Друзья! Мне очень приятно представить вашему вниманию выставку Саши Орлова, открытую нами в виртуальных стенах галереи Photographer.ru. Для меня эта выставка примечательна прежде всего тем, что этот фотограф «вырос» буквально у меня на глазах и при моем непосредственном участии. Я не утверждаю, что это я обучил его фотографии:-) Хотя мне и хотелось бы так думать. Потому что работы Александра очень близки мне по духу и каждая из представленных на этой выставке ощущается мною как собственная. Предваряя вопросы о том, что я вижу в этих работах, почему они для меня так важны, в чем их особенность, скажу об этом несколько слов.
Оставлю за скобками врожденное чувство цвета и композиции — Александр потомственный архитектор. Туда же отправлю мастерское обращение с фотокамерой. Меня интересует только одно качество Александра. Навык, данный свыше каждому настоящему фотографу. Это умение принять весь мир в свое сердце, и, находясь внутри принятого в сердце мира, запечатлеть для нас образ этого мира. Это качество очень трудно приобрести, зато его легко потерять. Потому что — это тяжелая ноша, требующая большого мужества и богатырской выносливости.
Желаю Александру не сдаваться.
Андрей Безукладников
Александр Орлов о себе
Я родился 29 лет назад в Москве, где вырос и живу до сих пор. С раннего детства родители направляли меня по некоторому неопределенно-художественному руслу, я ходил в разные студии, где, впрочем, так и не научился как следует рисовать. Но усилия моих родителей привели к тому, что я по семейной традиции оказался в Архитектурном Институте. Мое пребывание в этом славном учебном заведении было сколь ярким, столь же и безотчетным. Проработав года три в архитектурном бюро (в котором, впрочем, работаю и по сей день), я обнаружил, что наилучшим средством выражения моих творческих движений оказалась фотография. Странно, но раньше я об этом не думал, хотя фотографией увлекается мой отец. Видимо, причина в том, что только к этому возрасту сформировалась во мне отчетливо некая тоска по настоящему. День за днем оторванность сознания от моментов жизни копилась. С тем вместе росла и любовь к случаям просветления, переживания момента всеми фибрами души. Я заметил, что в фотографии есть многое от этих чувств, и теперь меня интересует именно такая фотография. Как стихотворение — есть сама история, и есть нечто, что летит на крыльях над нашими головами. Нам кажется, что это похоже на сновидения. Как это наивно… Скорее, наши мысли похожи на сон, слишком тяжеловесный и неповоротливый.
Раньше мне было интересно почти все, любое неординарное зрительное впечатление становилось поводом для фотографии, или хотя бы размышления в этом направлении. Сейчас этот накопительный период поутих, стал скромнее. Я ищу в окружающем картины, отражающие некоторые мои настроения, эмоции или мысли. Само собой получается, что начинаю снимать темами, сериями. Фрагменты городской среды, предметы, носящие след людей, люди в их обычной жизни, когда их позы, лица, общее настроение пытается передать мне что-то совсем другое. Синтез фотографического изображения и гипнотизма, контраст внешней формы и собственного восприятия. Вряд ли я фотографирую реальные предметы. Скорее себя, свои эмоции.
Самая трепетная тема для меня сейчас — свет и цвет. Здесь мне еще многое надо осмыслить, но уже есть несколько направлений. Например, то, что интересующая меня ветвь фотографии не воспринимает цвет как средство повышения реалистичности изображения. Цвет становится самостоятельным средством. От света же зависит и фотография, и зрительное восприятие. Он обладает огромным эмоциональным воздействием на человека.
Фотография, которой я занимаюсь — одно из проявлений моей жизни. Фотография, которая меня интересует, как вид искусства — еще одно. Кому-то мои фотографии нравятся, кому-то нет, это вполне естественно. Но хочется, чтобы люди мои фотографии видели, ибо этой любовью делиться легко и приятно.