Добраться до голендр по сибирским меркам несложно: от Иркутска 200 километров на поезде до райцентра — поселка Залари и еще сто с лишним километров на машине до трех деревень — Пихтинска, Средне-Пихтинска и Дагника. Здесь и живут голендры в количестве примерно трехсот человек. Они носят звучные имена — например, Альфреда Зигмундовна Гильдебрант. Между прочим, старшая сестра сенатора -председателя Законодательного собрания Иркутской области, члена Совета Федерации Ивана Зигмундовича Зелента. До недавнего времени браки заключались только внутри общины. У голендров несколько кланов, и потому если женщина носит фамилию Кунц, то в девичестве она может быть только Людвиг, Гениборг, Гильдебрант или Зелент. Фамилии похожи на немецкие, а имена у многих польские — Юзефа, Катаржина. Для Иркутской области это неудивительно — тут остались и выселенные в начале войны немцы Поволжья, и потомки ссыльных участников польского восстания
Последние триста лет обстоятельства вроде бы вынуждали эту общину жить «как все», не отличаться от хозяев тех мест, куда их бросала Большая европейская история. Они примеряли на себя разные национальные одежды — немецкие, польские, украинские, русские. Но остались другими.
© Александр Сорин
Другие
На первый взгляд пихтинцы (так называют жителей всех трех деревень) мало чем отличаются от других обитателей здешних мест. Может, дома и дворы выглядят почище — но людям с немецкими фамилиями и положено жить аккуратно. Те, кому чуть за пятьдесят, вспоминают, что в школах, куда они ездили из своих деревень, именно за немецкие фамилии местные их «расстреливали» на каждой перемене. Но
При ближайшем рассмотрении выясняется, что многое у этих людей не
Рублены пихтинские дома «без единого гвоздя». Замки, задвижки, ручки, форточки-«вертушки» — все из дерева. Деревянные же гвозди скрепляют фигурные консоли балок перекрытий. Обои в традиционных пихтинских избах не клеят. Наверное, поэтому здесь не заводятся тараканы и нет характерного затхлого запаха подгнивающей бумаги. Ровные беленые стены с голубоватым отливом (синьку издавна покупали у цыган) создают ощущение стерильной чистоты.
Строили пихтинцы свои уникальные дома-усадьбы в
Летом 1994 года во время рутинной инвентаризации областных памятников архитектуры сотрудники Заларинского краеведческого музея и иркутского Центра сохранения историко-культурного наследия случайно наткнулись на пихтинские постройки. Архитекторы нашли аналоги пихтинских домов-усадеб в Полесье, на юге Украины, в Польше, Белоруссии и даже Восточной Германии. Выяснилось, что в некоторых польских и немецких музеях под открытым небом есть подобные дома-экспонаты, но люди в таких усадьбах уже давно не живут. Чего только нет в пихтинских домах! Прялки и ткацкие станки («варстаты»), сохранившиеся еще со времен переселения, — на них ткут половики и покрывала, а старики вяжут на продажу варежки, теплые носки. Удобные плетеные бочонки и корзины — в них собирают и грибы, и картофель. Напоминающие голландскую традиционную одежду пестрые юбки и кружевные чепцы, которые женщины надевают в день бракосочетания, а потом только на большие праздники.
Свадьбу гуляют здесь три дня — день в доме жениха, следующий — у невесты, а на третий гости возвращаются опохмеляться к жениху. На стол ставят «рогачи» — березовые ветки, украшенные разноцветными бумажками. Сваты приглашают гостей из всех трех деревень, следят, чтобы во время торжественного прохода по улицам никто не опережал жениха и невесту, и порядок наводят декоративными бичами с рукоятками из козлиных ног. Особый свадебный обряд — «прибивание чепца». Звучит страшновато, но выглядит вполне мирно: лавку вместе с сидящими на ней молодоженами подбрасывают: считается, что в результате этой процедуры на невестиной голове закрепляется чепец замужней женщины.
