В мире фотографии есть имена, которые становятся легендами. Один из таких героев – объектив Руссар 5.6/20, созданный на Красногорском механическом заводе. Этот объектив не просто инструмент, это часть истории, которая продолжает жить и в наше время.
Объектив Руссар 5.6/20 был создан выдающимся советским оптиком Михаилом Михайловичем Русиновым. Этот объектив стал первым в мире объективом с исправленным виньетированием. Оригинальная оптическая схема, созданная Русиновым, позволяет уменьшить падение освещённости на краях поля изображения за счёт так называемого «аберрационного виньетирования» — оптического явления, открытого Русиновым в 1938 году.
На основе оптической схемы Русинова было создано множество аэрофотосъёмочных объективов. Инженерные идеи, заложенные в «Руссар», лежат в основе таких объективов, как Zeiss Biogon-2, Zeiss Aviogon, Schneider Super-Angulon, Rodenstock Grandagon и многих других.
В СССР для продажи населению выпускался объектив «Руссар МР-2», предназначенный для дальномерных фотоаппаратов с резьбовым креплением M39 («ФЭД», «Зоркий», «Заря», «Ленинград»). На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году набор объективов, в который входил «Руссар» МР-2, был удостоен «Гран-при».
Но история Руссара не закончилась в прошлом. В наше время, в эпоху цифровых технологий, Красногорский механический завод продолжает поддерживать наследие Руссара, выпустив версию объектива с байонетом e-mount для камер Sony.
Таким образом, Руссар 5.6/20 продолжает свое путешествие через время, оставаясь актуальным и важным элементом в мире фотографии. Он продолжает жить и развиваться, адаптируясь к современным технологиям и сохраняя свою уникальность, что делает его истинным произведением искусства в мире фотографии.
Несмотря на то, что Руссар 5.6/20 ещё не поступил в продажу, мне удалось протестировать опытный образец.
Руссар 5.6/20: Широкий угол обзора и особенности взаимодействия с цифровыми матрицами
Руссар 5.6/20 обладает широким углом обзора, что делает его идеальным для пейзажной и архитектурной фотографии.
Однако, при использовании объектива Руссар 5.6/20 на цифровой камере возникает так называемый колор-шифт (color-shift) – виньетирование с фиолетовым смещением по краям кадра. Эффект связан с особенностями цифровых матриц, на пленке его нет. На разных матрицах эффект проявляется по-разному. Например на 24-мегапиксельной матрице Sony a7II колор-шифт агрессивно смещен в фиолетовую зону, на 62.5-мегапиксельной матрице Sony a7RM5 эффект имеет нейтральный оттенок, создавая красивую нейтральную виньетку, которая при необходимости исправляется на постобработке. Мне нравится виньетка, с ней изображение становится особенным, неповторимым. Для протокольной технической съемки Руссар 5.6/20 скорее всего не подойдет, это всецело творческий объектив.
Объектив не имеет обратной связи с камерой, фокусировка и управление диафрагмой производится вручную. Для стабилизации изображения на камерах Sony нужно установить фокусное расстояние 20 мм в настройках StedyShot камеры.
Технические характеристики объектива Руссар 5.6/20
Диаметр х длина (от байонета), мм: | 61,5 x 29,6 мм |
Вес, грамм: | 100 г |
Байонет : | Sony E |
Фокусное расстояние, мм: | 20 мм |
Максимальная диафрагма: | 5.6 |
Минимальная диафрагма: | 22 |
Число лепестков диафрагмы: | 7 |
Формат кадра, мм: | 36х24 |
Угол поля зрения, °: | 95 ° |
Тип объектива: | Широкоугольный |
Вид объектива: | Мануальный |
Оптическая схема: | 6 линз в 4 группах |
Минимальная дистанция фокусировки, м: | 0,5 м |
Установочный размер для фильтра, мм: | 72 |
Фокусировка: | Ручная |
Особенности объектива
Резкость: Руссар 5.6/20 нельзя назвать объективом со звенящей резкостью, но он достаточно резкий для творческого применения. При полностью открытой диафрагме ƒ/5.6 в центре кадра наблюдается хорошая резкость, которая постепенно переходит в нерезкость на краях. На диафрагмах от ƒ/8 до ƒ/11 резкость на краях кадра постепенно улучшается. Здесь же достигается высока глубина резкости, можно снимать без необходимости фокусировки, настроив гиперфокальное расстояние от метра до бесконечности. Ограничение дифракции наступает на уровне ƒ/16, при этом изображение становится мягче. Дифракция является физическим ограничением оптики, а не дефектом объектива. Посмотрите таблицу с тестовыми снимками ниже.
