Поехал я к цыганам совершенно неожиданно, и счастливым образом сумел не накопить никаких ожиданий. По приезде на размышления времени тоже не оказалось, так что с утра до глубокой ночи я — только свидетель происходящего. Съемка перемежается разговорами, рассказами, расспросами. В памяти задерживается немногое. Цыгане оказались совсем не такие, каких можно видеть в городе, на улице. Сэрвы — оседлая ветвь цыганского племени. Они рассказывают
Некогда использованное М. Павловым определение: «Фотография как вторая зрительная система». Мне оно очень по душе. Фотография запечатлевает то, что невозможно увидеть глазом. Она имитирует недоступное нам обычно состояние повышенного осознания, в единственный момент времени в нее помещается огромный объем невербализованной информации. В свете такого понимания трудно найти более интересную для фотографии область, нежели человек, взаимоотношения, ритуалы. Сиюминутное не отделено от вечного, древнее племя носит маски других культур, смех и сакральные действия соседствуют беспрепятственно. Трудно видеть это в собственной жизни, но подобная вылазка и отделяет фотографа от окружения, и теряет его в нем. Он одновременно невидим, и участвует во всем. Все видят его, но чудесным образом не обращают внимания. Георгий Пинхасов