Вперед в прошлое.
О работах Игоря Мухина
Игорь Мухин — из числа художников, которым повезло оказаться в нужном месте в нужное время, — с фотокамерой в руках. Первую свою персональную выставку он провел в 1987-м, в разгар перестройки. Перестроечную эпоху можно сравнить с рытьем траншеи — водораздела, отгородившего прежнюю социалистическую жизнь от нынешнего дикого капиталистического существования. Плавность исторического процесса была нарушена — мы словно перепрыгнули на три ступеньки вверх. Общество стало другим — и прежние бытовые мелочи, проза, ежедневный поток, были осознаны как «другое» — как эстетическая ценность и художественная проблема. Не произойди этой резкой перемены в общественном сознании, Игорь Мухин, очевидно, занимался бы иными вещами. Но она совершилась — и он стал певцом уходящего СССР. Точно так же в 1920-е Павел Корин запечатлел (правда, в живописи, кистями и красками) исчезнувшую дореволюционную Россию. истории всегда находятся не только могильщики, но и свои архивисты. Мухину посчастливилось быть в первом призыве. Его работы ценны и как художественные произведения, и как самая честная хроника. Он родился в 1961-м году в Москве, окончил техникум по профессии «слесарь-водопровочик», работал техником по отоплению, ночным сторожем. Фотографией увлекался с шестнадцати лет, но осознал это занятие как призвание в двадцать четыре. Начиная с 1987-го Мухин регулярно выставляется в московских галереях и путешествует по заграницам в качестве яркого представителя современной русской фотографии. Он снимает руины — в буквальном и фигуральном смысле слова. Остовы старых скамеек, осыпающиеся памятники эпохи социализма — все эти серпы и молоты, крестьянок с колосьями и поросятами, фигуры вождей с кепкой или поднятой рукой. Даже когда Мухин фотографирует людей — уличных прохожих, влюбленных, рокеров, — они получаются как сумеречные тени уже несуществующей жизни. Это маргиналы, их мир — на обочине, на окраине города, в спальных районах, или — еще лучше — в провинции. Замечательно, что бурные светские развлечения, которых достаточно сейчас в Москве (презентации, клубы, казино и проч..) -Мухина не вдохновляют. Он рассматривает не фасад, а задворки, и находит там не только вечную грязь и свалку — но и характеры, кипение страстей, такие лица и темпераменты, каким мог бы позавидовать любой театр.
Конечно, как любой профессиональный художник он ищет нечто большее, чем просто экзотическую натуру. Он ловит парадоксы этой натуры и иногда получается даже очень смешно — нелепый памятник штангисту в заросшем парке. Иногда — печально до слез, например, когда смотришь в наивные, чистые и глупые лица подростков (серия «Молодежь в городе»).
Соц-артовский привкус силен в работах Мухина, но не только он определяет окончательное впечатление. Свет, косые лучи, красиво освещенный дым, драматически тени — весь арсенал формалистических приемов фотограф освоил вполне и с легкостью (вероятно — только кажущейся) ими манипулируют.
Если сравнивать Игоря Мухина с кем-либо из ближайших коллег, то, безусловно, с Гарри Пинхасовым. Их объединяет слабость к аффектированным атмосферным явлениям. Оба могут снимать вход в метро так, словно это врата в преисподню, когда прямо за турникетами кипят котлы. Обостренная чувствительность к социальным парадоксам сближает Мухина с другим корифеем отечественной фотографии — Борисом Михайловым. Вместе с тем, Мухин похож только на самого себя. Его стиль подразумевает вторые и третьи планы, и семантический, и формальный, его тонкая ирония вполне самобытна. Умению шутить, тем более в фотографии, научиться невозможно. У Мухина получается.
Людмила Лунина
МОСКВА.
Игорь Мухин
Родился 19 ноября 1961 г. в Москве. Живет и работает в Москве.