Хроматическая аберрация: Руссар 5.6/20 демонстрирует прекрасную производительность без какой-либо хроматической аберрации. Лишь при тщательном рассмотрении пикселей можно заметить едва заметную пурпурно-синюю окантовку, которая легко устраняется с помощью программы Adobe Lightroom.
Виньетирование: На всех диафрагмах сохраняется виньетирование, упомянутое выше.
Искажение: Небольшое бочкообразное искажение по краям кадра становится заметным на вертикальных прямых линиях. Его можно исправить на постобработке в той же Adobe Lightroom.
Качество сборки и управляемость: Великолепное качество сборки. Корпус объектива полностью металлический без чернения, эффектно отличается от современных объективов своим ретро стилем, напоминая о золотой эпохе фотографии.
Кольцо управления диафрагмой расположено на лицевой сторне объектива вокруг передней линзы, что не удобно, так как невозможно изменить диафрагму на лету в момент съемки, нужно поворачивать камеру линзой к себе для доступа к кольцу. Кольцо вращается плавно без фиксации на значениях диафрагмы.
На фокусировочное кольцо нанесены рельефные насечки для удобства наведения на резкость. Полный ход кольца около 210 градусов.
Объектив серебристого цвета имеет шкалы расстояния и глубины резкости, обозначенные в метрах. Шкалы выгравированы на объективе и заполнены черной краской.
Тестовые снимки на разных значениях диафрагмы от f/5.6 до f/22
Для анализа оптических характеристик объектива, таких как оптические искажения, резкость в разных частях кадра и т.д., я обычно использую книжную полку моего сына вместо специализированных мишеней. Снимки этой полки предоставляют мне всестороннюю информацию об объективе. Я устанавливаю камеру на штатив и делаю серию снимков на всех диафрагмах, указанных на корпусе объектива.
Для увеличения изображения, просто кликните по нему. Если хотите рассмотреть изображение в оригинальном размере 7008х4672 пикс. (Sony a7IV), кликните по увеличенной картинке правой кнопкой мыши и выберите команду «Открыть изображение в новой вкладке». (!) Работает только в десктопной версии сайта.
Комментарии к тестовым снимкам
f/5.6 | Изображение мягкое но резкое в центре кадра. К краям резкость заметно понижается. Заметное виньетирование. |
f/8 | Повышается контраст изображения. Резкий центр, на краях резкость незначительно возрастает. Заметное виньетирование. |
f/11 | Лучшее сочетание контраста и резкости. Резкость на крях близка к норме, но всё же уступает центру изображения. Заметное виньетирование. |
f/16 | Резкость слегка снижается по всему полю кадра из-за дифракционных эффектов. Заметное виньетирование. |
f/22 | Понижается контраст изображения . Резкость заметно падает по всему полю кадра из-за дифракционных эффектов. Заметное виньетирование. |
Выводы
Современный Руссар 5.6/20 приспособлен для камер с байонетом E-mount от Sony. Это означает, что он может быть использован на камерах линейки Sony Alpha, включая как полнокадровые, так и камеры с APS-C датчиками. Благодаря этому адаптированному байонету, Руссар может быть интегрирован в современные фотографические системы, предоставляя фотографам возможность использовать винтажный объектив с современными цифровыми камерами.
Руссар 5.6/20 – это не просто объектив, это произведение искусства, которое может стать украшением любой коллекции. Он предлагает отличное соотношение цена/качество и может стать настоящим открытием для любого фотографа, который ищет уникальный инструмент для своего творчества.
Результаты полевых испытаний
Партнерская ссылка – Фототехника Зенит, официальный сайт