Photographer.Ru обсуждение статьи Журнала ФОТОГРАФИЯ: ВИРТУАЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ |
|
Фотография сегодня является самым распространенным в мире видом изображения. Исследователями подсчитано: если разложить все имеющиеся фотоснимки на поверхности нашей планеты получится пять или шесть слоев. Превращение фотографии в общедоступное народное развлечение задано определенными социальными закономерностями. |
»
Следствием любого потребления являются последующие испражнения, которые с успехом покрывают в несколько слоёв этот бедный шарик и которые, в свою очередь становятся предметом потребления.
Процесс бесконечен, слоёв всё больше. Панацеи нет.
Короче, всё плохо.;)
насчет слоев - ниччего не поняла! какие слои от цифры...
цифра весьма редко бумажное воплощение имеет и потому слоев просто не будет... Раньше со свадьбы были кипы фотографий, а теперь диск нарубили и все. То же с юбилеями и прочими путевыми заметками.
Не будет их, слоев. Существующие исчезнут, как только все свои архивы оцифруют.
Теперь вижу, что нет. Но проще написать, наверное у меня не получится .
Да! Для тех в танке: Под испражнениями я имел в виду все виды носителей, как то: фотографические карточки, плёнки, слайды, стихи и песни, романы и рассказы, рисунки и пр., отцифрованные или нет.
да и здесь на сайте есть чем полюбоваться - скажу Вам честно.
;-);-)
;-);-)
Просто, очевидно, мы говорим с вами на разных языках и видим мир по разному.
Те фотоальбомы из путешествий, что смотрела я - это не подтверждают, а ездят мои колеги очень много и по всему миру. Не фотографы, обычные люди.
Например про Эйфелеву башню. Пример вроде логичный: я, снявшись на фоне Эйфелевой башни, хочу самовозвыситься. Но, простите, разве все ездят только в Париж? А мой знакомый ездил на Кубу, остался в полном восторге, и снят в основном на фоне обшарпанных развалюх (там просто все дома такие, даже в Гаване). По аналогии значит, он хочет унизиться?
Кроме того, в альбомах как правило пейзажи без снимающего, снимающий отпускник в лучшем случае на паре кадров присутствует ("ой, вот тут кнопочка, сфотографируйте меня пожалуйста").
Вобщем, не согласная я.
Скучая на пресс-конференции по поводу закрытия выставки З.Церетели в питерском манеже, с прискорбием обнаружил, что аккумулятор в кулпиксе сел и воткнуться негде. Пленка кончилась еще весьма заблаговременно 8-).
Выскочил из манежа и устремился в сторону Невского, где, по слухам водится разнообразная пленка. Следуя близ вышеупомянутых развалин, я на всякий случай, в последний раз попробовал включить кулпикс. Результатом оного включения и стала эта псевдослучайная фотка
Превзойти не хотел, клянусь.
Это всего лишь выстраданая хохма, дорогие товарищи 8-)
Многие(и любители и профи) просто тщетно пытаются остановить убегающее время,иллюзия овладевания временем плюс жажда творчества-вот и всё,никакого потребительского бреда.
Если уж психология,то хотя-бы экзистенциальная,на меньшее не хочется размениваться:)
Почему-то пришла в голову мысль что их поболе будет:).
p.s. вы получаете деньги за опубликованные здесь фотографии? Я - за статьи аналогично. Чистое искусство, никакой выгоды :)
1. V 50 - 60 gody, kogda process obrabotki CH/B fotomaterialov stal tejnicheski y finansovo doostupen vsem, analogichnye mneniya uje bili y pokazali svoyu polnuyu nesostsyatelnost;
2. DANNY PROCESS JARAKTEREN DLTA VSEJ ISKUSSTV Y DAJE DLYA NAUKI,(Dostatochno posmotret svodki absurdnyj y bessmyslennyj dissertacy)y bez problem;
3. Kajdoe tejnicheskoe novsshestvo vsegda pobujdalo massy na "podvigi" - odnako to chto imeet tolko lichnostnoe zvuchanie blagopoluchno umiraets s dannym individuumom, ostayutsya tolko Mastera,v tom chisle virosshie na etom "gumuse" (tak sovremenniki Baja y Mocarta s izobreteniem klavira v velikom mnojestve pisali muziku, pri etom polagayu postradali ushi sovremennikov, no my to slushaem tolko Betjovena!).
4. Esli statya napisana kak lichnoe mnenie dlya diskussii a ne kak issledovanie, ya esce raz izvinyayus pered Vami za nedoponimanie
2. Какой именно процесс имеется в виду? "Переливания из пустого в порожнее", я правильно Вас понимаю? :-)
3. Насчет этого тезиса абсолютно согласна, но речь о массовом/настоящем искусстве и их взаимовлиянии здесь, кажется, не заходила. Но давайте обсудим, если Вас интересует эта тема.
