Уважаемые любители фотографии, читатели Photographer.ru, позвольте поделиться со вами моими впечатлениями от испытания фотоаппарата Sony a7IV, который мне предоставили на время друзья из магазина профессиональной фототехники GetLens для тестирования объективов Зенит с байонетом E-mount.
Редко мне доводится писать обзоры на фотокамеры, поскольку мой выбор давно пал на аппараты Olympus. Однако, после знакомства с Sony a7IV, я начинаю задумываться о пересмотре своих предпочтений. Ведь в те дни, когда мне пришлось переходить с пленки на цифру для съемки в театре, только у камер Olympus была эффективная стабилизация изображения на матрице, что позволяло создавать четкие снимки слабоосвещенных театральных сцен. Наличие кропнутой матрицы у Olympus меня не смущало, ведь качество снимков оставалось на высоте. Занятый работой, я перестал следить за новинками фототехники за пределами экосистемы Olympus.
Однако, как оказалось, зря. Ведь со временем пятиосевая стабилизация матрицы стала доступна и у других производителей фотокамер, причем это были полнокадровые камеры! И здесь мне хочется привести аналогию: разница между кропнутой и полноразмерной матрицами примерно такая же, как между 8-мм и 35-мм кинокамерами. Полнокадровая матрица, по сравнению с кропнутой, открывает совершенно новые горизонты, в чем я и убедился на собственном опыте, испытав Sony a7 IV.
Sony a7 IV – представляет собой полнокадровую беззеркальную камеру со сменным объективом производства Sony. Она была анонсирована 21 октября 2021 года как преемница Sony α7 III.
Вот информация из Википедии, где перечислены все нововведения по сравнению с предыдущей моделью:
Камера имеет ряд усовершенствований по сравнению со своей предшественницей Sony α7 III, а также включает в себя некоторые профессиональные функции высококлассной модели Sony α1.
- 33 МП (приблизительно эффективный) полнокадровый BSI-CMOS сенсор.
- 759 точек автофокусировки с фазовой детекцией и 425 с контрастной детекцией.
- Непрерывное слежение за автофокусом в реальном времени для человека, животного и птицы.
- Улучшенный пользовательский интерфейс (новая структура меню) по сравнению с предшественником.
- Функция закрытого механического затвора (ранее эта функция появилась в α1) при выключении камеры.
- Flip 3-дюймовый сенсорный ЖК-дисплей с переменным углом обзора с 1,04 млн точек.
- Электронный видоискатель с разрешением 3,69 млн. точек, частота обновления 120 кадров в секунду.
- 5-осевая оптическая внутрикорпусная стабилизация изображения с подавлением дрожания на 5,5 стопов.
- Непрерывная съемка со скоростью 10 кадров в секунду (механическая или бесшумная).
- Прямая трансляция через разъем USB Type-C в форматах 4K (15 кадров/с) и FHD (60 кадров/с).
- Запись 4K 60p в режиме Super 35mm и до 4K 30p с передискретизацией 7K доступна в полнокадровом режиме.
- 15-стопный динамический диапазон.
- Функции замедленной и быстрой съемки до 120 кадров в секунду.
- Видео с передискретизацией 4K с разрешения 7K в режиме видео 30p.
- Время работы от аккумулятора NP-FZ100 составляет около 580 изображений при использовании ЖК-экрана и около 520 изображений при использовании электронного видоискателя.
- Родной диапазон ISO – 100-51 200, расширенный диапазон ISO - 50-204 800.
- Возможность создания 10-битных изображений HEIF (с использованием контейнера .heic)
- Непрерывная серийная съемка 10 кадров в секунду со сжатым Raw и 6 кадров в секунду с несжатым Raw.
- Герметичный корпус из магниевого сплава.
- Нет встроенной вспышки.
- Башмак Multi Interface (Mi Shoe) с уникальным металлическим башмаком Sony.
- Видоискатель OLED Quad-VGA с разрешением 3,68 млн. точек (приблизительно) (в 1,6 раза больше разрешения видоискателя Alpha 7 III).
- Поддерживает 4 различных формата видеофайлов (XAVC HS 4K, XAVC S-I 4K, XAVC S 4K, XAVC S HD).
