Когда я направляю свою камеру на то, что хочу запечатлеть, то исхожу из принципа отсечения лишнего, выявления пустоты. Мы часто слышим «пустой взгляд», «пустая затея». Что может быть печальнее, чем пустое изображение? Отказываясь от пустоты, я наполняю ее смыслом. Если белый – цвет пустоты, то его отсутствие не означает того, что в фотография состоялась. Белый свет включает в себя все цвета, так же как и черный. Свет способен отрицать и способен заполнять, это значит, что он не является пустым. Природа не терпит пустоты. Когда внутри света образуется форма, то очень важно придать этой форме законченный вид. Таков «решающий момент» Картье-Брессона. Движение форм геометричное, но и цветообразующее. Способность видеть и запечатлевать этот процесс – дар художника. Роден утверждал, что чувство эстетического видения – данность доступная не всем. Наслаждение красотой – доступно каждому. Красота – категория субъективная, однако человеку свойственно отбирать лучшие образцы, чтобы потом канонизировать, следовательно, красота связанна с каноном. Существует ряд канонов, как например золотое сечение или математический канон простых чисел, это то, что мы можем назвать классикой. Нарушение канона приводит к созданию нового канона, даже если отрицающий это, утверждает, что в его цель не входит создание нового канона. Есть каноны пустоты, один из них отрицание формы. Ее канон классичен, он воплощает в себе ожидание наполнения. Каноны фотографии так же подвержены изменениям, как и само понятие о свете.
Цифровая фотография базируется на тождестве пикселя и света. Это приводит к кардинальному вмешательству в изображение, его коррекцию. Есть, однако, «сектанты», которые принципиально отвергают пиксель – как метод репродуцирования света. Возможно диктатура пикселя это заговор, однако нельзя забывать о том, что кристаллы серебра – тоже отчасти иллюзия. В случае с аналогом или аналогоном (Р. Барт), его тактильность не подлежит сомнению. Пиксель – всегда условен, всегда ограничен оговорками монитора, всегда опирается на возможность вмешательства в него и изъятия пустоты насильственно, машинно, программируемо. Пиксель – дурная виртуальная бесконечность. Программируемая реальность тоже обладает рядом преимуществ, также как и анимация, язык которой, по пластике, вмешательству, превосходит язык кинематографа.
Движение происходит независимо от корпускулов света. Свет движется не сам собой. Ex nihilo nihel fit. И человек осекающий время затвором камеры, отсекает и пространство, высоту, глубину, а также пустоту. Это система координат. Нестабильность системы подтверждает ее ограниченность. Завладеть иллюзией, изобразить то, что наверху – тоже, что внизу – вот диктатура пикселя и самое свободное место.
Читать