Но самое, пожалуй, интересное — это «ксенжки».Так
Года четыре назад пихтинцы пригласили к себе настоятеля иркутского римско-католического прихода Успения Богородицы ксендза Игнатия Павлюся. Теперь отец Игнатий бывает здесь каждый месяц: «Это мой любимый приход. Они очень естественны и чисты в отношениях с Богом. Эту естественность нельзя нарушать католическим или любым другим обрядом». Так что отец Игнатий в их «экуменизм» не вмешивается. Поначалу он и другие католические прелаты пытались запретить местным жителям крестить и хоронить без священника. Но пихтинцы рассудили, что, пока дождешься иркутского гостя, ребенок, к примеру, может умереть некрещеным, и тогда его придется хоронить за кладбищенской оградой. Так что на свадьбы, похороны и крестины отца Игнатия не приглашают, а все делают сами, как привыкли. При этом относятся к нему дружелюбно. «Отец Игнатий — это для нас подходяще», — говорят пихтинцы.
Служба католического ксендза и его лютеранской паствы проходит так: сначала
Голендры и Большая история
На вопрос этнографов, кем считают себя эти люди с немецкими фамилиями, молящиеся
Переселенцев стали называть
После третьего раздела Польши в 1795 году голендры оказались на территории Российской империи. Здесь, а точнее — в Гущанской волости Владимир — Волынского уезда Волынской губернии и в Домачевской волости Брест-Литовского уезда Гродненской губернии, они и жили все вместе до начала XX века.
С 1911 по 1915 год 36 семей переселились на новые земли — в Сибирь.
В 1940 году, после четвертого, последнего, раздела Польши, голендр «поделили» между собой большие братья — СССг и Германия. Голендры жили вдоль Буга, разделявшего советские и немецкие войска. Им, как носителям немецких фамилий, было предложено воссоединиться с фатерландом. Больше 2000 человек перешли на немецкую сторону. Потом их переселили в специальный административный район недалеко от Познани, а весной 1944 года, во время наступления Советской армии, они ушли с другими немцами и осели под Берлином и на западе Германии, где и живут до сих пор.
Семьи, которые решили остаться на советской территории, были в 1941 году депортированы в восточные лагеря, поскольку состояли из «лиц немецкой национальности», и таким образом, как и их родственники в начале века, тоже оказались в Сибири. Но уже не по своей воле. Сколько их было и какая часть из них сумела выжить — неизвестно.
Немецких родственников пихтинских голендр этнограф Наталья Галеткина нашла под Берлином и в Дуйсбурге. Когда она рассказывала немецким голендрам Брониславе и Марьяне Людвиг о свадебном «прибивании чепца», женщины даже вспомнили слова, которые положено было произносить на Волыни во время этого обряда: «Вжие, вжиеещераз, вжиестолят». Пихтинские голендры испытали на себе и раскулачивание, и репрессии
«Они нас „русскими немцами“ считали и нас ненавидели, — вспоминает Рудольф Гильдебрант (8 лет в трудармии). — Придешь в столовую — он своему черпает со дна погуще, а нам водички сверху». Отец Ивана Зигмунтовича Зелента вернулся из трудармии в 1945 году. Он был так изможден, что жена узнала его только по плотницкому рассеченному пальцу.
Пока взрослые трубили срок в трудармии, вокруг пихтинских деревень бродили люди из НКВД и райкома партии, получившие задание разобраться, немцы
Человек корчующий
Среди множества версий происхождения названия «голендры» есть одна, которая представляется особенно привлекательной. Она связана нес историей перемещения голендр по Европе, а с родом их занятий. В одной из старых церковных хроник бужских колонистов называют Haulaender. Словом Hauland немцы называли расчищенные от лесов земли (от hauen — рубить). Устаревшее слово Haulander вполне могло трансформироваться в Hoilaender.
Действительно, в XVII-XVIII веках голендры корчевали леса на Западном Буге,
а в начале XX века — тайгу в Сибири (по столыпинским правилам, помимо основной ссуды на благоустройство, переселенцы получали дополнительные деньги за каждый раскорчеванный участок земли), в
Эту тяжелую, но необходимую работу нельзя делать в одиночку. Может быть, поэтому голендры держатся вместе, ценят общину и родственные связи, хранят веру и традиции.
Судя по всему, пихтинские голендры не хотят никуда возвращаться и ни с кем воссоединяться. Им и в Сибири хорошо. Они здесь привыкли. Лишь бы их больше никто не трогал.
Анатолий Голубовский