Уничтожает все кругом:
Цветы, зверей, высокий дом, –
Сжует железо, сталь сожрет
И скалы в порошок сотрет,
Мощь городов, власть королей
Его могущества слабей.
Время движется мерно и беспощадно, как асфальтоукладчик. Хижина, дворец, общественный строй, страна, нация, цивилизация — Время стирает всё в пыль. Даже то, что кажется вечным и незыблемым — в пыль, в прах, в молекулы. И, казалось бы, фотографии из семейного альбома, не имеющие художественной ценности, изображающие людей, которых уже нет, снятые никому не известным фотографом, исчезнут, распадутся первыми. Ан нет!
Тонкие листочки бумаги, покрытые слоем эмульсии, выстояли в битве со Временем. Они покрылись желтоватой вуалью и шрамами, но это их ничуть не портит, даже наоборот придает дополнительное очарование, как патина скульптуре или трещинки мраморному полу. Более того, эти фотографии сумели сохранить изображенных на них людей такими, какими они были, но уже никогда и нигде не будут, сумели сделать невозможное — остановить мгновение, победить непобедимое Время.
Наверняка у каждого есть
Потому, что передает нечто большее, чем просто сюжет или объект съемки: людей, их настроение, общую атмосферу или
Или потому, что просто оказывается отличной Фотографией. Которая при этом может быть (и зачастую бывает) снята начинающим фотолюбителем, недавно купившим новый аппарат, не до конца разобравшимся в сложностях управления и выставившим «неправильную» экспозицию.
А как позируют люди на классических семейноальбомных фотографиях! Они надевают в этот день лучшую одежду и тщательно причесываются. Они стоят (или сидят) ровно, выпрямившись, смотрят прямо в объектив, уверенно и спокойно. Они знают главное: фотография — это навсегда. Единожды снятое уже нельзя изменить. Фотография «на память» останется тогда, когда все изображенное на ней уже исчезнет, погребенное Временем.
***
Семейный альбом — это, по сути, есть раскадровка фильма, снимаемого без заранее написанного сценария и с неопределенным финалом — фильма про Жизнь. Поэтому проект «Ретроспектива» не может