: Вопрос работающим со средним форматом - мой ответ по-существу.
Точно так же, как и в тех случаях, на которые указывает Автор ветки :-)
Дело в том, что кадры эти - заказные, и опубликовать их я пока не могу.
Технология же получения - очень проста. Нужен портрет с достаточно мягким освещением (без резких теней). Цветной. Дальше - делаем следующее:
1. Image -> mode -> CMYK
2. Выбираем канал Y, выделяем его полностью и копируем в буфер.
3. В палитре Истории возвращаемся в состояние ДО конвертации в CMYK (чтобы избежать сужения охвата, характерного для CMYK)/
4. Переходим в режим "Слои" и вставляем из буфера копию жёлтого канала в качестве нового слоя.
5. Задаём для нового слоя режим наложения "Hard Light".
6. Переводим нижний слой, с собственно картинкой, в монохром (можете сделать это по своему собственному вкусу).
7. Для верхнего слоя (слоя подсветки) задайте размытие по Гауссу, причём радиусом этого размытия регулируется величина и характер эффекта "подсветки".
8. Можно ещё регулировать "прозрачность" слоя подсветки.
Да, и ещё. Более строгий анализ :-) заставляет предположить, что не сиетофильтр, а именно близкорасположенный источник света (как здесь где-то и писали 8-) даст такой эффект.
Re: Вопрос работающим со средним форматом - мой ответ по-существу.
Или же покажите картинку, над которой ставили опыты Вы.
Re: Вопрос работающим со средним форматом - мой ответ по-существу.
Получается (на удивление) именно "то", причём - ТОЛЬКО при использовании "подсветки" жёлтым каналом.
А почему жёлтый канал "почему-то усиливает шум" - для этого и к бабке ходить не надо, если вспомнить, что жёлтый - есть цвет, дополнительный к синему. Который хоть у цифровых камер, хоть у сканеров (особенно - при сканировании негативов) шумит всегда сильнее всех остальных.
Если хотите, дайте ссылочку на Вашу картинку (цветной портрет), на которой Вы хотели бы получить такой эффект, и я, в свою очередь, дам Вам ссылку на обработанный вариант :-)
Просьба предлагать картинки (или фрагменты) не "тяжелее" 200К.
Идет?
Re: Вопрос работающим со средним форматом - мой ответ по-существу.
Лажа же вышла в основном именно из-за этого шума - он дал грубую крупную рябь, которая не сгладилась даже при установке 20% прозрачности.
Картинку из моей галлереи можно обработать любую, другой вопрос, что в идеале нужен портрет, а я портреты почти не снимаю. Ну попробуйте сделать вот этот. Он даже в квадрат скадрирован. ;)
А я потом как освобожусь попробую сделать свою версию обработку и выложу её у себя - посмотрим, у кого получилось лучше. ;)
Re: Вопрос работающим со средним форматом - мой ответ по-существу.
Ну и на фоне белой хламиды - любое "свечение" будет малозаметным.
Учитывая "неевропеодность" цвета кожи, попробовал заменить жёлтый канал красным
Результат здесь. Но - повторяю! - со светлой гладкой кожей результат впечатляет (в смысле - похож на то, что "накопали" Вы) гораздо больше.
Re: Вопрос работающим со средним форматом - мой ответ по-существу.
Наш ответ Чемберлену я выложила в свой альбом, даже рискнула поставить на конкурс. Просто безотносительно всей этой игры в подражание СФ интересно узнать, какая версия одного и того же портрета лучше - чёрно-белая или цветная?
P.S. Я действовала по своему алгоритму, который, правда, описать сейчас не в состоянии - забыла уже :), одно могу сказать, что размытия я не делала вообще, ни на одном из слоёв.
Re: Вопрос работающим со средним форматом - мой ответ по-существу.
2. Нет. "Свечение" имеет место быть, а в точности сымитировать увиденый Вами эффект я не ставил целью. В своём случае я именно подбирал soft-эффект, а "свечение" получилось в качестве "побочного эффекта".
3. Утверждал и утверждаю, что отмеченный Вами эффект свечения обеспечивается среднеформатностью камеры ничуть не в большей мере, чем финансовый успех, скажем, финансиста расположением планет в зодиакальных созвездиях. Как здесь уже отметили, эффект этот достижим соответствующими условиями освещения и подбором фотоматериала, и только. Средний формат имеет свои плюсы, но выглядят они совсем не так.
И последнее. Не вижу никакого интереса продолжать данный разговор, а потому - отбываю :-)
С уважением,
В.М.
p.s. Портрет старика мне понравился. И до, и после.
Всё.
Re: Вопрос работающим со средним форматом - мой ответ по-существу.
Вот Шахабалов, насколько я знаю, снимает на узкий формат. Смотрим:
www.photosight.ru
www.photosight.ru
www.photosight.ru
www.photosight.ru
Оно? Да и у меня что-то похожее есть -- hiero.ru
или мы о разном?
Вообще же, есть ещё одно обстоятельство. Приведённые тобой примеры, скорее всего, были напечатаны на бумаге. Приведённые мной -- сканированы с плёнки. Это тоже вносит разницу.
А так - тут столько в принципе неучитываемых факторов (вот часть из них - монитор, сканнер, алгоритм сжатия в JPEG, используемые цифровые обработки, ну и т.д.)