Павел Лунин Экспозиция при ИК-съемке |
|
Вот задумался я тут над этим вопросом. Прочитал статью опять же умную одного крупного русско-американского пейзажиста. Чего-то там в Инете покопал, с известным английским фотографом советовался, сам пару Kodak HIE отснял. Во всех статьях кроме как совета не стесняться делать побольше вилку я не нашел. Более того я даже не понял измерять ли ту экспозицию, относительно которой эту вилку делать, через фильтр (я лично 89B пользую) или без него. Понял вот, что определять экспозицию при съемке на ИК тем же методом, что и для обычной пленки в корне неправильно. Ведь экспонометры, насколько я понимаю, измеряют видимый свет. Кстати, есть у кого-нибудь данные о диапазоне того, чего они там меряют? Вопрос получается в следующем. Как соотнести видимый свет и ИК-излучение? Для начала хотя бы в падающем свете. Для конца в отраженном. Ведь листва и трава с |
"Кстати, есть у кого-нибудь данные о диапазоне того, чего они там меряют?" - у меня нет.
"Как соотнести видимый свет и ИК-излучение? " - тебе не видимый к ИК надо соотносить, а регистрируемый видимый к регистрируемому ИК. Соотнеси площадь под спектральной кривой плёнки к площади под той же кривой, но обрезанной фильтром. Не забудь про логарифм по оси чувствительностей.
"Есть ли соображения насчет того, какие же вещества и материалы можно использовать при ИК-семке в качестве ИК-среднесерого отражателя?" - тут у меня возник вопрос: а какой формы ты хочешь использовать этот среднесерый отражатель и как ты хочешь его ориентировать в пространстве? ИК-съёмка характеру по световой картины часто похожа на съёмку в черной комнате всего с одним прожектором.
«Соотнеси площадь под спектральной кривой плёнки к площади под той же кривой, но обрезанной фильтром. Не забудь про логарифм по оси чувствительностей.»
Хм... ответ не мальчика, но мужа. :) Только по-моему это рассуждение справедливо, если спектральные характеристики чувствительности экспонометра совпадают с характеристиками пленки. Экспонометр вообще его улавливает ли ИК этот? Надо будет эксперимент провеси. Завтра расскажу о результатах. :)
Насчет отражателя. Я просто подумал, что, снимая, допустим, пейзаж, замерять акспозицию стоит не по абы чему, а сколько-нибудь осознанно. Чтобы показания экспонометра как-то соотнести с реальностью. Я не в смысле, что носить его с собою, а, скажем, измерять всегда по чему-то конкретному.
Насчет «характеру по световой картины» и черной комнаты -- это, кстати, ценное замечание.
Единственная цветная инфракрасная плёнка, Kodak EIR является слайдовой.
1. Измеряется экспозиция без фильтра. С фильтром получится неизвестно что, чувствительность экспонометра в ИК научному определению не поддается.
2. Для пленки опытным путем (или поиском рекомендаций) определяется чувствительность (ISO) c вашим фильтром. У меня для Maco IR 820 c фильтром Hoya R72 получилось ISO 6.
3. Вооружившись этим ISO просто cнимаете и не беспокоитесь по поводу кривых спектральной чувствительности, углов отражения и т.п.
Конечно лучше не замерять экспозицию по поверхностям, тонопередача которых в ИК сильно отличается от обычной - освещенной солнцем листве, безоблачному небу, поверхности воды и т.п. По листве или траве в тени замерять вполне можно (сделав поправку на тень). Еще лучше - по земле/асфальту/песку - они и в ИК остаются примерно среднесерыми.
Кстати через фильтр Hoya R72 вполне можно разглядеть тонопередачу в ИК - наш глаз немного чувствителен к свету в области около 700нм. Надо плотно прижать фильтр к глазу, чтобы свет шел только через фильтр (лучше - надев на фильтр резиновую бленду), крепко зажмурить (чтобы не попадал вообще никакой свет) другой глаз и подождать минуту когда "инфракрасный" глаз адаптируется к слабой освещенности. Через минуту вы прекрасно разглядите весь пейзаж в ИК.
А "пейзаж в ик" виден и через видоискатель после некоторого привыкания глаза. Хотя понимаешь при этом, что дальномерные, шкальные и двухобъектиные зеркальные камеры для ик-съемки должны быть удобнее.
А в видоискателе я так ничего и не увидел с накрученным фильтром, как ни пытался - кроме самых ярких объектов. Правда у Броники и матовое стекло не самое яркое.
Но я блондинка, что с меня взять... никогда мне не научиться так умно мыслить об экспозиции.