В последнее время я отснял несколько серий, которые условно можно было бы объединить под общим названием «Атрибуты духовности и искусства». Оно отчасти заимствовано у французского живописца XVIII века Шардена, работа которого «Натюрморт с атрибутами искусств» находится в постоянной экспозиции Эрмитажа. В многопредметную композицию включены разнообразные вещи, как-то: кисти, гипсовая статуэтка, рулоны бумаги и прочее, так или иначе, связанное с искусством, как оно понималось тогда, в 1766 году.
С тех пор много изменилось, но что-то все же осталось неизменным. Чтобы поточнее это понять я сделал как бы ревизию подобному сюжету, разъяв натюрморт на отдельные компоненты и соотнося их с собственными понятиями о прекрасном. То, что соответствовало моим представлениям на эту тему я попытался рассмотреть получше, отождествив нечто отдельно взятое с многопредметной композицией. Получилось несколько визуальных рядов: «Атрибуты искусств», «Свечи и книги», «Библиотека», «Обернутые предметы», «Простейшие формы», «Хлеб и вино». Между отдельными предметами обозначились внутренние связи, объединяющие их, как правило, в пары
Связующим звеном на визуальном уровне становится доска, на которой эти предметы выставлены в вооброжаемо-нейтральном пространстве. Таким образом, формируется блок работ как разъемная конструкция из фотографий, где отдельно стоящие предметы задают ритм пустоте и окруженные этой пустотой предельно правдивы. Каждая фотография самодостаточна в той степени, в которой самодостаточен объект съемки и в той же степени может существовать автономно. Но для меня они все же больше части общего целого, члены одной большой семьи, атрибуты духовности и искусства.
Вадим Гущин