Наверх
НачалоСообщество Форум Фотография как мировоззрение Тема: Фотография и живопись. Размышления.

Тема: Фотография и живопись. Размышления.

[txt]  Есть оффтопики. Показать?
Lloyd
Фотография и живопись. Размышления.

Фотография и живопись… Не одна ли у них задача? Живопись возникла от желания воссоздать, отобразить кусочек мира. Фотограф хочет того же. Среди живописцев встречаются замечательные мастера реализма, среди фотографов - настоящие импрессионисты. Все же, фотография точнее передает изображение реальности; чем дальше, чем совершеннее технологии, тем точнее. Химические, и компьютерные (теперь) чудеса позволяют автору сделать с картинкой такое… почти все, чего, быть может, ему бы хотелось. Чего еще желать? Но живопись не умерла. Почему же мирно сосуществуют художники и фотографы? Временно?

В Лувре мне довелось наблюдать, как множество людей, стремятся приблизиться, словно к чуду, к Джоконде Леонардо да Винчи. Около картины - давка! Видеокамеры, фотоаппараты. Щелкают затворы, сверкают вспышки. Аппаратура - от цифровых "Никонов" до "мыльниц" (последних все-таки больше). Конечно, большинство - туристы, их цель - убедить друзей и домашних, что они видели все, о чем рассказывают. Если ты говоришь, что видел Эйфелеву башню, это одно, а если у тебя есть фото, где ты машешь шапкой на фоне ажурных конструкций - это совсем другое дело. Если ты сфотографировал Джоконду - можешь, на зависть другим, рассуждать о ней с полной ответственностью, говорить о колористике, точности штрихов и т.п.

Что же предпочесть, картину или фотографию? Чем привлекательна Джоконда на холсте и чем бы могла привлечь она нас, если бы Леонардо да Винчи обладал фотоаппаратом?

Мне кажется, различия между фотографией и картиной принципиальны.

Фотограф берет "готовое" изображение, предоставляемое ему химической реакцией (или электронной матрицей). Он, конечно, может влиять на процесс формирования картинки, но, в большинстве случаев, осуществляет это влияние потом, сначала делается "снимок" реальности. Задача фотографа - выбрать место, установить зачастую весьма условные параметры, о воздействии которых на результат можно будет судить уже после съемки. Инструмент фотографа, прежде всего - зрение. Он должен увидеть кадр. Если сюжет снимка придуман заранее, фотографу все равно нужно, организуя пространство съемки, увидеть в нем то, что точнее соответствует его замыслу. Он не в состоянии непринужденно делать с объектом все, что угодно - лишь то, что возможно, и из возможного - выбрать нужное. Вероятно, его можно сравнить со скульптором, отсекающим лишнее от каменной глыбы. Фотограф ограничивает пространство, выделяет из него то, что кажется ему важным и самодостаточным. Прелесть его работы в том, что все, что представлено на снимке - настоящее. Это существует, это изъято из целостности природы авторским волеизъявлением и предъявлено зрителю.

Живописец вынужден создавать все "с нуля". Конечно, он может пользоваться измерительными инструментами, изучать законы отражения и преломления света… Но то, что появляется на бумаге - создание воображения и рук художника. Его видения должны пройти через неведомые никому метаморфозы, чтобы сделаться доступной всем реальностью.

Оттого картина всегда творение более субъективное, нежели фотография. Художник - один со своим вдохновением. Ему помогает лишь мастерство, он создает на бумаге, картоне, холсте нечто. Фотограф выбирает нечто из действительности, он всегда работает с действительностью, он всегда - с действительностью, не один. Потом он может трансформировать выбранное, но для фотографии определяющим остается то, как построен кадр, что проявляется на листке фотобумаги, скорее даже, что появляется на пленке после того, как щелкнул затвор.

Так что фотограф и живописец - разные люди. Их занятия достаточно далеки друг от друга, чтобы существовать как самоценные виды человеческого творчества. Их объединяет лишь способность видеть нечто замечательное в окружающем и желание подарить свое видение другим.


