СУМЕРЕЧНАЯ ЗОНА

Чёрно-белые сны Александра Масленицына

В работах Александра Масленицына есть пугающая неконкретность. Странная размытость времени – «не-здесь и не-сейчас». Они как будто застыли в сумеречной зоне.

В его фотографиях есть напряжение без угрозы. Лежащая девушка с сигарой в чувственных губах, что может быть более привлекательным? Но в образе Масленицына есть недосказанность и неконкретность, которая выводит эту ситуацию за рамки эротической фиксации к философской медитации. И за этой внешней релаксацией изначально скрывается внутреннее беспокойство.

Закрытые глаза, летящие птицы, пустые пространства – мотивы, которые повторяются в мире Масленицына. И постоянного зрителя постепенно начинает терзать чувство беспомощности, связанное с непреднамеренным возвращением, ощущение, которое свойственно затянувшемуся сновидению, тревога, связанная с уже виденным, несмотря на очевидное отличие всех деталей и примет. Несмотря на разные места съёмки и времена действия (различия, которые автор намеренно не подчёркивает, оставляя свои работы без конкретных указаний), движение его камеры всё время повинуется одним и тем же ритмам.

Существует теория, что фотография отражает окружающий мир. Вопрос в том, что отражает сам окружающий мир. Выбор автора. Удивительная устойчивость образной системы Масленицына связана со сновидческой сеткой мотивов, в которые он затягивает зрителя. Это волнующее и притягательное пространство, путешествие по которому похоже на неожиданный визит в чужой сон.

Чувство оставленности, покинутости, брошенности связано с преодолением первичного нарциссизма фотографического образа. Стремление к красоте чёрно-белого, растворённого в самом себе, порождает только отчуждение, создаёт невидимую, но непреодолимую границу между зрителем и изображением, как можно заметить в многочисленных «прекрасных» и слишком правильных снимках. Не то у Масленицына, абстрактная красота оставлена здесь ради фотографического вторжения в тайны человеческого подсознания.

Фотография не столько отражает реальность, сколько подражает ей. Фотографии Александра Масленицына подражают сновидческой реальности. Его создания вибрируют на грани невидимого. И это невидимое лежит в глубине каждой души.

Михаил Сидлин