Биография:
1977-1981 | учеба в строительном техникуме. |
1981-1987 | работал техником в проектной организации. |
1985 | знакомство с Александром Лапиным и Алексеем Шульгиным. |
1986 | сотрудничество с различными художниками для журналов самиздата; участие в первой групповой выставке на Малой Грузинской улице, 28. Знакомство с Пигановым, Ефимовым и Александром Слюсаревым. |
1987 | Первая персональная выставка, 120 работ, в МГУ. |
1988 | Поездка в Финляндию по приглашению Университета Прикладных искусств в Хельсинки; начинает работать с фотоагентством RAPHO, Париж. |
1989 | начинает работать как независимый фотограф; поездка в Париж и Лондон (в Париже знакомится с Гариком Пинхасовым. Становится участником группы «Непосредственная Фотография», Москва. |
1990 | Знакомство с Татьяной Либерман. |
1991 | Серия из 32 фотографий видов Москвы для книги «Булгаковские места в Москве» для Biblioteca del Vestello в Риме; рождение дочери Маши; преподает в Свободной Украинской Фотоакадемии в Киеве, организованной Александром Левицким; путешествие по Швейцарии во время фото-проекта «Москва-Цюрих»; работа над 30 портретами современных советских художников для каталога выставки «Art Books». |
1992 | Работа над антологией «Baltic Waves» для издания «Bra Bocker A.B.», Швеция |
1994 | Государственная премия России «Человек искусства». |
1999 | Премия Мэрии Парижа и работа над проектом «Влюбленные в Париже» по заказу FNAC при участии Комитета по празднованию 2000 года, Франция. |
2000 | Рождение сына Максима. |
Лекции
1990 | Свободная Академия в Москве. |
1991 | Свободная Украинская Фотоакадемия в Киеве, Украина. |
1991 | Kanzlei, Цюрих. |
1993 | Фотофестиваль-93, теплоход Москва-Санкт-Петербург. |
1996 | IV Международная Конференция «Фотография феномен повседневной культуры», Рига, Латвия. |
1997 | Московский Международный Фотофестиваль «Интерфото-97», Москва, Россия. |
Персональные выставки:
1987 | «Для молодых о молодых» клуб Московского Государственного Университета. |
1988 | «Игорь Мухин» Уралмаш, Свердловск. |
1989 | «Игорь Мухин» Фотогалерея, Куйбышев. |
1989 | «Игорь Мухин» клуб Фоторепортера, Ухта. |
1990 | «Игорь Мухин» галерея «Интерфото», Ленинград. |
1993 | «Исследование советского монументального искусства» фотогалерея, Йошкар-Ола, Россия (буклет). |
1994 | «Скамейки: трансформация для будущего» галерея ХL, Москва (каталог). |
1995 | «40 фотографий» Музей революции, Москва (каталог); «Vision of Russia» Grote Kerk, Naarden Fotofestival, Нидерланды (каталог) |
1996 | «Жизнь в городе» Латвийский музей Фотографии,
Рига, Латвия; «Измененный ландшафт» Галерея Москвы (Фотобиеннале-96), Москва (каталог). |
1997 | «Москва, Москва», клуб «Slepenais experementa»,
Рига, Латвия; «Советская эпоха: Скамейки и Памятники» Фотодом, Рига, Латвия; «Crossing» Гете Институт, Москва; «Парк культуры. Память» KUKART-III Международный фестиваль, Царское село; «В.Семин и И.Мухин: Современная русская фотография» The Camera Obscura Gallery, Denver, USA; «Москва: город и люди» LEK, Ljubljana, Словения (каталог); «Игорь Мухин» Galeria Gerulta, Месяц Фотографии в Братиславе, Словакия (каталог). |
1998 | «Молодежь в Большом городе» Манеж, Фотобиеннале-1998,
Москва (каталог) «Moscou la Jenne» Bibliotheque Elsa-Triolet, Pantin, France (каталог); «Moscou», MJC du Lau, Pau, France. |
1999 | «Nonstop» Галерея XL, Москва (каталог); «Игорь Мухин», Галерея Carre Noir, Paris; «Детская площадка» галерея М.Гельмана, Москва; «Девушки», Галерея XL, Москва (каталог). |
2000 | «Париж как он есть», фойе концертного зала
Россия, Москва; «Между строк» INVOGUE, Москва; «Париж», Месяц фотографии в Париже. Галерея Carre Noir, Париж. |
2001 | «Moscow Light», Музей Архитектуры имени Щусева, Москва. |
2002 | «Москва-Париж», МДФ, Москва; «Отношения», Н.Новгород Самара Новосибирск Екатеринбург; Москва. International photography festival, Pingyao, Китай (каталог); «Нижний Новгород», Лето 2001. Фотофестиваль Pro-зрение. Н.Новгород (Каталог). |
КОЛЛЕКЦИИ
The Museum of Modern Art, New York;
The Jane Voorhees. Zimmerli Art Museum, New Jersey;
Maison Europeenne de la Photographie, Paris;
Fonds National d’Art Contemporain, (FNAC ) Paris;
Московский Дом Фотографии, Москва;
Министерство Культуры Российской Федерации, Москва;
Государственный Исторический музей, Москва;
Музей современного искусства «Царицыно», Москва;
Музей фотоколлекции, Москва;
Harry Ransom Humanities Research Center, The University of Texas at Austin;
The Corcoran Gallery of Art, Washington D.C.;
Denver Art Museum, Denver;
Southeast Museum of Photography, Daytona Beach;
Латвийский музей фотографии, Рига;
Victor Barsokevitch Photographic Center, Kuopio;
The Navigator Foundation, Boston;
Arabella Hopewell Collection, London;
Музей Архитектуры имени Щусева;
Museum of Fine Arts, Санта-Фе;
И частные коллекции