- Двойные слоты для карт памяти SD, Слот CFExpress Type A (только SLOT 1)
Практически все технические характеристики a7 IV улучшены по сравнению с a7 III, начиная с таких базовых параметров, как разрешение сенсора и видоискателя, и заканчивая значительно расширенными возможностями видеосъемки.
Давайте более подробно рассмотрим некоторые из вышеупомянутых аспектов. Всю информацию я извлек из профессиональных источников и лично убедился в ее экспертной достоверности (кроме видеосъёмки).
Новый 33-мегапиксельный сенсор и улучшенные характеристики съемки
В сердце a7 IV установлен новый 33-мегапиксельный BSI-CMOS-сенсор, что является отходом от 24-мегапиксельного чипа, применяемого в a7 III и его ближайших конкурентах от Panasonic и Nikon. Учитывая распространенность BSI-датчиков в современных камерах, не стоит ожидать резкого улучшения качества изображения. Скорее всего, мы увидим незначительное увеличение детализации и сравнимые характеристики при низком освещении. (См. тестовые снимки на разных ISO).
Несмотря на повышенное разрешение, a7 IV сохраняет возможность съемки со скоростью 10 кадров в секунду. Однако при съемке в формате Raw камера переходит в режим сжатия с потерями и работает в 12-битном режиме, что дополнительно уменьшает динамический диапазон по сравнению с 14-битным несжатым RAW. В a7 IV предусмотрена опция сжатия без потерь для максимальной гибкости обработки, но при ее использовании скорость серийной съемки снижается до примерно 6 кадров в секунду. Sony утверждает, что объем буфера камеры позволяет сделать более 800 изображений в формате Raw + JPEG (или более 1000 JPEG-файлов), но это относится к несжатому формату Raw, в котором съемка происходит со скоростью около 6 кадров в секунду.
Первоначальное знакомство со скоростью затвора наводит на мысль, что сенсор не является особенно быстрым. 14-битное считывание всего сенсора для создания фотоснимков занимает примерно 1/15 секунды (~ 66 мс), что в семнадцать раз дольше, чем у сверхбыстрой модели a1. Это подразумевает, что режим бесшумного затвора, вероятно, вызовет значительные искажения при съемке движущихся объектов.
Запись полноэкранного видео в формате 4K требует около 26,5 мс, что сравнимо с другими моделями в этом классе. Как и у большинства конкурентов, скорее всего, камера переходит к 12-битному считыванию в видеорежиме. Однако процесс уменьшения разрешения с 7K до 4K должен снизить уровень шума и, следовательно, предотвратить падение динамического диапазона до ~ 12EV. При съемке материала с частотой кадров 60p скорость затвора составляет около 12,8 мс, что достаточно низко, чтобы избежать искажений при съемке всего, кроме самого быстрого движения.
Прорыв в автофокусе: Sony a7 IV против a7 III
В области автофокуса a7 IV демонстрирует впечатляющий прогресс по сравнению с a7 III. Улучшения заметны не столько в возможности фокусировки при более темном освещении (–4EV при диафрагме F2), сколько в более продвинутых функциях автофокуса. A7 III оказалась одной из последних моделей Sony, которая не включала в свою основную систему автофокуса функцию фокусировки на глаз. Вместо этого она использовала гораздо более примитивную систему слежения за автофокусом. A7 III способна распознавать человеческие глаза, но не может плавно и надежно переключаться между отслеживанием глаз, лица и тела, если камера настроена на фокусировку на человеке.
A7 IV, в свою очередь, способна делать именно это, а также предлагает режимы, которые позволяют обнаруживать и более точно отслеживать животных, включая птиц, собак и кошек. Это первая модель, в которой эти функции обнаружения животных доступны и в видеорежиме.
Более того, даже при работе с объектами, которые камера не была обучена распознавать, a7 IV использует распознавание рисунка, цвета и яркости объекта, чтобы оставаться сфокусированной на выбранном вами объекте. Вам просто нужно указать камере, на чем вы хотите сфокусироваться, и она будет использовать наиболее подходящий из своих мощных алгоритмов автофокуса, чтобы максимизировать количество удачных снимков.
