Последние фотосерии Алексея Колмыкова связаны с художественным
исследованием в области технических возможностей камеры Polaroid. Эксперименты с
передачей фактуры и формы предметов, напоминающие опыты
В художественной жизни Москвы имя Алексея Колмыкова стало
обращать на себя внимание в конце
В авторской коллекции около шести тысяч фотографий. Кажется, что поводом для съемки может оказаться любой момент, любая точка витального потока, «с безумной силой и радостью» влекущего художника по улицам городов, по заброшенным деревням, по аллеям старинных парков или по причудливому ландшафту собственного письменного стола. Излюбленные жанры — натюрморт, акт, пейзаж. Но приверженность определенным художественным приемам стирает между ними четкие границы. Благодаря крупным планам и съемке в упор изменяется масштаб. Загадочные ракурсы и кадрировка заставляют предположить, что фотограф свободно парит в воздухе, а тела и предметы преодолевают силу тяготения. Так реализуется некий универсальный способ виденья. Язык художника свидетельствует об интересе к разным направлениям фотоискусства. В его стиле сплавлены изысканность А. Мухи, лаконичность Э. Уэстона, экзистенциальные опыты Й. Судека.
«Коллекция непрерывных опытов» — серия, принесшая Алексею Колмыкову первое признание, — свободно сочетает штудии обнаженного женского тела, «обнаженные тела предметов» и своеобразные натюрморты-пейзажи. Все фотографии были сняты антикварной камерой на старых стеклянных негативах (кстати, ровесниках автора). Сделанные контактом маленькие отпечатки-окошки открываются в обширное пространство черных и белых полей. Случайные штрихи: трещины расколотого негатива или облезшая по краям эмульсия — включаются в художественную ткань, расширяют семантическое поле этих предельно простых, на первый взгляд, работ. Окружающий мир явлен в архаической цельности и полноте, не признающей различия между одушевленным и неодушевленным, природным и рукотворным, большим и малым, прекрасным и безобразным… А фотограф в этом мире — маг, способный превратить живого человека в каменное изваяние, а в камень вдохнуть жизнь. Из обычной луковицы выстроить купол храма, а из груды битого стекла извлечь целый сноп волшебного света.
В ремесле фотографа есть
Еще несколько лет назад моментальная фотография камерой Поляроид вызывала немой восторг не только у любителей, но и у профессионалов. Сегодня многие уже ста ли счастливыми обладателями забавной игрушки. Но среди российских фотографов первым и единственным, кто стал всерьез исследовать художественные возможности технологии Поляроида, оказался Алексей Колмыков.
К
Современный художник редко так непосредственно связывает свое
душевное состояние с характером работы и выбором средств. Можно только
догадываться, почему радостные опыты с цветом уступили место достаточно жестким
монохромным натюрмортам. Кажется, вниманием полностью овладели старые пробки,
сплющенные жестянки и кривые гвозди. Сам по себе перенос банального
неэстетичного в область художественного — сюжет, многократно отработанный
авангардным искусством, начиная с
Но кем бы и чем бы ни был увлечен Алексей Колмыков: этнографической экспедицией или подводными лодками — одному жанру он предан всегда. Съемке обнаженной натуры, наверное, отдана большая часть времени, труда и вдохновенья.
Женское тело представляется частью прекрасного, созданного
свыше мира. Его ясные формы и гармоничная пластика ассоциируются скорее со
скульптурой, чем с живой натурой. Но нежный, окутывающий свет придает им теплоту
и эротизм. Параллельно с классически выстроенными сериями существуют сумрачные
напряженные этюды. Камера фиксирует угловатые ракурсы, жесткую пластику и
неэстетичные позы, но зрителя привлекает в них экспрессия и ритм. Между двумя
этими полюсами развивается вся драматургия бесчисленных ню.
Вариаций великое
множество, но далеко не все равноценны… Интересны фотографии, остроумно
обыгрывающие стилистику модерна, внутренне близкую художнику. Сюжет
выстраивается вокруг зеркала — символа тонкой грани двух миров. Живой человек и
отражение, реальность и зазеркалье вступают в кокетливую игру, оставляя зрителю
полную свободу сложить из плоского силуэта и ускользающего отражения цельный
образ.
В серии «Error in re» многократное повторение воспринимается синонимом его многозначности и неуловимости. Фигура словно силится выпутаться из сети оплетающих ее отражений. Вполне декоративные и бессюжетные фотографии наполняются драматичной для современного человека темой поисков своего «я».
Длительная работа в театре привнесла в съемку обнаженной натуры
определенные сценические мотивы. Многие серии строятся как пластическая
импровизация с предметом. В руках модели может оказаться шарф, а могут и пружины
Современная художественная практика заставляет довольно жестко
следовать избранной теме, приему или концепции. Однажды нащупав удачный ход,
художник становится «невольником чести». Он вынужден сохранять свой «шифр», дабы
зритель, захлебывающийся в потоке визуальных впечатлений, сразу мог распознать и
отличить его от других. А. Колмыков не скован в своих творческих поисках. Его
непрерывные опыты увлекают неоднозначностью, разнообразием и смелостью.
Неизменно объединяющее их начало — высокого класса эстетизм. Даже в самых
рискованных формальных поисках автор остается верен традиционным ценностям
искусства. Ему чужды деструктивные жесты и агрессивность, актуальные для
постмодернистской эпохи. На Западе сфера бытования такого искусства — элитарные
модные журналы и дорогие галереи. Современный российский
Е. Пригорина
Персональные выставки:
1983 Неофициальная персональная выставка, Москва;
1989
Выставка традиционной игрушки и фотографии Колмыкова «Душа глины», выставочный
зал на ул. Ремизова, Москва;
1992 Персональная выставка, Норильск,
Россия;
1993 Выставка театральной фотографии, Международный фестиваль
«
1995
«Новые Фотографические Коллекции», Галерея Spider & Mouse, Москва; Винотека,
Литцен, Австрия;
1996 В.Ц. «Московская галерея на
Кузнецком мосту»