KSENIA DEKOVA, фотограф и модельер
интервью для журнала "ФОТО И ЦИФРА"
- Расскажите, пожалуйста, почему вы решили заняться фотографией?
- Мой папа был фотограф, так получилось, что с детства я работала фотомоделью, и признаться, не помню, что бы мне это нравилось. Когда же мне подарили фотоаппарат "СМЕНА-8М" мир стал интересовать меня... быть художником, быть за кадром оказалось захватывающе. Свои первые снимки я до сих пор храню. На них - море, пионерский лагерь, палатки, дети в форме.
- Кто был ваш учитель?
- Мои учителя:
Колесова Валентина Федоровна, преподаватель живописи, научила меня чувствовать композицию и цвет, для фотографа это важно... и не только для фотографа.
Вершинин Геннадий Васильевич, преподаватель истории искусства, благодаря которому я получила представления о стилях и направлениях в живописи, скульптуре, архитектуре и дизайне, научивший меня выражать свои мысли.
Славин Александр Ильич, преподаватель композиции, в институте театра музыки и кинематографии им. Черкасова, (отделение сценографии) мой мастер, но скорее уже учитель жизни, заметивший меня, высоко оценивший мое творчество. Он дал мне силы и уверенность в собственном таланте, мудрый, глубокий и обаятельный человек. Славин позволял мне вместо обычного банального просмотра - развески эскизов на стене, например, устроить слайд-шоу по теме японский театр кабуки.
Я красила лица и обматывала тканями фигуры студентов театрального института, снимала их на пленку. На просмотре выключала в классе свет, и проектировала слайды на стену - так я выполняла задание по театральному костюму, вместо рисунков - фотографии.
- Кто такой фотограф? Почему вы дали именно такое определение?
- Фотограф - это художник, воспевающий красоту, философ, экспериментирующий с реальностью, реагирующий на несправедливость, боль.
- Вы помните свои первые ошибки в сфере фотографии? Что важно усвоить начинающему фотографу, чтобы развиваться?
- Иногда ошибки фотографа становятся его фирменным стилем, эти ошибки порой, являются индивидуальностью, по которой снимки узнаются. Но в фотографии, как и в живописи, знать основы ремесла - важно.
Пикассо был прекрасным рисовальщиком, в совершенстве знал пластическую анатомию, но многие, далекие от искусства люди, с уверенность говорят "И я так могу рисовать!" Пабло нашел язык живописи, кажущейся легкой в исполнении, и, научившись рисовать, как бы забыл об этом. Так же нужно и в фотографии... если вы профессионал с большой буквы, то учиться будете всю жизнь, находясь в постоянном поиске.
- Самая актуальная проблема на сегодняшний день у вас, как фотографа?
- Мне очень не нравится, когда говорят фразу "Тут снимать нельзя!", но я снимаю...
- Расскажите, пожалуйста, о специфике фотографии, которой вы занимаетесь?
- Фэшн фотография или фотография моды (FASHION) меня увлекла, когда я стала модельером. В этом стиле не каждый фотограф чувствует себя уверенно, ведь главное в кадре - платье, что на модели. Специфика в том, что бы платье выглядело желанным для зрителя, возбудить его платежеспособность...
Я себя чувствую органично в этой среде, наверное, потому, что модельер... В 2000 году я реализовала свою детскую мечту - сшила коллекцию одежды. Первую фотосессию сделала фотоаппаратом "ZENIT" в Стрельне, тогда еще разрушенной. Позировала тринадцатилетняя Эля, теперь известная как DJ ELLIS SEXTON. Затем делала показы и стала снимать для журналов. Мир моды сформировал меня как фотографа.
Съемки backstage стали основной частью моего творчества.
- Ваш любимый жанр? А какой вы считаете самым сложным?
- Ню. Мне нравится красота человеческого тела. Он же и сложный.
- Как вы относитесь к гламурной фотографии?
- Я к ней отношусь. ))
Сейчас значение этого слова искажено и часто обозначает близость к общепринятым стандартам роскоши, шика, внешнего блеска. Мне больше нравится истинное значени этого слова - гламу́р в переводе с английского glamour, - собственно «шарм», «очарование», «обаяние» . На мох фотографиях люди всегда красивы, даже если они плачут или гневаются, так что назвать мои работы гламуром можно.
Тенденция обзываться этим словом появилась у тех, кого не взяли в "глянец". Публикации в журналах PLAYBOY, Marie Claire, Aтмосфера, Ателье, Penthaus, High Society и др., вполне меня удовлетворили. )
- Вы предпочитаете постановочную съемку или репортажную?