Видеосъемка нового уровня: преимущества и инновации Sony a7 IV
После улучшений в автофокусировке, наиболее значительные прогресс был достигнут в области видеосъемки. A7 III стала первой моделью a7, которая предоставила возможность съемки в формате 4K. На момент ее выпуска в 2018 году, реализация была весьма впечатляющей, с избыточной дискретизацией при съемке в 24p на всю ширину сенсора, хотя для съемки в 30p требовалось кадрирование. Все материалы были сняты с точностью до 8 бит при относительно умеренных битрейтах.
A7 IV сделала значительный шаг вперед, добавив 10-битную запись для увеличения гибкости при обработке видеозаписей и обеспечения возможности захвата полной гибридной гаммы (HLG) для воспроизведения на HDR-телевизорах.
A7 IV также получила возможность снимать в формате 4K / 60p для съемки в режиме экшн или замедленной съемки, но для этого требуется кроп до размеров APS-C / Super 35. Эти кадры сняты в регионе с разрешением 4,6 Кб. Существуют также варианты использования сжатия H.265 (XAVC HS) и применения цветового профиля S-Cinetone.
Автофокусировка для глаз и улучшенная система слежения теперь доступны в режиме видеосъемки, что должно существенно повысить степень зависимости автофокусировки от выбранного объекта. Как и в режиме фотосъемки, камера была обучена распознавать людей, животных и птиц.
Опция меню позволяет вам решить, какие настройки переносятся с фотографий на видео, а какие сохраняют независимые значения. Вы можете выбирать из следующих параметров: диафрагма, выдержка, ISO, КОМП экспозиции, режим замера, баланс белого, профиль изображения и режим фокусировки. Стоит настроить это при первом запуске съемки с помощью камеры, чтобы вы могли просто переключать фото / видео, когда захотите переключаться между режимами съемки.
В камере a7 IV был добавлен режим компенсации "дыхания" объектива. Компенсация "дыхания" (Breathing Compensation) – это особая функция, присущая некоторым объективам, которая уменьшает изменения в угле обзора при перефокусировке в процессе съёмки видео.
В стандартных объективах при изменении фокуса также меняется и угол обзора. Это явление получило название "дыхание" объектива. Оно может стать заметным в видео, особенно при съемке с малым углом обзора, когда фон при перефокусировке кажется "дышащим" или меняющим свои размеры.
Объективы, обладающие функцией компенсации "дыхания", разработаны таким образом, чтобы минимизировать или полностью исключить это явление, что делает их идеальными для видеосъемки, где подобные изменения могут отвлекать или быть нежелательными.
Режим работает только с определенными объективами Sony (все объективы GM и некоторые объективы серии G), так как камере требуется профиль характеристик "дыхания" объектива.
Улучшенный корпус и новые возможности для любителей фотографии
В новой модели a7 IV, как и следовало ожидать, мы видим заметное влияние своего предшественника, a7S III. Корпус камеры, взятый от a7S III, претерпел ряд улучшений, делая эту модель ещё более удобной и функциональной. Рукоятка стала глубже, что обеспечивает более уверенное и комфортное удержание камеры в руке. Джойстик на задней панели был усовершенствован, а на боковой стороне корпуса теперь можно найти полноразмерный разъем HDMI типа A.
Ещё одно усовершенствование, перенятое от a7S III, – это немаркированный запирающийся диск на плече камеры. Это позволяет вам переназначить его функции, если ваш стиль съемки не требует компенсации экспозиции.
Но это ещё не все. Камера оснащена поворотным экраном, который значительно увеличил разрешение и получил новый шарнир. Теперь экран можно свободно поворачивать до положения, параллельного корпусу камеры, а не только отклонять вверх и вниз. Это открывает новые возможности для съемки видео, ведения видеоблогов и создания селфи, которые были недоступны с обычным откидывающимся экраном предыдущих моделей.
A7 IV продолжает традицию двух слотов для карт памяти. Оба слота поддерживают SD-карты UHS-II, а верхний слот также может принимать одну из компактных карт Sony CFexpress Type A. Это обеспечивает значительно более высокую скорость записи, чем даже самые быстрые SD-карты. Для сравнения: минимальная непрерывная скорость записи для CFexpress Type A составляет 400 Мбит/с, в то время как для SD-карт V90 эта цифра составляет всего 90 Мбит/с.