4. Статья написана как личное мнение, и опубликована с целью услышать мнение аудитории. Так что можно считать и небольшим исследованием.
5. Не сержусь :-)
На всякий случай примерила на себя - не сходится.
Вспомнила свои старые отпускные фотоальбомы. Практически все фотографии оттуда - это иллюстрации к рассказу о какой-то истории, приключении, впечатлении... и несколько обязательных снимков для бабушек-тетушек "я и дети на юге, довольные жизнью" - ну, чтобы они удовлетворенно вздохнули, что у нас все в порядке.
А все, что не иллюстрация - лежит вторым-третьим слоем под интересными мне снимками.
А вот сейчас, пожалуй, да. Есть момент присваивания. Та же Эйфелева башня сейчас мною будет рассматриваться либо как предмет для моего натюрморта (дай волю - и заберусь куда не положено и на бок эту башню положу - в поисках драматичного ракурса :) или повода подсмотреть интересные сцены с людьми.
Наверное, фотография как заменитель надписи "здесь был я" имеет место быть... Но люди разные.
Одна моя сотрудница привозит стопки фотографий об архитектуре и может наизусть рассказывать историю каждого замка, а другая прилетела с Камчатки, пять минут восхищалась природой, а потом выложила стопку фотографий с родственниками, их друзьями, родственниками друзей и два часа рассказывала кто есть кто и чем они интересны.
В целом свежий аналитический подход понравился, за исключением всяких штампов типа "эпохи потребления".
Кроме этого, отторгает желание завернуть интересные результаты поиска личностью истины в искусстве в какой-то примитивный фантик общественного диагноза.
Слог тоже местами показался заумным, что говорит о том, что в обычном разговоре на ту же тему Автор и двух слов связать не сможет. Угу?
В целом же размышление оставило приятное впечатление, спасибо.
Почему-то мне кажется, что подобные снимки "на фоне" нужны больше для доказательства самого факта пребывания туриста в каком-нибудь месте. Потому-то для фона и выбираются легко узнаваемые объекты - та же Эйфелева башня, Коллизей, Капитолий: "Вот, вот смотрите, я был в Париже, а потом мы поехали в Рим". Или лет через дцать: "Смотри-ка внучек, каким тогда был Париж. Хорошо, что я успел там побывать. Теперь-то эту башню и не заметишь среди небоскребов автостоянок."
Присвоение, возможно, тоже имеет место быть. Охота за автографами знаменистей - присвоение ли это кусочка отблеска их славы?
Какого рода этот продукт потребления? Для однократного использования, как, например, пища: Один раз присвоил (сфотографировал), съел - и пора за новым. Или для долгого пользования - поставить в рамку (спрятать в фотоальбом на нижней полке) и потреблять его время от времени.
Интересно также, что говорил Барт про кажущуюся достоверность фотографического изображения. Говорил ли он это про фотографию, подвергшуюся обработке, или про фотографию, снятую и представленную без подделок? "Архетип фотографии" в среде фотографов и (графических) дизайнеров сегодня заключается в том, что при взгляде на фотографию, даже не подвергшуюся цифровой обработке, они зачастую видят именно признаки этой обработки, и не доверяют достоверности фотографического изображения.
"покупаю! и небо, и солнце,
и господа бога вдобавок.
но никто не ответил, никто цены не назвал,
да и господа бога не вынес никто на прилавок".
Если найду в интернете, приведу целиком, а то печатать лень.
Неважно, кто конкретно, мысль о потреблении и о запечатлении как способе потребления не нова, но изложена тут весьма чётко и понятно, правда, многие сопутствующие аспекты не затрагиваются, а мне лично они очень интересны.
БАЛЛАДА ГОСПОДИНА Б.-В.СМИТА
Лион Фейхтвангер.
БАЛЛАДА ГОСПОДИНА Б.-В.СМИТА
Когда он сделал такое количество долларов,
что вполне мог бы выстелить ими полы своей виллы,
неожиданно странная мысль пришла ему в голову:
что бы такое купить, чтобы грело, как солнце, и одновременно светило?
В свои пятьдесят семь лет он был абсолютно здоров,
хотя порой ощущал неприятную тяжесть в желудке.
У него было двадцать шесть естественных, совершенно целых зубов.
И в случае необходимости он мог работать круглые сутки.
И тогда он сказал: "Покупаю - и весь разговор! -
море, горы и небо, и господа бога вдобавок!.."
Но никто не спешил завернуть ему хотя бы парочку гор,
да и землю, и море, и бога не вынес никто на прилавок.
Он совал свои доллары небу и горным отрогам,
но горы и небо молчали. А к этому он не привык.
