1. В нашей стране, как известно, проходит огроиное количество фотографических мероприятий. Ко всем подобным мероприятиям на Западе "прилагается" так называемый митинг плейс ("место встречи") - просмотр издателями, кураторами, галеристами и музейщиками работ фотографов при непосредственной встрече с ними. Там все по-честному: люди садятся за столик и - делают дела. Спокойно, без излишних эмоций. Мне категорически не советовали общаться с галеристами на арт-москве, но я подумала - других-то вариантов нет - и рискнула пообщаться с одной из топовых московских галерей, работающих с фотографией. Секретарше я задала невинный вопрос: каким образом можно показать свои работы в галерее. Галерист возник из ниоткуда и попросту нахамил мне. Его необоснованная агрессия натолкнула меня на мысль: у нас никогда и не будет никаких митинг плейсов. Никому не нужны механизмы, интегрирующие в искусство новых художников. Потому что - надо интегрировать своих, не выдерживающих конкуренции, но таких милых и родных. Дочку министра, сына Свибловой, чьего-то мальчика, чью-то девочку. (С подобным я уже сталкивалась много лет назад при поступлении в художественное училище, там эта ситуация вообще доведена до абсурда). А чтоб разбавить ситуацию - создается "ведомственное" учебное заведение (не выдерживающее аттестации, потому - не дающее ни среднего специального, ни высшего образования), где из молодежи за два года расслабленного обучения якобы делают фотографов и медиахудожников. И именно с ними потом работают, потому что они тоже вроде как - свои. Один мой приятель, состоявшийся артфотограф, который сам мог бы уже преподавать - пошел учиться в школу Родченко. И я его отлично понимаю. Но я учиться больше не могу, у меня высшее художественное образование, сколько можно?.. Так что мне остается одно - собирать чемоданчики и отправляться туда, где можно хотя бы цивилизовано и профессионально вести диалог.
2. Для Музея современного искусства (Мастерской 09) я делала специальный проект "Интимные портреты анонимных вещей" (http://pics.photographer.ru/nonstop/pics/pictures/613/613943.jpg), это была вынужденная мера, поскольку остальные мои работы были объявлены "фотографиями, а не современным искусством". Черным по белому: фотография как таковая, со своим языком, со своею эстетикой, признанная всем цивилизованным художественным миром еще в начале ХХ века - не является современным искусством. У нас. Что это? Элементарная неграмотность "кураторов"? Недоучились в институтах? Да, мои работы не являются примерами социального, актуального или концептуального искусства (хотя не вполне согласна, но по большому счету ладно). Но современное искусство не сводится к этим трем направлениям. Есть масса идей и течений, как старых так и новых. А фотография вовсе не является одной из техник актуального/концептуального искусства - она является одним из искусств! И здесь свои законы, свои признанные мэтры, свои знаменитые шедевры. Как выяснилось, это далеко не всем очевидно. (Кстати так надоевшая уже повсеместная типология - не является в чистом виде фотографией, она с фотографической точки зрения не интересна абсолютно... это скорее социальное искусство). Когда я собиралась преподавать, я даже курс разработала ознакомительный по новейшей истории фотографии - предназначался он для всех специальностей, связанных с культурой и призван был открыть людям глаза на то, что фотография является одним из искусств. Что ж, в курс истории искусства история фотографии по-прежнему не входит. Добавить мне тут нечего. Разве только то, что как только с Запада приезжает адекватный фотографический человек (к примеру Стив Йейтс), он дает отчаявшейся мне понять, что я в теме, и это поддерживает. Надеюсь, что и у нас есть адекватные люди, просто - мне пока особенно не попадались.
Читать