КАЛЕЙДОСКОП МАЛЫШКО
Нынче известно два вида калейдоскопов, и различие между ними представляется довольно значительным в свете предлагаемой вашему вниманию экспозиции. Устройство первого и наиболее распространенного типа основано на хаотичном перемещении разноцветных осколков стекла на фоне своеобразного лайт-бокса, и чудесных трансформациях этого движения, производимыми с помощью зеркальной шахты в виде треугольного туннеля, на одном конце которого находятся эти цветные стеклышки, а на другом — окуляр, за которым прячется очарованный наблюдатель. Этот вид К. известен нам с детства, и механизм его действия привычен, как и тот механизм нашей сиюминутной психологической картины бытия, который он иллюстрирует. Но речи о нем сейчас не будет. К. второго типа попал мне в руки совсем недавно. От первого он отличается двумя особенностями. Первая — в нем нет движущихся частей, что, безусловно, говорит о значительной долговечности и надежности данного устройства. Вторая особенность связана с самим способом формирования изображения, видимого зрителю. Место полупрозрачной коробочки со стекляшками в нем занимает полусферическая собирающая линза, а картинка создается из элементов окружающего мира. Воздействие К. второго типа на зрителя носит значительно более психоделический характер, и сравнимо даже с некоторым визионерским опытом.
Новый цикл работ Виктора Малышко неожиданным образом сочетает психоделическую созерцательность, свойственную второму типу устройств, с круговым движением первого типа. Большинство сюжетов угадывается либо сразу, либо при сопоставлении образа с названием-пояснением. Круговое умножение знакомых символов прерывает возникновения случайных ассоциаций с ними, и подчеркивает их внутреннюю красоту, возводя их геометрию до уровня герметических символов и эзотерических диаграмм. Мне всегда приятны мысли о стройности Творения и единстве фундаментальных законов для разных планов существования, и фотографическое указание на это кажется мне замечательным.
Alpauk