Наверх

Тема: Контрастные светофильтры

[txt]  Есть оффтопики. Показать?
Хулиганствующий элементъ
Контрастные светофильтры

ГЛАВА 1-5. СВЕТОФИЛЬТРЫ ДЛЯ ПЕЙЗАЖНОЙ СЪЁМКИ
11. КОНТРАСТНЫЕ ФИЛЬТРЫ

Уникальной группой фильтров, редко встречающейся в магазинах, являются контрастные фильтры. Они выпускаются фирмой Tiffen, и называются “Soft Contrast”, "Low Contrast" и "Ultra Contrast". Эти фильтры были спроектированы специально для Голливуда и фирма Tiffen даже получила статуэтку «Оскара» в ответ, в том числе и за эти фильтры. При съёмках пейзажа часто встречаются ситуации с условиями контрового освещения, когда перепад яркостей между самой тёмной и самой светлой частями снимка превышает возможности любой, даже самой любительской плёнки, по фотошироте. В ещё большей степени эта проблема касается цифровых фотокамер, с их причудливым динамическим диапазоном.

В таких случаях пользуются обычно оттенёнными фильтрами, о которых мы говорили чуть ранее. Но эти фильтры имеют один недостаток: их можно применять только в условиях, когда граница между светлой и тёмной частями близка к прямой линии (например, горизонт). А что делать, когда мы снимаем ветку дерева на фоне солнца? В этом случае нам остаётся определять экспозицию, исходя из сохранения либо самых ярких, либо самых тёмных фрагментов изображения, в зависимости от того, что для нас важнее.

Но есть и альтернатива, и тут нам как раз и помогут упомянутые фильтры. Поскольку принцип их действия неодинаков, то области их применения тоже отличаются, так давайте же остановимся на этом поподробнее.


Пример использования контрастного фильтра

Слева - фотография, снятая без фильтра, справа - с фильтром Tiffen Ultra Contrast 3. Как вы видите на иллюстрации, фильтр существенно ослабляет контраст. Обратите внимание - тени стали гораздо светлее, а небо - темнее. В этом уникальность действия этого фильтра, никакой другой фильтр не способен одновременно ослаблять освещённость и увеличивать её.
Кстати: Почему нейтрально-серый градиентный фильтр не подойдёт для съёмки этой сцены? Потому, что основную проблему представляет не перепад яркостей между низом и верхом, а глубокие тени, расположенные по всему изображению.
NIKON D70, SIGMA 28-80, ф.р.100мм, 1/500c, f8 ISO200, wb "солнечно", без фильтра и с фильтром Tiffen Ultra Contrast 3.

Фильтры серии «Soft Contrast» ослабляют яркости самых светлых областей снимка, не затрагивая при этом тёмных. Выполнены они из нейтрально-серого стекла, что в итоге и даёт затемнение «пересветов». При их использовании ни в коем случае нельзя вводить поправки на экспозицию, как бы вам того не хотелось, иначе весь создаваемый ими эффект сойдёт на нет. Поскольку это самые старые фильтры из рассматриваемой нами «триады», то сегодня их поиск и приобретение может представлять известные трудности.

Следующие фильтры, «Low Contrast», работают по-другому. Они «берут» и переносят лишний свет из самых ярких областей снимка в соседние тёмные, создавая при этом своеобразный эффект свечения вокруг ярких областей. Кроме этого, само стекло, из которого сделан фильтр, немного притемнено, что даёт ослабление «пересветов».

Самой последней разработкой фирмы Tiffen в этой сфере являются фильтры «Ultra Contrast», выполненные из бесцветного прозрачного стекла с чуть белесоватым напылением. Подивитесь полёту конструкторской мысли инженеров, спроектировавших этих оптических монстров: фильтры «захватывают» свет из областей, находящихся даже не внутри кадра, а вокруг него, и переносят этот свет в кадр на тёмные области изображения! Моя практика использования такого фильтра Ultra Contrast 3 показала, что при ослаблении яркости светлых фрагментов изображения на 1/3...1/2 EV, он осветляет чёрные и тёмно-серые области на одно значение EV. Таким образом, перепад яркостей уменьшается в 2,8 раза (2 в степени 1 1/2).


Ещё один пример использования контрастного фильтра

Для примера, я выбрал сцену, контраст которой близок к пределам динамического диапазона матрицы. Как видно из точек, замеренных спотметром на левом снимке, перепад яркостей составляет 5.5 EV. Справа показан снимок, снятый с использованием контрастного фильтра Tiffen Ultra Contrast 3. Как видите, перепад яркостей сократился до 4.2 EV. Хотя правый снимок кажется "замыленным", тем не менее он содержит в себе всю необходимую информацию, которую впоследствии можно "вытащить на свет" в графическом редакторе.

Кстати: Давайте посмотрим на гистограммы этих изображений. Гистограмма левого снимка, снятого без фильтра, "выпала" за пределы фотошироты материала - обратите внимание на её левый конец, соответствующий теням. Использование фильтра осветлило тени, сдвинув график вправо. С другой стороны, света тоже сдвинулись ближе к середине (см. на правый конец гистограммы), что позволило притемнить очень светлое небо, находящееся на грани исчезновения.
NIKON D70, SIGMA 28-80, ф.р.40мм, 1/500c, f11 ISO200, wb "солнечно", без фильтра и с фильтром Tiffen Ultra Contrast 3.

