«Иди и смотри…»
Олег Климов
Попробуйте представить себе: человек невысокого роста, в джинсах с подогнутыми внизу штанинами как это
«Человек в джинсах» был Фарит Губаев, а произошло это в 1989 году в редакции газеты «Вечерняя Казань», когда я вернулся с репортажем о вводе десантных войск в город Тбилиси под руководством генерала Лебедя. С тех пор, отведенные мне десять лет на войну, я потратил на поиск фотографии с сюжетом между «эстетикой смерти» и «красотой жизни». Не нашел. Нашел лишь ужас и страх.
Фарит Губаев, имея высшее журналистское образование и огромный стаж работы в прессе, к фотографии всегда подходил с позиции эстетического начала. Что называется «репортер-художник» с амбициями возвести репортаж в ранг искусства. Конечно в кадре было событие или нужный для редакции герой, но параллельно, он всегда пытался решить творческие задачи. Порой для него были важнее световые блики,тени и
Умение видеть красоту в обыденной жизни, как мне кажется, он научился вместе с группой казанских фотографов «Тасма», которая нелегально в
Группа «Тасма» умерла вместе со страной Советов. Наверное это был естественный процесс. Но фотографы остались, осталась память, остались их фотографии-отпечатки, которые положили начало совсем несоветской фотографии и которые были основаны на честности и чистоте взгляда автора, на умение показать человека таким какой он есть и вместе с тем увидеть в нем красоту. Это и было тогда новой задачей фотографии и это до сих пор является задачей любого искусства. И если быть честным до конца, то никто и никогда из наших современных критиков и искусствоведом так и не исследовал процессы формирования полулегальных фотоклубов во время Советского Союза, формирование и зарождение действительно документальной фотографии и непосредственное влияние западных фотографов, прежде всего Картье Брессона.
И когда я слышу сегодня от утомленных «полудевочек» и похотливых мальчиков, озабоченных унисексом в современном актуальном искусстве: «Ах, опять этот Брессон, так скучно, придумайте уж
С Дианой Арбус Фариту не удалось встретиться, она покончила с жизнью раньше чем Советский Союз совершил над собой акт «самоубийства» и «железный занавес» пал. Но Губаев познакомился с Картье Брессоном в Париже, даже сделал его портрет. Известно, что Брессон принципиально отказывался фотографироваться, но когда Фарит рассказал ему историю группы «Тасма», как фотограф Брессон изменил виденье нескольких десятков фотографов
Фарит всегда жил между Казанью и Москвой, между городами. Он всегда говорил про
Я помню Фарита в качестве
Я помню увлечение Фарита живописью и помню как он рисовал «акварели цветограммы» сидя в сумерках. Чудесно и романтично. Потом он показывал их друзьям и товарищам. Я тоже не знаю зачем он делал это, «цветограммы» не производили на меня впечатления, я всегда жил если не в сумерках,то в монохроматическом свете уж точно.
Когда я был в последний раз у Фарита дома уже в Казани, то первым делом он показал мне отличную акустическую систему для музыки с огромным телевизором в центре. Все это занимало примерно половину его маленькой квартиры. Другая половина была опять таки завалена книгами и фотографиями. Казалось бы ничего не изменилось, но вместе с тем изменилось многое — у нас появилась возможность не только смотреть в прошлое, но и видеть его.
Однажды, лет двадцать назад, я снял как на Фарита Губаева понеслась неуправляемая лошадь во время Сабантуя в Казани. Я даже цинично опубликовал эти фотографии. С тех пор, я много что слышал от Фарита о переломах, протезах, больницах и врачах. Скорее всего эти события не имеют под собой непосредственной связи, но именно так отражает сейчас моя ассоциативная память. Все началось тогда, когда он попал под лошадь, а я снимал вместо того, чтобы выступить в роли Александра Матросова. А может быть мне это только сейчас так кажется потому, что спустя десять лет на меня самого «наехал» КАМАЗ, а потом снимало телевидение как разрезают автомобиль-такси и извлекают почти не мое тело. Я смотрел потом это по телевизору. Друзья сделали запись.
Фарит уехал из Москвы и вернулся в Казань потому что нуждался в целой серии срочных операций и уже с трудом мог двигаться. Выбора просто не было. Я не знаю, что там чувствовал летчик Маресьев, когда отморозил ноги, но очень хорошо знаю чувства фотографа, который не может ходить. Так и получается, чтобы иметь мужество и понять эстетику смерти — совсем не обязательно ехать на войну и только терпение и красота жизни может спасти тебя в этой ситуации. Немного пафосно, но почти правда.
Дальше — хуже потому что есть только два варианта смерти: умереть героем под аплодисменты и умереть духовно за долго до своей физической смерти. Второй вариант самый ужасный в нашей профессии. В начале ты теряешь коллег, они не звонят тебе больше. Потом теряешь товарищей, они не приходят к тебе в гости. Дальше — становится меньше друзей. Потом родственники и самые близкие люди начинают смотреть на тебе
А потом были «побрякушки» и звание «заслуженного деятеля культуры» — со стороны министерства Культуры, а со стороны медицины — инвалидность. Но больше всего был симпатичен специальный приз, который вручил лично президент Татарстана — автомобиль — полная неожиданность для Фарита Губаева. Но ирония заключается в том, что Губаев никогда не управлял автомобилем и вряд ли будет это делать в своем нынешнем положении.
Когда Ляля Кузнецова (она тоже состояла в группе Тасма) увидела совсем новые фотографии Губаева, то сказала со свойственной ей прямотой: «Боже мой, Фарит, ты с трудом двигаешься, а так много снимаешь оказывается!» Когда я год назад говорил с Кузнецовой на ее кухне, делал интервью для фильма, она с трудом отвечала на мои вопросы до тех пор, пока я не убедил ее поехать снимать лошадей и цыган. Следующие два дня она была в такой же форме как лет двадцать назад, а через несколько месяцев уехала снимать в Узбекистан. На самом деле настоящему фотографу надо очень мало, надо чтобы ему поверил
В серии фотографий, которые здесь представлены — это символ, своего рода дорога от Казани в Турцию и до Парижа, путь, который прошел Фарит Губаев и никто не знает куда он отправится дальше. Он просто идет и наблюдает. Мы можем наблюдать за ним, а можем сами идти и наблюдать за жизнью.