Таким образом, a7 IV представляет собой заметное усовершенствование по сравнению с предыдущими моделями и обещает быть отличным выбором для любителей фотографии.
Улучшенное меню и расширенные возможности сенсорного экрана
Эксперты с радостью отмечают, что a7 IV не только претерпела эргономические изменения, но и получила улучшенное меню и более широкие возможности использования сенсорного экрана, которые впервые были замечены в модели a7S III. Теперь вкладки разделов меню удобно расположены слева на экране, что позволяет переключаться между ними всего в одно касание. Более того, они реагируют на прикосновения, так что вам, возможно, даже не придется что-либо нажимать или двигать.
Такая организация меню значительно облегчает навигацию, как по самим разделам, так и по подразделам внутри каждой вкладки. Да, это отличается от того, к чему вы привыкли в предыдущих моделях камер Sony, но базовые принципы взаимодействия с настройками остались прежними. Так что, если вы уже знакомы с продукцией Sony, вам не потребуется много времени, чтобы освоиться с новой системой.
Новые возможности Bluetooth для упрощенной передачи изображений
Sony уже давно предлагает Bluetooth в своих камерах, но до сих пор использовала его исключительно для передачи данных о местоположении со смартфонов. В модели a7 IV появилась функция постоянного подключения, которую уже предлагают большинство конкурентов. Это означает, что вам потребуется выполнить процедуру сопряжения камеры со смартфоном всего один раз. После этого они автоматически восстанавливают подключение по Bluetooth с низким энергопотреблением, что значительно ускоряет и упрощает передачу изображений на ваш телефон.
Новая функция защиты сенсора от пыли
В модели a7 IV появилась функция, позволяющая закрывать механический затвор при выключенной камере. Это помогает предотвратить накопление пыли на сенсоре. Стоит отметить, что лезвия затвора обычно очень легкие, что может делать их довольно хрупкими. Поэтому данную функцию следует рассматривать скорее как защиту от пыли, а не как средство физической защиты сенсора.
Продолжительность работы от аккумулятора NP-FZ100 и возможности зарядки
В модели a7 IV используется тот же аккумулятор NP-FZ100, что и в a7 III и других современных камерах Sony. Этот надежный аккумулятор обеспечивает время автономной работы до 580 снимков на одном заряде при использовании заднего экрана и до 520 снимков при использовании электронного видоискателя.
Как всегда, эти цифры больше подходят для сравнения различных камер, чем для получения точного представления о том, сколько снимков вы сможете сделать. Вам не придется беспокоиться о времени автономной работы, кроме самых интенсивных профессиональных спортивных или свадебных съемок.
Как и можно было ожидать от новой модели, a7 IV можно заряжать или питать через разъём USB-C.
Персональный опыт и впечатления от работы
Похоже, я рассказал об основном. Теперь позвольте поделиться моими личными впечатлениями от работы с этим замечательным аппаратом.
Как я упоминал ранее, камеру мне предоставили на время друзья из магазина профессиональной фототехники GetLens для тестирования объективов Зенит. О каждом из них я напишу отдельную статью.
С первого касания камера ложится в руки так, словно я работал с ней всю свою жизнь. Все элементы управления расположены невероятно удобно, спуск затвора мягкий. Поворотный экран просто великолепен - к такому я привык у Olympus. С меню я разобрался без труда, хотя для упрощения задачи посмотрел пару обучающих видео на YouTube, где авторы делились секретами тонкой настройки камеры под себя.
Объектив Sony FE 50/1.8
В комплекте с камерой был объектив Sony FE 50/1.8, с которым я также поснимал. К сожалению, я не занимаюсь видеосъемкой, поэтому о видео я ничего рассказать не смогу. Однако в контексте фотографии для моих задач Sony a7 IV на данный момент - лучшая камера. Будучи театральным фотографом, мне крайне важна возможность снимать полнокадровой камерой на высоких значениях ISO, и a7 IV предоставляет мне такую возможность. Ниже представлена серия тестовых снимков, сделанных на Sony FE 50/1.8, которые я обычно делаю для тестирования объективов и матриц камер.
