Lloyd Фотография и живопись. Размышления. |
|
Фотография и живопись… Не одна ли у них задача? Живопись возникла от желания воссоздать, отобразить кусочек мира. Фотограф хочет того же. Среди живописцев встречаются замечательные мастера реализма, среди фотографов - настоящие импрессионисты. Все же, фотография точнее передает изображение реальности; чем дальше, чем совершеннее технологии, тем точнее. Химические, и компьютерные (теперь) чудеса позволяют автору сделать с картинкой такое… почти все, чего, быть может, ему бы хотелось. Чего еще желать? Но живопись не умерла. Почему же мирно сосуществуют художники и фотографы? Временно?
В Лувре мне довелось наблюдать, как множество людей, стремятся приблизиться, словно к чуду, к Джоконде Леонардо да Винчи. Около картины - давка! Видеокамеры, фотоаппараты. Щелкают затворы, сверкают вспышки. Аппаратура - от цифровых "Никонов" до "мыльниц" (последних все-таки больше). Конечно, большинство - туристы, их цель - убедить друзей и домашних, что они видели все, о чем рассказывают. Если ты говоришь, что видел Эйфелеву башню, это одно, а если у тебя есть фото, где ты машешь шапкой на фоне ажурных конструкций - это совсем другое дело. Если ты сфотографировал Джоконду - можешь, на зависть другим, рассуждать о ней с полной ответственностью, говорить о колористике, точности штрихов и т.п. Что же предпочесть, картину или фотографию? Чем привлекательна Джоконда на
холсте и чем бы могла привлечь она нас, если бы Леонардо да Винчи обладал фотоаппаратом? Мне кажется, различия между фотографией и картиной принципиальны. Фотограф берет "готовое" изображение, предоставляемое ему химической реакцией (или электронной матрицей). Он, конечно, может влиять на процесс формирования картинки, но, в большинстве случаев, осуществляет это влияние потом, сначала делается "снимок" реальности. Задача фотографа - выбрать место, установить зачастую весьма условные параметры, о воздействии которых на результат можно будет судить уже после съемки. Инструмент фотографа, прежде всего - зрение. Он должен увидеть кадр. Если сюжет снимка придуман заранее, фотографу все равно нужно, организуя пространство съемки, увидеть в нем то, что точнее соответствует его замыслу. Он не в состоянии непринужденно делать с объектом все, что угодно - лишь то, что возможно, и из возможного - выбрать нужное. Вероятно, его можно сравнить со скульптором, отсекающим лишнее от каменной глыбы. Фотограф ограничивает пространство, выделяет из него то, что кажется ему важным и самодостаточным. Прелесть его работы в том, что все, что представлено на снимке - настоящее. Это существует, это изъято из целостности природы авторским волеизъявлением и предъявлено зрителю. Живописец вынужден создавать все "с нуля". Конечно, он может пользоваться измерительными инструментами, изучать законы отражения и преломления света… Но то, что появляется на бумаге - создание воображения и рук художника. Его видения должны пройти через неведомые никому метаморфозы, чтобы сделаться доступной всем реальностью. Оттого картина всегда творение более субъективное, нежели фотография. Художник - один со своим вдохновением. Ему помогает лишь мастерство, он создает на бумаге, картоне, холсте нечто. Фотограф выбирает нечто из действительности, он всегда работает с действительностью, он всегда - с действительностью, не один. Потом он может трансформировать выбранное, но для фотографии определяющим остается то, как построен кадр, что проявляется на листке фотобумаги, скорее даже, что появляется на пленке после того, как щелкнул затвор. Так что фотограф и живописец - разные люди. Их занятия достаточно далеки друг от друга, чтобы существовать как самоценные виды человеческого творчества. Их объединяет лишь способность видеть нечто замечательное в окружающем и желание подарить свое видение другим. |
Lloyd пишет:
"Мне кажется, различия между фотографией и картиной принципиальны.
Фотограф берет "готовое" изображение, предоставляемое ему химической реакцией (или электронной матрицей).
Живописец вынужден создавать все "с нуля"… то, что появляется на бумаге - создание воображения и рук художника.
Так что фотограф и живописец - разные люди. Их объединяет лишь способность видеть нечто замечательное в окружающем и желание подарить свое видение другим".
На самом деле способность видеть - это не ЛИШЬ. Это единственное, что имеет значение. Увидеть кадр или вид - почувствовать его красоту – и перенести его на холст или пленку (электронную матрицу)… Вспомните, как работали художники! И кадр выстраивали, и свет ставили или ловили, и точку "съёмки" выбирали.
"Художник создает, фотограф выбирает"…
И художник выбирает, и фотограф создает…
Пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые сцены художник и фотограф изображают, выбрав нечто из окружающего мира и преломив его в своем сознании. Причем фотограф точно так же виден в своем творении, как и художник. Светлый или мрачный, легкий или давящий, радостный или гнетущий получился пейзаж (портрет, натюрморт, - любое реалистическое изображение) - не от кисти или аппарата зависит. От мироощущения того, кто смотрит.
А уж если говорить об абстрактных и фантастических изображениях – тут фотографы за короткий срок успели столько, сколько все художники за столетия…
Единственное, что на некоторое время ограничило фотографа по сравнению с художником – зависимость от лаборанта при обработке цветных изображений – достаточно трудоемкое занятие, мало кто из фотографов может себе позволить им заниматься. Но появление цифровой фотографии и программ обработки изображений вернули счастливые времена тёмной комнаты. Теперь осталось качества дождаться соответствующего… Но здесь прогресс чрезвычайно быстрый.
Уточню: я говорила об арт-фотографии. Есть еще документальная, репортажная, научная. И вот там фотограф вне конкуренции.
О Леонардо: Да сам бы он выбирал модель, сочинял одежду, ставил свет и выбирал фон для Моны Лизы… сотню дублей сделал бы, прежде чем поймал нужное выражение. Хорошо у него получилось бы.
а уж он-то развернулся бы...
;-);-)
Какая гадость!
Однако среди как тех, так и других, не прекращаются попытки "воевать на поле противника".
Что в нем отражается? пока мы еще к нему не подошли.
Живописец отвечает на этот вопрос красками, фотограф фотографией.
Леонардо в наше время был бы дизайнером, а не живописцем или фотографом. "Джоконда" не портрет и не "авто" тем более. Это "Summae", формула живописи и искусства, как их понимал автор. Реальный человек интересовал (здесь) автора меньше всего.
А Культура всегда полужива - ее тормошить надо;)
Картина прежде всего рождается в голове художника (сотни вариантов), а затем уже на холсте. И шедевры создают не руки художника, не краски, а голова его.
Фотография же только отражение нашего мира, прошедшего через диафрагму, хотя и творческое. И даже впоследствии есть попытки придать ей "художественность",и очень успешные(благодаря техническим возможностям), но это всего лишь подражание образам, которые возникают у нас в голове (ведь все мы художники от рождения, но не фотографы). Но копия всегда будет хуже оригинала. Хотя это только моя точка зрения.
Вами наверняка учительницы литературы умилялись и на родительских собраниях в пример ставили.
А напоминает описание процесса для дошкольников.
А если серьезно - конечно живопись более высокое искусство ибо требует больше творчества.
Кузьма >intermultimedia.vega-yug.com
на холст/бумагу/плёнку/etc выплёскивается внутреннее (как минимум) и говорится о будующем
в моём арсенале присутствует слово художник, которое кстати многие не любят, оно описывает для меня творческого человека влюблённого в то, что он делает.
бил гейтс - художник.
всем привет.
www.sns-18.narod.ru