Вперед в прошлое.
О работах Игоря Мухина

Игорь Мухин — из числа художников, которым повезло оказаться в нужном месте в нужное время, — с фотокамерой в руках. Первую свою персональную выставку он провел в 1987-м, в разгар перестройки. Перестроечную эпоху можно сравнить с рытьем траншеи — водораздела, отгородившего прежнюю социалистическую жизнь от нынешнего дикого капиталистического существования. Плавность исторического процесса была нарушена — мы словно перепрыгнули на три ступеньки вверх. Общество стало другим — и прежние бытовые мелочи, проза, ежедневный поток, были осознаны как «другое» — как эстетическая ценность и художественная проблема. Не произойди этой резкой перемены в общественном сознании, Игорь Мухин, очевидно, занимался бы иными вещами. Но она совершилась — и он стал певцом уходящего СССР. Точно так же в 1920-е Павел Корин запечатлел (правда, в живописи, кистями и красками) исчезнувшую дореволюционную Россию. истории всегда находятся не только могильщики, но и свои архивисты. Мухину посчастливилось быть в первом призыве. Его работы ценны и как художественные произведения, и как самая честная хроника. Он родился в 1961-м году в Москве, окончил техникум по профессии «слесарь-водопровочик», работал техником по отоплению, ночным сторожем. Фотографией увлекался с шестнадцати лет, но осознал это занятие как призвание в двадцать четыре. Начиная с 1987-го Мухин регулярно выставляется в московских галереях и путешествует по заграницам в качестве яркого представителя современной русской фотографии. Он снимает руины — в буквальном и фигуральном смысле слова. Остовы старых скамеек, осыпающиеся памятники эпохи социализма — все эти серпы и молоты, крестьянок с колосьями и поросятами, фигуры вождей с кепкой или поднятой рукой. Даже когда Мухин фотографирует людей — уличных прохожих, влюбленных, рокеров, — они получаются как сумеречные тени уже несуществующей жизни. Это маргиналы, их мир — на обочине, на окраине города, в спальных районах, или — еще лучше — в провинции. Замечательно, что бурные светские развлечения, которых достаточно сейчас в Москве (презентации, клубы, казино и проч..) -Мухина не вдохновляют. Он рассматривает не фасад, а задворки, и находит там не только вечную грязь и свалку — но и характеры, кипение страстей, такие лица и темпераменты, каким мог бы позавидовать любой театр.

Конечно, как любой профессиональный художник он ищет нечто большее, чем просто экзотическую натуру. Он ловит парадоксы этой натуры и иногда получается даже очень смешно — нелепый памятник штангисту в заросшем парке. Иногда — печально до слез, например, когда смотришь в наивные, чистые и глупые лица подростков (серия «Молодежь в городе»).

Соц-артовский привкус силен в работах Мухина, но не только он определяет окончательное впечатление. Свет, косые лучи, красиво освещенный дым, драматически тени — весь арсенал формалистических приемов фотограф освоил вполне и с легкостью (вероятно — только кажущейся) ими манипулируют.

Если сравнивать Игоря Мухина с кем-либо из ближайших коллег, то, безусловно, с Гарри Пинхасовым. Их объединяет слабость к аффектированным атмосферным явлениям. Оба могут снимать вход в метро так, словно это врата в преисподню, когда прямо за турникетами кипят котлы. Обостренная чувствительность к социальным парадоксам сближает Мухина с другим корифеем отечественной фотографии — Борисом Михайловым. Вместе с тем, Мухин похож только на самого себя. Его стиль подразумевает вторые и третьи планы, и семантический, и формальный, его тонкая ирония вполне самобытна. Умению шутить, тем более в фотографии, научиться невозможно. У Мухина получается.

Людмила Лунина
МОСКВА.


Игорь Мухин
Родился 19 ноября 1961 г. в Москве. Живет и работает в Москве.

Биография:

1977-1981 учеба в строительном техникуме.
1981-1987 работал техником в проектной организации.
1985 знакомство с Александром Лапиным и Алексеем Шульгиным.
1986 сотрудничество с различными художниками для журналов самиздата; участие в первой групповой выставке на Малой Грузинской улице, 28. Знакомство с Пигановым, Ефимовым и Александром Слюсаревым.
1987 Первая персональная выставка, 120 работ, в МГУ.
1988 Поездка в Финляндию по приглашению Университета Прикладных искусств в Хельсинки; начинает работать с фотоагентством RAPHO, Париж.
1989 начинает работать как независимый фотограф; поездка в Париж и Лондон (в Париже знакомится с Гариком Пинхасовым. Становится участником группы «Непосредственная Фотография», Москва.
1990 Знакомство с Татьяной Либерман.
1991 Серия из 32 фотографий видов Москвы для книги «Булгаковские места в Москве» для Biblioteca del Vestello в Риме; рождение дочери Маши; преподает в Свободной Украинской Фотоакадемии в Киеве, организованной Александром Левицким; путешествие по Швейцарии во время фото-проекта «Москва-Цюрих»; работа над 30 портретами современных советских художников для каталога выставки «Art Books».
1992 Работа над антологией «Baltic Waves» для издания «Bra Bocker A.B.», Швеция
1994 Государственная премия России «Человек искусства».
1999 Премия Мэрии Парижа и работа над проектом «Влюбленные в Париже» по заказу FNAC при участии Комитета по празднованию 2000 года, Франция.
2000 Рождение сына Максима.