Sony FE 50mm f1.8 представляет собой экономичный стандартный фикс-объектив для беззеркальных камер Alpha. Он предлагает стандартное покрытие на полнокадровых корпусах, что делает его отличным выбором для общего использования, а на корпусах APSC он превращается в короткий телеобъектив, эквивалентный 75 мм, что идеально подходит для портретной съемки. Светосила f1.8 обеспечивает удобство съемки в условиях недостаточного освещения и позволяет создавать изображения с малой глубиной резкости. В ассортименте объективов Sony есть множество вариантов с фокусным расстоянием 50 мм, однако ни один из них не может сравниться с FE 50mm f1.8 по доступности, что делает его привлекательным выбором для владельцев Alpha, которые только начинают знакомство с фикс-объективами.
Для анализа оптических характеристик объектива, таких как оптические искажения, резкость в разных частях кадра и т.д., я обычно использую книжную полку моего сына вместо специализированных мишеней. Снимки этой полки предоставляют мне всестороннюю информацию об объективе. Я устанавливаю камеру на штатив и делаю серию снимков на всех диафрагмах, указанных на корпусе объектива, при естественном освещении от двух окон.
После изучения девяти полученных изображений, я пришел к выводу, что виньетирование, так же как и оптические искажения типа «бочки» и «подушки», полностью отсутствует на всех диафрагмах. Фокусировка производилась на слове «Поэтический» на красной книге в центре кадра.
Характеристики изображения объектива впечатляют: мягкость сочетается с отличной резкостью, обеспечивая сбалансированное изображение. Цветопередача выглядит естественной, а детализация изображения просто великолепна.
Тестовые снимки на разных значениях диафрагмы от f1.8 до f22
Для увеличения изображения, просто кликните по нему. Если вы хотите рассмотреть изображение в оригинальном размере, кликните по увеличенной картинке правой кнопкой мыши и выберите команду «Открыть изображение в новой вкладке». (!) Работает только в десктопной версии сайта.
f/1.8 | Центр изображения выделяется резкостью, в то время как края проявляются более мягкими. |
f/2.0 | Характеристики изображения практически не изменяются. |
f/2.8 | Изображение приобретает резкость по всему полю кадра, лишь незначительная мягкость сохраняется по краям. |
f/4.0 | Изображение демонстрирует резкость на всем пространстве кадра. |
f/5.6 | Изображение сохраняет резкость на всем пространстве кадра. |
f/8.0 | Оптимальное качество. Резкость распространяется на все поле кадра, достигается подходящая глубина резкости. |
f/11 | Глубина резкости увеличивается, при этом изображение сохраняет свою резкость. |
f/16 | Изображение остается резким по всему кадру, но начинает проявляться некоторая мягкость. |
f/22 | Резкость немного уменьшается по всему кадру из-за дифракционных эффектов. |
Тестовые снимки для раздела о сенсоре
Значимость камеры для профессионалов фотографии в 2024 году
Прогнозирование актуальности конкретной камеры для профессиональных фотографов в будущем - это сложная задача, поскольку она зависит от многих переменных, включая технологический прогресс, изменения в требованиях и предпочтениях фотографов, а также конкуренцию на рынке.
Однако, исходя из текущих характеристик Sony a7 IV и общих тенденций в фотографии, можно предположить следующее:
- Качество изображения: Sony a7 IV обеспечивает отличное качество изображения, и, скорее всего, оно останется конкурентоспособным в 2024 году. Однако, по мере развития технологий, возможно появление камер с еще более высоким разрешением и динамическим диапазоном.
- Автофокусировка: Система автофокусировки Sony a7 IV является одной из лучших на рынке, и она, вероятно, останется актуальной в 2024 году. Однако, конкуренты не стоят на месте, и возможно появление новых технологий в этой области.
В целом, Sony a7 IV – это мощная и универсальная камера, которая, вероятно, останется актуальной для многих профессиональных фотографов в 2024 году. Однако конкретная актуальность будет зависеть от индивидуальных потребностей фотографа и темпов развития технологий в области фотографии.
Ещё фото
Партнерская ссылка – Магазин профессиональной фототехники GetLens