Проект «#Черновик» Димы Маркова вызывает интерес, уважение и чувство беспомощности.
Интересен экстремальный жизненный опыт автора, который честно задокументирован посредством текста и фотографий.
Восхищает его открытость и отсутствие морализаторства в отношении непростой темы – жизни людей, по разным причинам оказавшихся за бортом, тех, кого принято называть маргиналами.
Сквозь специфические детали биографии, окружения, быта, мест, снятых автором, проступает знакомая многим, кто здесь родился и вырос, культурная география.
Уплетающие китайскую лапшу мальчишки, залитый солнцем коридор купейного вагона с белыми занавесками на окнах, парень в венке из сирени, гармонист на рынке, зеленая облупленная стена школьного коридора, сморщенный мальчишеский лоб, подростковые тела в татуировках, хмурые пятиэтажки, сгорбленная старушка во фланелевом халате, группа закусывающих на лестничной клетке обнаженных мужчин, белый борт корабля у причала, сбитые косточки пальцев, памятник Ленину, тюремный конвой на перроне, здание кинотеатра под названием Родина…
На некоторые снимки смотреть тяжело, понимаешь, что ты и кто-то другой вряд ли может здесь что-то поправить.
Что означает слово «#Черновик» в названии проекта?
Предварительная версия?
То, что подлежит переписыванию набело?
Или для автора в этом слове важен оттенок червоточины, разъедающей ткань реальности?
Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется первоначально.
У сумрачного фасада проекта Маркова есть второе дно.
Да, этот проект – еще оттуда, из нашего коллективного прошлого с общими радостями и бедами.
Мы все могли бы быть на месте героев книги. Кому-то просто меньше повезло.
Второе дно обнаруживаешь не сразу, но тем интереснее открытие.
Алла Мировская
Книгу Дмитрия Маркова «Россия. #Черновик» можно купить на сайте Творческой лаборатории «СРЕДА»