Лекции

1990 Свободная Академия в Москве.
1991 Свободная Украинская Фотоакадемия в Киеве, Украина.
1991 Kanzlei, Цюрих.
1993 Фотофестиваль-93, теплоход Москва-Санкт-Петербург.
1996 IV Международная Конференция «Фотография — феномен повседневной культуры», Рига, Латвия.
1997 Московский Международный Фотофестиваль «Интерфото-97», Москва, Россия.

Персональные выставки:

1987 «Для молодых о молодых» клуб Московского Государственного Университета.
1988 «Игорь Мухин» Уралмаш, Свердловск.
1989 «Игорь Мухин» Фотогалерея, Куйбышев.
1989 «Игорь Мухин» клуб Фоторепортера, Ухта.
1990 «Игорь Мухин» галерея «Интерфото», Ленинград.
1993 «Исследование советского монументального искусства» фотогалерея, Йошкар-Ола, Россия (буклет).
1994 «Скамейки: трансформация для будущего» галерея ХL, Москва (каталог).
1995 «40 фотографий» Музей революции, Москва (каталог);
«Vision of Russia» Grote Kerk, Naarden Fotofestival, Нидерланды (каталог)
1996 «Жизнь в городе» Латвийский музей Фотографии, Рига, Латвия;
«Измененный ландшафт» Галерея Москвы (Фотобиеннале-96), Москва (каталог).
1997 «Москва, Москва», клуб «Slepenais experementa», Рига, Латвия;
«Советская эпоха: Скамейки и Памятники» Фотодом, Рига, Латвия;
«Crossing» Гете Институт, Москва;
«Парк культуры. Память» KUKART-III Международный фестиваль, Царское село;
«В.Семин и И.Мухин: Современная русская фотография» The Camera Obscura Gallery, Denver, USA;
«Москва: город и люди» LEK, Ljubljana, Словения (каталог);
«Игорь Мухин» Galeria Gerulta, Месяц Фотографии в Братиславе, Словакия (каталог).
1998 «Молодежь в Большом городе» Манеж, Фотобиеннале-1998, Москва (каталог)
«Moscou la Jenne» Bibliotheque Elsa-Triolet, Pantin, France (каталог);
«Moscou», MJC du Lau, Pau, France.
1999 «Nonstop» Галерея XL, Москва (каталог);
«Игорь Мухин», Галерея Carre Noir, Paris;
«Детская площадка» галерея М.Гельмана, Москва;
«Девушки», Галерея XL, Москва (каталог).
2000 «Париж как он есть», фойе концертного зала Россия, Москва;
«Между строк» INVOGUE, Москва;
«Париж», Месяц фотографии в Париже. Галерея Carre Noir, Париж.
2001 «Moscow Light», Музей Архитектуры имени Щусева, Москва.
2002 «Москва-Париж», МДФ, Москва;
«Отношения», Н.Новгород — Самара — Новосибирск — Екатеринбург;
Москва. International photography festival, Pingyao, Китай (каталог);
«Нижний Новгород», Лето 2001. Фотофестиваль Pro-зрение. Н.Новгород (Каталог).

КОЛЛЕКЦИИ
The Museum of Modern Art, New York;
The Jane Voorhees. Zimmerli Art Museum, New Jersey;
Maison Europeenne de la Photographie, Paris;
Fonds National d’Art Contemporain, (FNAC ) Paris;
Московский Дом Фотографии, Москва;
Министерство Культуры Российской Федерации, Москва;
Государственный Исторический музей, Москва;
Музей современного искусства «Царицыно», Москва;
Музей фотоколлекции, Москва;
Harry Ransom Humanities Research Center, The University of Texas at Austin;
The Corcoran Gallery of Art, Washington D.C.;
Denver Art Museum, Denver;
Southeast Museum of Photography, Daytona Beach;
Латвийский музей фотографии, Рига;
Victor Barsokevitch Photographic Center, Kuopio;
The Navigator Foundation, Boston;
Arabella Hopewell Collection, London;
Музей Архитектуры имени Щусева;
Museum of Fine Arts, Санта-Фе;
И частные коллекции