66 сообщений в этой теме
 
сЕлена
Да простят меня профессиональные фотографы и художники – я позволю себе высказаться с точки зрения зрителя.
Lloyd пишет:
"Мне кажется, различия между фотографией и картиной принципиальны.
Фотограф берет "готовое" изображение, предоставляемое ему химической реакцией (или электронной матрицей).
Живописец вынужден создавать все "с нуля"… то, что появляется на бумаге - создание воображения и рук художника.
Так что фотограф и живописец - разные люди. Их объединяет лишь способность видеть нечто замечательное в окружающем и желание подарить свое видение другим".
На самом деле способность видеть - это не ЛИШЬ. Это единственное, что имеет значение. Увидеть кадр или вид - почувствовать его красоту – и перенести его на холст или пленку (электронную матрицу)… Вспомните, как работали художники! И кадр выстраивали, и свет ставили или ловили, и точку "съёмки" выбирали.
"Художник создает, фотограф выбирает"…
И художник выбирает, и фотограф создает…
Пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые сцены художник и фотограф изображают, выбрав нечто из окружающего мира и преломив его в своем сознании. Причем фотограф точно так же виден в своем творении, как и художник. Светлый или мрачный, легкий или давящий, радостный или гнетущий получился пейзаж (портрет, натюрморт, - любое реалистическое изображение) - не от кисти или аппарата зависит. От мироощущения того, кто смотрит.
А уж если говорить об абстрактных и фантастических изображениях – тут фотографы за короткий срок успели столько, сколько все художники за столетия…
Единственное, что на некоторое время ограничило фотографа по сравнению с художником – зависимость от лаборанта при обработке цветных изображений – достаточно трудоемкое занятие, мало кто из фотографов может себе позволить им заниматься. Но появление цифровой фотографии и программ обработки изображений вернули счастливые времена тёмной комнаты. Теперь осталось качества дождаться соответствующего… Но здесь прогресс чрезвычайно быстрый.
Уточню: я говорила об арт-фотографии. Есть еще документальная, репортажная, научная. И вот там фотограф вне конкуренции.
О Леонардо: Да сам бы он выбирал модель, сочинял одежду, ставил свет и выбирал фон для Моны Лизы… сотню дублей сделал бы, прежде чем поймал нужное выражение. Хорошо у него получилось бы.
 
Андрей Бондаренко
вроде давно доказали, что это его автопортрет. Так что, без фотошопа ему бы никак :(
 
сЕлена
вы шутите, коллега? моя картинка - автопортрет. сделанный обычнейшим аппаратом с автоспуском. тогда и РСшек-то не было, не то что PSa... не Джоконда, я понимаю, ну так и я не Леонардо. но мне нравится очень!
а уж он-то развернулся бы...
 
Август002
Хорошо быть художником. Что хочешь то и рисуешь. От техники и погоды назависишь. :-)
 
сЕлена
и чего Гоген в Полинезию поехал... надоело ему, вишь, во Франции ловить полдень в четырнадцать часов...
;-);-)
 
Александр Курлович
Нет ничего проще, чем чужая работа :))
 
Кристина Топс
Я сама пишу (учусь писать), и считаю, что фотография и живопись братья, потому, что и то и другое это в первую очередь внутреннее видинье художника, то как он видит объект или то что он видит ( иногда взгляд обычного человека не замечает того чего видит художник). Короче, и фотограф и художник - это люди которые заставляют зрителя увидеть реальность своими глазми, и главное: и у художника и фотографа основные инструменты это их собственный взгляд и умение его донести до зрителя. P.S.: извеняюсь за тофталогию, я могу еще много по этому поводу написать, но к сожалению нет времен и терпения.
 
Сергей Брель
К фото иду через живопись и наоборот. Законы очень сходные. Мне думается, что реалистическую живопись доканала именно фотография, сделав ее избыточной. Так что фотографам мы обязаны появлению черного квадрата и полотен Кандинского. А сегодня фотографы идут вслед за Кандинским :)
 
Кристина Топс
Я полностью согласна.
 
Сергей Брель
А давка у Джоконды (совсем недавно отшвырнул парочку япошек, чтобы провести к картине дочь - те визжали, как макаки, и бешенно сопротивлялись) это дань давней традиции запечатлять себя "На фоне Пушкина"... :) Тут вообще больше тема для социологов...
 
Рофэ
"недавно отшвырнул парочку япошек, чтобы провести к картине дочь - те визжали, как макаки"
Какая гадость!
 
Хулиганствующий элементъ
Согласен с Вами. При таком отношении к японцам, надо внимательно слушать Глюкозу и торговать семечками на рынке, а не Джоконду смотреть.
 
Хулиганствующий элементъ
Фотография и живопись различаются, это да.
Однако среди как тех, так и других, не прекращаются попытки "воевать на поле противника".
 
Вадим Раскладушкин
пойду напьюсь :-)
 
Владимир Семенов
Я бы сюда еще зеркало добавил )))

Что в нем отражается? пока мы еще к нему не подошли.
Живописец отвечает на этот вопрос красками, фотограф фотографией.
 
Леонид Тугалев
Вот, кстати, о зеркале... Был как то в театре, и встретился там с идущим мне навстречу, странным человеком... зеркало там было во всю стену
 
Андрей Гринин
Живопись не "воссоздает" мир, она его создает, т.е. не то что уже есть, а все заново. "Мир" живописи "идеален" в буквальном смысле слова: идея, к реальности относящаяся весьма косвенно. Фотография мир ОБНАРУЖИВАЕТ, в посыле она не более, чем протокол. Общего здесь только то, что и там и там на выходе картинка. И это всех сбивает с панталыку.
Леонардо в наше время был бы дизайнером, а не живописцем или фотографом. "Джоконда" не портрет и не "авто" тем более. Это "Summae", формула живописи и искусства, как их понимал автор. Реальный человек интересовал (здесь) автора меньше всего.
 