"Может, мало плачу?! Что ж! Тогда поторгуемся с богом!"
Но и господу богу деловой не понятен язык.
Так под небом немым он стоял, обладатель текущего счета,
первокласснейший малый, крепыш, деловой человек хоть куда,
ничего не достав, что достать ему было охота...
Для чего же, скажите, он доллары делал тогда?!
www.lib.ru
виртуальное обладание - да, т.е., да, есть желание, за невозможностью принести париж домой, развесить дома хоть фотки.
кроме этого - запись впечатлений. наивность, в какой-то мере. турист, обалдев от наблюдаемого им, впечатлённый тем, насколько то, что он видит, отличается от того, что он видел всю предыдущую жизнь, торопится нажать на кнопку, чтобы показать, передать, рассказать живее. к сожалению, в этом смысле опыт не проходит: зритель видит лишь мутный кусок изображения чего-то, общие черты которого он и без того представляет по книгам. но страсть к записи впечатлений есть у всех. кто в книжечку пишет, кто на диктофон надиктовывает, кто щёлкает где попало.
и не только чтобы другим рассказать, но и чтобы самому потом посмотреть и вспомнить. т.е. вроде путевых заметок. ленятся писать, хотят снять, чтобы "было видно". очень понятно.
а я к примеру, и снимаю, и пишу, потому что важно запомнить ощущения, а это может не совпадать с впечатлением от картинки.
кроме этого - упомянутые тут "доказательства". да, подтвердить, что я _действительно_ там был, чтобы не сомневались. тоже мотив.
ну и кроме этого - сопутствующие аспекты, тоже из области потребления. например, сокращение времени просмотра достопримечательностей ввиду фотографирования оных. наблюдаю у многих туристов "я больше не хочу смотреть на зебру, я её уже щёлкнул, поехали дальше, посмотрим ещё кого-нибудь". т.е. потребитель модифицировал задачу наблюдения за животным миром и сузил её до задачи щелкнуть кнопкой у каждой клетки. он увидит больше животных, фактологически, но нихрена не запомнит, а что самое интересное - вряд ли он потом даже глянет на ту плёнку.
всё это - частный случай более глобального явления, которое я называю "пурификацией". человек-потребитель, не в силах вникнуть в сложность и детали некоего явления, и в то же время стремясь охватить своим сознанием больше явлений, в каждом явлении отыскивает главное и стремится его употребить в первую очередь. париж - бегом к башне, лондон - бегом к вестминстеру, короче, по верхам, дайте нам самое главное и быстро.
(по той же причине и отношения полов быстро сводятся к сексу, также ввиду пурификации, укорачивания промежуточных процессов в быстром поиске "самого главного"). индустрия потребления и рекламы очень этому способствует: шерлок холмс во всех последних фильмах уже не дерётся ни с кем, кроме мориарти (все промежуточные воришки смело скипнуты), супермен спасает уже не конкретного человека, а непременно всю землю (или уже всю вселенную), всё промежуточное скипнуто, на него нет времени. об этом хорошо говорит Брэдбери в "451 по Фаренгейту": быстрее, быстрее к развязке, целые тома энциклопедии - в краткую брошюру, узнай больше, чем твой сосед.
вот. и потребительство через фотографию, на мой взгляд, это тоже часть этого процесса "пурификации", т.е. быстро схватить самое главное: примчаться в париж, щёлкнуть башню - и ОК... так мне видится.
спасибо, кто дочитал :)))
Фейхтвангер интересен.
Этимология слова "пурификация" вспоминается их институтского курса латыни, насколько помню, purus (лат.) - чистый. О каком "очищении" в данном случае идет речь? От эмпирики в пользу получения визуального изображения? Поясните мысль.
пурификация
такая ассоциация у меня сложилась ввиду отбрасывания промежуточных этапов, отбрасывания постепенности и оставляния только самого главного. т.е. вроде "очистка", но на самом деле - лишение чего-то не менее главного, чем то, которое осталось.
Само слово придумалось от созерцания катка в Рамат-Гане (по сравнению с катком в Метуле).
В метуле, на "крайнем севере", среди гор, на фоне покрытых снегом вершин - обалденных размеров стадион с огромными трибунами, посередине которого безупречной чистоты огромное ледяное поле для катания и т.п.
В Рамат-Гане оказался грязный сарай посреди промзоны, в котором по серому льду в страшной тесноте по кругу носились катающиеся.
Вот тогда это слово и родилось. Да, собственно кататься можно в обеих местах. Но в последнем - "чисто катание", ничего больше. Без сопутствующей красоты местности, без долгого пути, без атмосферы простора и горного воздуха. Даже без холода. "только самое главное" - передвигаться по льду на коньках. можно лишь убедиться, как много мы теряем, "очищая" главное от деталей и промежуточных этапов.