В маркировку всех упомянутых фильтров обязательно входит число, показывающее нам степень эффекта конкретного фильтра, причём значение 5 принадлежит фильтру с наиболее выраженным эффектом. Поскольку фирма Tiffen пока ещё не знает конкурентов, выпускающих подобные фильтры, их цена до сегодняшнего дня остаётся монопольно-высокой, примерно $50 за фильтр диаметром 55мм.

Как бы нам того не хотелось, Adobe Photoshop не имеет возможности полной замены таких фильтров. Дело в том, что если какие-то области вашего снимка пересвечены настолько, или наоборот, перетемнены так, что «вылезли» за пределы фотошироты фотоматериала, то это буквально означает, что информация о их цветности и внутренней структуре безнадёжно потеряна. Никакой графический редактор не сможет восстановить, к примеру, структуру коры ствола дерева в контровом свете, или восстановить фактуру облаков из плывущих по небу белых подушек. Однако, если тёмные и светлые области всё-таки лежат внутри гистограммы снимка, за него ещё можно попытаться побороться несколькими способами. Самым оптимальным из них является варьирование светлотами и тенями в кривых Curves (Ctrl-M).

Контрастные светофильтры
Обозначение
K (a)
Примечание
  TIFFEN Soft Contrast 1 Выпускается с плотностями 1,2,3,4 и 5.
  TIFFEN Low Contrast 1 Выпускается с плотностями 1/8, 1/4, 1/2, 1,2,3,4 и 5.
  TIFFEN Ultra Contrast 1 Выпускается с плотностями 1/8, 1/4, 1/2, 1,2,3,4 и 5.

© 2004 Хулиганствующий элементъ

19 сообщений в этой теме
 
Марина Рогожина
О! мне такой определенно нужен.
Вам Tiffen должно приплатить за такую рекламу.
 
alpauk
Определенно какой?:-) Самый интересный по идее из них Ultra Contrast, но то ли пример выбран не вполне удачно, то ли цена такого эффекта слишком высока - изображение получает что-то вроде вуали от засветки объектива, красоты в этом еще поискать... Хотя небо становится темнее... В данном случае поляризатор заменил бы этот уникальный фильтр, как мне кажется.
 
Марина Рогожина
ультраконтраст.
в условиях контрастного освещения для матриц с их ДД снимая, иногда сразу закладываешься на постобработку, главное, чтобы детали не были убиты в тенях и светах насовсем. Не знаю, наверное с пленок грамотной печатью что-то вытащить можно, я даже примеры видела, но с цифры - "умерла так умерла".
В данном случае примеры меня очень радуют, "дымка" убирается в ФШ на раз, зато имеем неубитое изображение.

Мне только интересно, работает ли фильтр так же в пасмурную погоду, с молочно-белым небом.
 
Хулиганствующий элементъ
Совершенно верно, для этого я и привёл гистограмму. Другой вопрос, он же всё-таки берёт свет "из воздуха", а не от объекта, так что надо бы дополнительно изучить, что там происходит с деталировкой внутри темных областей, или он их просто замазывает светло-серым.

В пасмурную погоду я думаю он не работает, а зачем? Там же нет контраста.
 
Марина Рогожина
как бы нет.. да. А вот если солнце за облаками и темная земля...

вот была я на Соловках 3 дня всего из которых один был таким. Солнце за дымкой, темные камни, в ДД не влазит.

Я снимала с недодержкой, потом в ФШ вытягивала, а поможет ли мне фильтр ?
Все таки при вытягивании теней шумики лезут.
 
Хулиганствующий элементъ
Саш, а в контровом свете? Поляризатор же работать не будет под солнцем. Над примерами я ещё поработаю, но фильтр действительно "мылит".
 
alpauk
Вот то-то и оно...
 
Хулиганствующий элементъ
Короче говоря, спасибо, что надоумили - я проведу эксперимент, с целью узнать, что действительно происходит с информацией в тёмных областях.
 
Сиреневый Паровоз
Интересно, можно ли его использовать в совокупности с другими фильтрами. Здесь, наверное, даже очерёдность установки играет роль.
 
Хулиганствующий элементъ
Надо попробовать с поляром. Очерёдность установки ещё как влияет - если фильтр не прикрывать рукой или блендой, всё изображение становится практически белым и малоконтрастным, ежели в контровом свете снимать.
 
Сиреневый Паровоз
Так, надо отсечь дымку. Какой фильтер у нас этим занимается?
 
Ехидна
противодымный
 
Хулиганствующий элементъ
:-))) Haze.
 
Владимир Соколов
В моделях Hoya - еще и "G"
 
Хулиганствующий элементъ
Всех интересующихся светофильтрами приглашаю почитать свежую статью (ещё горяченькая, полчаса, как из печи вынул), "СВЕТОФИЛЬТРЫ ДЛЯ ПЕЙЗАЖНОЙ СЪЁМКИ".
 
До
Спасибо
 
Слава002
Очень интересно, смысл кажется понятен, но вот только интересно, а как он все-таки работает, и какие условия для его работы... Может он только для американских пейзажей расчитан???? А русские березки запечетлеть незахочет...
 
Август002
Вопрос о возможностях фотошоп. А если в РАВ снимать и в 16ти битный цвет преобразовывать можно что-то вытянуть или все одно плохо?
Насколько я понял речь идет про ослабление на 2 ступеньки - тоесть максимум на 2 бита.
 
Хулиганствующий элементъ
Нет, RAW не вытянет потерянное, но зато можно попробовать вот такую методу: www.photographer.ru
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.


Execution time 0.080189 sec