Андрей Гринин
Живопись давно труп. Фотографы, мнящие себя "художниками", все время пытаются реанимировать его - и тут же убивают заново.
 
сЕлена
Живопись – труп? очень терминальное утверждение. Понятно, что не голословное и не для красного словца сделанное – вы знаете, о чем говорите, очень хорошо… И всё-таки хочется уточнить – вы имеете в виду её современное состояние? Или мертвы и все картины, столетиями писанные – и внимание они привлекают, как препараты анатомического театра?
 
Андрей Гринин
Разумеется современное. Также сие не значит, что невозможны художники. Есть же - и не зазря пропадают, какой-то прок от них имеется - всякие изобретатели perpetuum mobile, чудаки-фрики. И может быть оживет в один прекрасный момент. Но ныне - так!
А Культура всегда полужива - ее тормошить надо;)
 
сЕлена
поняла. и ведь нечем возразить - в смысле живым примером. ;-);-)
 
Серый
Что такое фотография? Мы многие знаем не понаслышке.Каждый хотя бы раз в своей жизни нажимал кнопку затвора фотоаппарата. А некоторые и в ванночках полоскали свои волшебные листочки. А что такое живопись? Точно не ответит и многоопытный искусствовед.Она существовала всегда (а наскальные рисунки?). Сколько существует фотография? И этот младенец уничтожит великана? Ещё пол века, и от фотографии может не останется и следа. Её заменят всякие голограммы, виртуальности и т.д.
Картина прежде всего рождается в голове художника (сотни вариантов), а затем уже на холсте. И шедевры создают не руки художника, не краски, а голова его.
Фотография же только отражение нашего мира, прошедшего через диафрагму, хотя и творческое. И даже впоследствии есть попытки придать ей "художественность",и очень успешные(благодаря техническим возможностям), но это всего лишь подражание образам, которые возникают у нас в голове (ведь все мы художники от рождения, но не фотографы). Но копия всегда будет хуже оригинала. Хотя это только моя точка зрения.
 
Benia
Уси-маси.
Вами наверняка учительницы литературы умилялись и на родительских собраниях в пример ставили.
 
Серый
Да нет, просто "выдержки" из диссертации о будующем фотографии.
 
Benia
Надо же, научный труд, иттить.
А напоминает описание процесса для дошкольников.
 
Серый
Шутка. Для дошкольников.
 
Benia
Тока не вздумайте фотографиями усугубить, останетесь без учёной степени.
 
Серый
А про школу, может и ставили, давно это было, не помню.
 
Кузьма Холодцов
... а фотографии это такие картинки? Как жеж, видел я их ... и даже однажды имел их ввиду ...
А если серьезно - конечно живопись более высокое искусство ибо требует больше творчества.
Кузьма >intermultimedia.vega-yug.com
 
CoolKa
Скорее да. через живопись художник отражает свое видение мира, фотограф лишь урывает его часть...
 
Андрей Гринин
Не совсем так. Видение и там и там. Но оно по-разному опосредуется, и эта разница принципиальна. И в фотографии представлена не только часть мира, но точное положение в нем (в мире) сделавшего снимок. И фотография переносит в это место всякого, увидевшего ее, оставляя наедине с тем, что кто-то прежде увидел. Почему-то никто не понимает этого, а ведь это важнейший момент, который созидает сам феномен фотографии
 
petrjo
у Искусства, как у Живописи, так и у Фотографии, нет цели "воссоздать, отобразить кусочек мира", не в коей мере
на холст/бумагу/плёнку/etc выплёскивается внутреннее (как минимум) и говорится о будующем
 
devotchka_bakalavr
Я с вами совсем не согласна!И то, и другое было как раз для этого создано!Это было прежде всего научное открытие!А уже после было другое осмысление вещей
 
litak_sonya
живописец - не фотограф, график - не дизайнер, режиссёр - не скульптор...(с этим не надо спорить - хотите помешайте по другому - не важно, а хотите поставьте = )
в моём арсенале присутствует слово художник, которое кстати многие не любят, оно описывает для меня творческого человека влюблённого в то, что он делает.
бил гейтс - художник.
всем привет.
 
SNS
Приглашаю ВСЕХ посетить мой сайт посвященный цифровой фотографии. На сайте Вы найдете мои работы, сможете обсудить и покритиковать их в госевой книги и на форуме или просто пообщаться в чате. Приятного Вам просмотра!

www.sns-18.narod.ru
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.


Execution time 0.099906 sec