Чёрная линия
Люди с двумя руками, двумя ногами и парой глаз — явление обычное. Человеческое тело часто воспринимается как дань симметрии. Парность вселяет уверенность в цельности и гармонии.
stereo_typ состоит из двух изображений, взятых в одну раму и разделенных чёткой чёрной линией. В каждой паре — одно и то же пространство. Фотографии сделаны в одном и том же месте. Иногда они почти идентичны, как близнецы. Иногда они совершенно не похожи, но при этом всё равно определённо связаны.
Обещание гармонии выполнено не до конца.
Как будто каждое фото смотрит из рамы, смотрит на зрителя раздвоенным своим взглядом.
stereo_typ признаёт то сечение, что разделяет правый и левый глаз, чистый оптический отпечаток и визуальное восприятие, 23:59 × 00:00.
Это сечение — делит и соединяет. Взгляд зрителя прикован к чёрной линии также, как и к мотиву, разделённому ею надвое. Разрыву разрешено иметь значение. Сечение создаёт смысл.
Почти грамматика:
В языке, устном и письменном, есть такая часть речи — союз: короткие, невзрачные слова, такие как: и, или, но, если, хотя, для…
Союз не только связывает различные утверждения, фразы, но и определяет их соотношение друг с другом:
Фото в каждой паре соединены, потому что меж ними проходит чёрная линия.
значит совсем другое, чем:
Фото в каждой паре соединены, хотя меж ними проходит чёрная линия.
Чёрная линия — условие единения или препятствие на пути к нему.
Чёрная линия в stereo_typ подразумевает союз: связь между двумя изображениями. Её чёткость даёт взгляду зрителя возможность отдохнуть — видение прерывается, в средине изображения есть место для мысли. Тут проявляется вопрос собственно соединения — как может выглядеть сочетание изображений? Какими связями пользуемся мы сами?
stereo_typ жёстко ставит вопрос, и даёт на него разные ответы — каждой парой фотографий. Эти ответы охватывают как временной аспект — до/после, восход/закат, сейчас и тогда — так и пространственные: панорама, смещение, снаружи/изнутри, близко/далеко, вверху/внизу.
Связь со временем тоже очевидна. stereo_typ не стремится ни идеализировать мгновение, всегда уходящее время, ни гримировать его под вечность.
Вместо этого фотографии отмечены освобождающе-несентиментальным отношением к собственно медиуму фото со всеми его возможностями и ограниченностью.
В чё
Цвет сдержан, но имеет свой особый голос — тот, что мешает воздействию черно-белой «документальности». Эта помеха не даёт читать изображения одним махом, награждает их ещё одним пластом времени. Времени почти застывшего. Таким образом возникает игра фотографических последовательностей, где различные подходы сталкиваются друг с другом, не выходя, однако, за общую раму и один мотив.
В восприятии stereo_typ проступает структурный язык контрастов и сцен, близость и подобие, вертикальность и горизонтальность, время и вневременность.
Во всех языках смысл рождается из отличий. Отличие часто бессловесно, немо: «пробел» на клавиатуре компьютера, порывистый вдох, а может — чёрная линия между двумя фотографиями.
© Мара Ли
Перевод: Дмитрий Плакс