www.photographer.ru
Олег Климов отличный фоторепортер. Дмитрий Чеботаев тоже был таким. Живой написал о погибшем собрате по ремеслу прочувствованную статью, дающую, казалось бы, исчерпывающее представление о самой сути бытия военного репортера. Все правильно, все как и должно быть в таких случаях.
И все миф. Очень типичный для нашего времени, когда война опять стала ремеслом наемников, совсем как в очень былые времена, снова стала ПРОФЕССИЕЙ.
В русской литературе есть категория "лишний человек" (Онегин, Печорин, etc.), но самого этого "лишнего" родила не русская и не литература. Они всегда были - во все времена всякий социум плодит своих маргиналов; людей, не вписавшихся в силу тех или иных причин, в его житейский распорядок, в ранжир социальности. И во все времена из этих людей рекрутировались подсобные команды для "грязной" работы: мужчины - в армию, женщины - в бордель. И никто не обольщался - ни общество, ни сами "лишние". Не было тогда, в былые времена, мифа для грязной работы - и быть не могло.
А мы развились ныне до того, что создали такой миф.
Дмитрий Чеботаев типичная жертва этого мифа. После статьи о нем Олега Климова биография героя воспринимается как-то ожидаемо агиографически: прямо-таки Святой Нашего Времени. Чистый красивый умный мальчик из хорошей семьи взялся за грязную работу, не убоялся даже смерти - и заслужил ее. Получите и распишитесь.
Мальчики бегут в романтику, которой в их ласковой налаженной жизни, с гарантированными самим рождением благами, найти не могут. Юноши - в спорт-экстрим, несколько возмужавшие юноши - в фоторепортеры, лучше в военные. Тот же экстрим: опасно как солдату, но самому убивать не надо; то есть война - но без грязной работы.
Звоночек Дмитрия Чеботаева звякнул не тогда, когда он чудом уцелел под обстрелом, а когда он повредил себе поЗВОНОЧник своим вполне мирным экстримом.
Дети! Война это dirty work. И репортер - даже не военный - это тоже dirty work. И не потому, что там калечат и убивают (это случается повсеместно и ежеминутно и во вполне "мирной" жизни) - а потому, что суть этой работы в том, что вы делаете ее ЗА ДРУГИХ. Тех, кто слепил и разогревает каждый день к завтраку миф о романтике - чтобы не надо было вас пинками и зуботычинами загонять в dirty work. Если вам так нужен миф, так вот он: вы парии и лакеи, размноженные в икру гераклы размноженных в икру эврисфеев, винтики демократического общества, чистильщики его авгиевых конюшен.
В солдаты св.Дмитрий Чеботаев не пошел. Для этого он был слишком чист - не негр, не случайное дитё алкоголиков, не ищущий себе крыши тайный садист. Свою судьбу он получил по блату - праву урожденного чистоплюя.
Он думал, что война избавит его от клейма чистоплюйства.
Но для этого надо было записаться в солдаты - а не в фоторепортеры.
А кого убивать - войне все равно.
Post scriptum: для сравнения - сын Микаэла Таривердиева, тоже Дмитрий, уже будучи дипломированным филологом, воевал - не репортерствовал - в Афганистане, был тяжело ранен, вернулся к своим солдатам (он был офицером), снова получил тяжелейшее ранение, чудом выжил, и живет с тех пор по сей день на зубах, усилием воли, каждую зиму не чая дожить до весны.