Стоит только вызвать к жизни слово «мечты», как мириады значений и ассоциаций взлетают в воздух как бабочки в теплый весенний день. Использование этого понятия Алнисом Стакле выводит на первый план ироническую платформу его творчества. Его фотографии это не мечты, это пространство мечтаний. По крайней мере, так можно их классифицировать для начала.
Стакле видит свое непосредственное окружение как и свою собственную фигуру неким вместилищем, пространством для мечты. Предметом фотографирования может стать далекое небо или натюрморт на обеденном столе; подносы, гладильные доски, автопортреты Мы ощущаем близость и причастность к Стакле, рассматривая его работы.
Он раскрывает ту сиюминутную реальность вокруг себя, композиционно организованную или им самим, или природой, или случайностью. И всё, что он видит, что может привлечь его внимание всё это пространство для мечты.
Сюжеты фотографий объединены воедино стилистикой и тематикой Стакле, но могут без труда восприниматься как отдельные работы. Непохожие друг на друга как непохож один день на другой, некоторые фотографии кажутся пришедшими «не отсюда», не входящими в серию. Но позиция Стакле подразумевает, что практически в любой вещи или сюжете наше подсознательное найдет намек или след чего-то иного.
Вот фотография, где сам Стакле с зажженной спичкой сидит у стола, волосы закрывают его лицо. Может быть, она рифмуется с той, где рождественская гирлянда обвивает гладильную доску.
Автопортрет с хозяйственными проводами и розеткой, возможно, является предвестником снимка розового неба с антенными проводами, прорезающими его в нижней части кадра. Нам предоставлена полная свобода подобных сопоставлений, но мы не должны упускать из виду авторское намерение и авторский стиль.
Говоря о своих работах, Стакле отмечает, что чаще всего не он выбирает сюжет, но сюжет выбирает его. И, кажется, что автор удивлен этим положением вещей, этим противостоянием и взаимодействием между ним и реальностью его будней или элементами его повседневного существования. Он фиксирует их, зная, что они есть означающее чего-то обыкновенного и базового, но будучи сфотографированными с пиететом и восхищением, они становятся особенными. Так на снимках появляются осязаемые объекты и ландшафты, в которые мы а точнее автор оказался помещен в силу обстоятельств; эти сюжеты лишь предлог для взгляда дальше, сквозь них, и для рассказа нескольких параллельных историй одновременно.
Мы вправе говорить о том, что суть работ Стакле гораздо глубже той реальности, которую он фиксирует прямо и без прикрас, но, тем не менее, с явной романтической нотой. Он останавливает взгляд на столе с начатым завтраком, противопоставляет простой красоте композиции, взятой под определенным углом, подсвеченной дневным солнцем, и словно умоляющей увидеть все то, что не вошло в кадр, осталось за его пределами.
Точно также, мир за пределами светящегося окна или в цветных огнях за экраном словно эхо предложенной Стакле темы, где все подает знак о том, что оно значительнее, чем кажется с первого взгляда, стремится и жаждет высшего, чувственного понимания, преображающего все окружающее.
Стакле предоставляет нам равно как и себе то, что можно назвать «физической энциклопедией», каталогом собственного физического существования. Он строит фото-библиотеку, по индексу которой легко сориентироваться. Он последовательно фиксирует те элементы, вещи, места и моменты, которые склонны выпрыгивать из собственных рамок. Окно, в котором он видит распахнутый космос, можно трактовать как жест смирение перед столь величественным небом. Кадр, где изображены кипы фотографий, моментальных снимков, негативов добавляет к тому пиетету, который сам автор испытывает к своей профессии, но одновременно это и изображения, которые он создает, собирает, редактирует, развивая начатую тему в серию.
Не стоит обходить вниманием этот аспект выбранной Стакле тематики. В своих фотосериях он говорит о мечтах. Вероятно, он призывает зрителя к тому же. «Пространство мечты» как название или императив подходящее название для серии Стакле, призывающее нас, зрителей, встречающих в своей собственной жизни все те же элементы, остановиться и рассмотреть их, как сделал Стакле в этом цикле. Остановиться и оказаться способными, сильными и готовыми разместить свои мечты в этом антураже реальности. В конце концов, именно то, что мы позволяем себе увидеть за пределами физических границ нашего существования и о чем мечтаем, и составляет уникальность каждого. Так, переходя от одного временного отрезка к следующему, в поисках освобождения от доминанты реальности, нам стоит мечтать в пространстве как видимого, так и недоступного зрению.
Тайлер Уиснанд. Журнал EYEMAZING No. 7 (лето), Brains Unlimited BV, Амстердам, Нидерланды
Перевод Натальи Миловзоровой.