Дмитрий Шубин о проекте Extra Body:
Возраст девушек, участвовавших в проекте Extra Body - от 15 до 23 лет. Съемки проводились в домашней обстановке, и весь антураж помещения - повседневное окружение девушек. Единственный "инсценированный" момент - "вторжение" в эту реальность работ художниц, затрагивавших в своем творчестве феминистскую проблематику: Сindy Sherman (5 работ), Nan Goldin, Barbara Cruger, Sherrie Levine, Hannah Wilkie, Gina Pane.
Толчком для начала работы над проектом послужили наблюдения за одной знакомой семнадцатилетней девочкой. Очень домашняя, тихая, помогает маме, по клубам не ходит... Но в какой-то момент выясняется, например, что у скромной "маминой дочки" любимая телепередача - "Бои без правил", а любимая музыка - heavy metal... То есть культурные реалии "работают" как-то совершенно неправильно. Для нее они продуцируют совершенно иное содержание, нежели то, которым обладают, скажем, для меня. И в то же время моя дочь - однолетка той девушки - украшает стены своей комнаты плакатами, которые могут быть о чем угодно. Она находит в них что-то такое, чего я не могу опознать. Считываемый ею смысл явно отличается от того, который считываю я.
Такое было начало. Отсюда и внедрение в обыденную постсоветскую обстановку культурных реалий совершенно "других" - и в то же время возможных. Речь о реалиях, в сущности, другой культуры. Совершенно очевидна еще существующая граница, даже по интерьерам комнат. У одной из девочек на стене видны рядом тиражная иконка Богоматери, чуть ниже - Леонардо Ди Каприо, а еще чуть ниже - работа Шерман. Ди Каприо и иконка - натуральные, там и были! И ковер 70-х гг. Все эти предметы не могут быть вместе. В 70-е годы не было бы иконки, при иконке и адекватном ее восприятии не было бы Ди Каприо, там, где висит Ди Каприо, не может быть Шерман (это не говоря уже о "звучании" феминистской проблематики в русском контексте). Однако они вместе - и только отчасти по моей "вине".
Венцом всего этого было то, что после моего ухода у одной из девочек плакат так и остался висеть на стене. Прижился, оброс сушеными розочками и чем-то там еще. "Я подумала, он мне подходит", - сказала она мне.
Отдельных "историй" у фотографий нет.
Есть имена девушек, они же - названия работ.
Прим.: Все фотографии сделаны в октябре-ноябре 2000 г. Формат кадра 6х6см, размеры отпечатков 60х60 и 70х70 см, ручная печать.
Об авторе
Родился в 1963 г. в Ленинграде. Художник.
Закончил Ленинградский гос. университет (1985) и Московский заочный народный
университет искусств (1991). Начинал с живописи.
1993-1995 - работа над проектом "Культура Кеме": разработка концепции
"продления истории". Для осуществления проекта основал Институт
материально-художественной культуры (1993-96).
Выставки в рамках проекта:
1994 - "Культура Кеме". Государственный музей этнографии, СПб;
1995 - "Культура Кеме". AFRICUS: Johannesburg Biennale. Johannesburg, South
Africa.
1995 - "Культура Кеме". Галерея "Манеж", Москва.
1998 - участие в Фестивале российского сетевого искусства "Да-Да-Нет"
(http://www.da-da-net.ru) с интернет-проектом "IDENTIFIED". 2-я премия в
номинации "Художественные проекты".
В настоящее время: фотография, photobased art, компьютерная графика.