Серия фотографий «Чужаки» поднимает одну из самых больных и интересных тем в общественной жизни Санкт-Петербурга и России последних лет — проблему международной экономической миграции, тему гастарбайтеров. Наш город-музей не испытывает недостатка в иностранных гостях: английская, французская, китайская речь на Невском равноправна русской. Эти хорошо одетые улыбчивые люди — не чужаки. Они приехали, получили впечатления, оставили денежки и уехали.
Чужаки — другие. Нелегальные и легальные эмигранты, приехавшие в Россию работать и готовые на любые условия. Они — не на виду, но их несравнимо больше. Они ищут здесь не Эрмитаж и не Русский музей, они ищут работу, потому что работа есть только в России, и она приносит деньги. Они умеют все, если не умеют, то быстро учатся — они уже здесь, у них нет выбора.
«Они приехали зарабатывать наши деньги!». «Они приехали дышать нашим воздухом!», — так говорят горожане, которые не могут составить чужакам конкуренцию; которые предпочитают не работать вовсе, чем трудиться за такие деньги.
Не случайно название данной серии — «Чужаки». Грубо? Возможно. Но таково отношение города к тем, кто изображен на портретах. В этом названии Город видит себя, свое грубое отношение к людям, приехавшим издалека. Моя цель — изменить это отношение.
Я вижу в чужаках, прежде всего, людей, личности. Меня интересуют причины, побудившие их приехать. Я наблюдаю, как соприкасаются различные культуры и религии; как находят общий язык белорус и таджик; как все вместе в марте отмечают мусульманский новый год, а в мае — православную Пасху.
Давлат из Таджикистана зарабатывает на калым, необходимый для свадьбы, родители уже нашли ему невесту и ждут домой. Джураджон оставил на родине двух жен и семерых детей, зарабатывает главным образом на учебу старшим детям в институтах. Володя из Белоруссии хочет открыть магазин в родном поселке — копит первоначальный капитал.
Многие живут и работают в России по нескольку лет и привозят на стройки своих детей, братьев, жен. Перейти на легальное положение удается единицам. Большинство так и продолжают жить на строящихся объектах, кочуя годами с одного на другой.