Эта выставка обязана своим появлением тем мыслям и впечатлениям, которые у меня возникли в связи с проведением «конгресса метафизической фотографии», выступлением на нем Андрея Харитонова и публикацией статьи Константина Смолянинова «Вы ничего не понимаете" на ресурсе www.photographer.ru.
Экспозиция составлена при помощи сервиса image.google.com. Одна фотография в паре всегда моя, а вторая выбрана из предложенных сервисом на врезке «Похожие изображения».
Робот поисковика имеет в своем распоряжении индексированный архив образов, загруженных в сеть человечеством, — интегральный визуальный портрет современности. Мы помещаем в этот контекст свою фотографию и делаем snapshot, фиксируя взаимодействие снимка и информационной среды, обеспеченное лишенной субъективности программой.
Рассматривая выставку в контексте метафизической фотографии как направления, не стоит фокусироваться на том, что изображения в каком-то смысле действительно похожи друг на друга. Так бывает, но иногда критерии сходства почти невозможно угадать. В обоих случаях испытываешь удивление, видя какие сложные скрытые паттерны могут оказывать влияние на эмоциональную реакцию зрителя.
Метафизическая фотография занимается деконструкцией непосредственного восприятия, и эта экспозиция — еще один шанс почувствовать, как оно на досознательном уровне управляется наложением шаблонов, чья привязка к воспринимаемому объекту неочевидна. Чистейшая иллюстрация двусмысленности действительности и подлинности художественного.
В более широком контексте, чем обсуждение метафизической фотографии, можно заметить сходство использованного метода с самой фотографией как практикой. Фотограф тоже не может создавать изображение по своему произволу: в его арсенале только выбор объекта, момента, собственного положения и рамка кадра. И это все основания для претензии на авторство. Пришлось долго доказывать, что этого достаточно, и доказательство до сих пор не общепринято. Оператор поисковика лишился рамки кадра, точки и направления съемки, но получил немыслимую для фотографа свободу в выборе объектов и чрезвычайное разнообразие материала для финального отбора. При этом контекст постоянно меняется, также зависит от момента и требует мгновенной фиксации — завтра результаты могут оказаться уже другими. И даже неизбежная в данном случае проблема прав на использование чужих изображений симметрична не имеющему общего решения вопросу о допустимости использования снимков людей, чужой собственности и товарных знаков даже если они сделаны в общественных местах.
Вопрос, окажется ли этот новый инструмент пригоден для создания серий, отличающихся по посылу и конечному воздействию от представленной, остается открытым.
Видео-продолжение выставки http://vimeo.com/66298547