Раннее осеннее утро в Петрозаводске, на улицах промозгло и тихо, только одиночество серых зданий составляет мне компанию. Вдалеке виднеется силуэт дворника, который с какой-то особой тщательностью метет опавшие листья. Здесь возникает ощущение, словно ты оказался в советском прошлом, но современная неоновая реклама и первые машины возвращают из ностальгического состояния. На туманной набережной Онежского озера не верится, что цель моей поездки исламская община Карелии…
Ислам появился в Карелии в 1995 году, когда русский-мусульманин Олег Стародубцев (Мустафа абу Ахмад) приехал в город Петрозаводск с целью совершения "хиджры" – проповеди ислама среди русских и карелов. Он возглавил маленькую общину русских мусульман, состоящую главным образом из представителей творческой интеллигенции, нашедших в исламе "возрождение Русской идеи". С начала своего появления община привлекла неоднозначное внимание прессы, а местные татары отвергли от себя русских, сказав, что ислам – это "наша татарская" религия. Чуть позже к общине присоединились появившиеся в регионе выходцы с Северного Кавказа и студенты арабы из Петрозаводского медицинского университета.
Первым имамом общины в 2000 году был избран беженец из Палестины Висам Али Бардвил как носитель арабского языка и знаток Корана. На родине Висам окончил медресе. В российском Интернете его голос стал одним из самых активных. Любая касающаяся ислама тема становится темой для его комментариев и статей. Состав руководства мусульманской общины Петрозаводска вообще интернационален: заместитель имама Ибрагим Милушкин русский по национальности, а председатель организации “Исламское просвещение” – Фатима Вебер – этническая немка.
Этнический и конфессиональный состав региона претерпел серьезные изменения за последние десять лет. У большинства из нас есть впечатление, что Карелия православный регион с подавляющим большинством русского населения. В настоящее время в Карелии проживает около двадцати тысяч мусульман – это айзербаджанцы, арабы, дагестанцы, ингуши, татары, чеченцы и недавно обращенные русские. Пять предыдущих лет развития региона не были омрачены вспышками насилия между православными и мусульманами. Непростые отношения между представителями разных культур в целом проходили гладко. В то же время, нельзя рассматривать национальность как синоним веры: большинство из переселенцев ни разу не были в Петрозаводской мечети.
Ситуация коренным образом изменилась 29 сентября 2006 года. Весь мир узнал о маленьком Карельском городе Кондопога. Гибель людей в кафе “Чайка” стала причиной волны антикавказских националистических выступлений. Ситуацию усугубили выступления правых лидеров, сделавших из Кондопоги символ сопротивления угрозе с Кавказа. Все это максимально обострило положение дел в регионе. Страх и опасения за собственную жизнь заставили мусульман бежать с нажитых домов. Мечеть приняла у себя вынужденных беженцев – кондопожских чеченцев. Вернуться домой им удалось только в середине ноября, когда ситуация успокоилась.