- Постановочную. Я люблю создавать свою реальность, быть художником кадра, это как быть кинорежиссером. Тарковский, говорят, красил траву, что бы добиться максимальной выразительности кадра.
- Вы снимаете на цифру? Почему?
- Люблю новые технологии. Еще совсем недавно у нас не было ни сотовых телефонов, ни компьютеров, ни цифровых фотоаппаратов... Не представляю, как без этого жить сейчас!
- Почему многие считают пленочную фотографию искусством, а цифру - нет?
- Как в искусстве, так и в фотографии, часто свежее вызывает шок. Я за авангард и цифровые технологии! Мне кажется, нелепым цепляться за прошлое. Эпоха пленочных технологий скоро станет историей, но это красивая история...
- Как вы считаете, в нашей стране фотограф может нормально зарабатывать только на рекламе?
- Думаю не только. Например, концептуальные фотохудожники, выставляющиеся в галереях, зарабатывают намного больше! Но все относительно, зависит от имени.
- Вы можете дать оценку сегодняшнему рынку фотографии? Мы развивающаяся страна в этом плане?
- Есть куда развиваться!
Есть общественные деятели, которые очень много сделали для развития фотографии в России, но в основном это развитие Западной Фотографии у нас. Отечественным фотографам, приходиться, порой, добиваться признания и материальной оценки своего творчества в других странах. Парадокс рынка или отсталость, не знаю...
Да, и еще, представляете, в Санкт-Петербурге, оказывается, нет пунктов проката фото-техники! В Москве, где я много работаю как фотограф, можно взять напрокат и Canon EOS 40D и Nikon D3, любые объективы от Canon EF Macro до Canon EF 28-300, штативы, зонтики, вспышки и даже флэшки любого формата, а в Питере нет.
- На каких великих фотографов стоит ориентироваться? Или вообще не стоит кому-то подрожать?
- Helmut Newton, Ellen Von Unwerht, Henri Cartier-Bresson,
Annie Leibovitz, Anton Corbiyn, Bettina Rheims, David La Chapelle, Diane Arbus, Nan Goldin, Ruven Afanador .
Копировать - это нормально, ели ты ищешь себя. Учиться у мастеров полезно. Но найдя свой стиль, художник перестает обезьянничать. Мой стиль формировался под влиянием западных мастеров, может потому, когда модели приезжают работать в Европу, из их «бука» выкидывают фото русских фотографов, и оставляют лишь парочку моих. )
Дэвид ЛаШапель, на кастинге для русского PLAYBOY, из 2000 моделей выбрал одну, ткнув в ее портрет, снятый Ксенией Дековой, произнес: «ЭТА девушка будет сниматься у меня».
- Вы обрабатываете фотографии в Photoshop?
- Скажем так, владею в совершенстве! )
Но если условия требуют не использовать, могу не использовать.
- Многие фотографы считают, что после обработки фотография умирает, и рождается просто картинка. Вы согласны?
- Если считать, что фотография лишь фиксирует реальность - то да! Если же она ее создает - то нет. Мы живем в реальном мире, что не мешает нам быть творцами. Photoshop открывает новые грани творчества, позволяет добиться интересных, ранее невозможных эффектов, называть это картинкой или фотографией, мне все равно. Если мастер, владеющий этой программой - художник с тонким чувством стиля или провокатор, это бывает очень интересно!
- У вас есть какая-то идея, которую очень хочется реализовать?
- И не одна, их великое множество...
Самая святая - снять игровой фильм. Есть уже готовый проект, с литературным и режиссерским сценариями, найдены съемочная группа и актеры, нарисованы планы.
Синопсис: В маленьком, провинциальном городке, окруженном песками, разворачивается большая детская трагедия, взрослые в ней не участвуют, они на работе. Жесткая история на тему национальной ненависти, зарождающейся в юных сердцах.
- Как вы считаете, вы уже сделали ваш самый лучший кадр или он вас еще ждет?
- Конечно, все впереди, я верю, что создам еще что-то прекрасное и надеюсь, мне есть что сказать публике. Я готова к большим персональным выставкам, но снимать не перестану.
- Вы можете назвать себя профессионалом?
- Надеюсь, что да. Но бывают случаи, когда я понимаю, считать себя профессионалом, значит убить в себе экспериментатора, творца, ребенка.
январь 2009г.
http://dekova.com
dekova@narod.ru
Читать