Хулиганствующий элементъ

0

Несколько слов в защиту постановочной фотографии.

29.7.2002 14:20

Может ли фотография лгать? - вопрошает Вадим Раскладушкин. Хочется спросить: “А может ли фотография не лгать? Имеет ли право на жизнь постановочная фотография?”

Постановка – это реализация замысла режиссёра. В тот самый момент, когда Вы приняли решение снимать ту или иную сцену, пусть даже самый банальный пейзаж вы ещё не знаете, что вами уже владеет и намертво сидит задумка – и всё ваше творческое существо сейчас только и думает о том, как бы обмануть матушку природу с Богом-отцом. Ваши мысли и желания направлены на то, как бы поставить эту сцену покрасивее или выразительнее, не так, как она выглядит на самом деле. Вы как бы становитесь соавтором Богов, хотите вы того или нет. Подбирая ракурс, обрезая ненужные элементы и поля композиции, вы даёте вашему снимку возможность недоговаривать всего, что сказано без вашего участия. А фильтры? Я не говорю уж о том, что обрывая травинки и веточки, которым не посчастливилось попасть в глубину резкости диафрагмы, из-за недостаточного света (не кажется ли вам, что тут наблюдается естественное противоречие между Светом и Формой), вы выкидываете слова и звуки из песни. Это ль ни ложь? Я бы сказал, что в момент нажатия на кнопку затвора, вы автоматически совершаете акт лжи, со скоростью затвора вашего фотоаппарата и нельзя быть уверенным в том, что ответ за эту ложь вам не придётся держать впоследствии.

Утверждая, что все фотографии - постановочные, или если выражаться протоколько, не полностью соответствующие действительности, я не осуждаю это. Я просто констатирую факт. Мне даже это по душе - и в самом деле, если они не соответствуют действительности, ещё не значит, что они не отражают действительность. Творчество - процесс показа действительности всеми остальными приёмами, кроме самой действительности. А фотография - это прежде всего творчество по сути.

Есть, конечно, непостановочные фотографии. Я помню, к примеру, одну из них – я нечаянно нажал на спуск в то время как просто разглядывал, сколько там ещё осталось плёнки. Получились ноги на траве. Остальные кадры – постановка, и с этим надо смириться и в дальнейшем использовать это знание в работе.

Про натюрморты, портреты и обнажённую натуру тут говорить даже излишне, а вот интересно сказать про съёмку повседневной жизни. Да, вы – режиссёр, и люди, которых вы снимаете – свободные актёры. Кто в жизни не актёр – поднимите руки!

В книге фотографа Иено Дуловича. “Моя техника мои снимки” в разделе «Сцены из жизни”
под подзаголовком “Режиссура желательна” прямо так и сказано: “Схватывать занимательные, «подсмотренные» в жизни моменты при помощи внезапной съемки удается весьма редко. Честно говоря, в 99% случаев при фотографировании имеется предварительная режиссура. Совершенно незаметная съемка на самом деле гораздо труднее, чем кажется неопытному любителю. Ведь если мы, например, захотим заснять миниатюрным аппаратом группу беседующих или работающих людей, то достаточно всего нескольких мгновений, чтобы люди заметили наши намерения и постарались принять соответствующие позы для съемки, а может быть, просто повернуться к нам спиной. ” А известный фотограф повседневной жизни Бальтерманц так вообще не избавился от ярлыка “Мастер постановочной фотографии”…

К примеру, увидели вы какую-то сцену. Сцена, создавшись на мгновение, исчезла ещё до того, как вы нащупали кнопку кофра фотоаппарата. Если фотографирование – это творчество, то почему бы нам не воссоздать ту же самую сцену? Благо людей, которые хотят влипнуть в историю при помощи ваших карточек, предостаточно. Вот вопрос: “Имею ли я право?” Имею ли я право немножко, на 1/125 долю секунды побыть Богом, создав «случай”? Заменит ли иммитация Формы подсмотренное Взаимоотношение между людьми, с правдивой энергетикой? Я не изображаю бутылками людей. Я не изображаю бутылки людьми. Я изображаю людей людьми. Кто скажет, что театр – это не о реальном? Будь он хоть трижды абстрактен! Реальное можно изобразить многими средствами. И все они будут как одно – нереальны по форме, но отвечать реальности по сути.

На этом пути нас поджидает опасность создать кич, что-то безвкусное. Но безвкусное не создашь, если знаешь меру и не пытаешься переплюнуть Бога в создании огромного, но конечного числа ситуаций вокруг нас. Если мы изначально созданы как подобие Бога, мы имеем, по крайней мере, полное право ему подражать. То есть стремиться к тому, что создано Им, и не только по-репортёрски фиксировать имеющееся в наличии.

Результат зависит только от вас самих. Насколько ваш режиссёрский талант чувствует актёрские способности ваших актёров, и насколько ваша душа чувствует замысел Души Бога.



Хулиганствующий элементъ


Примечание: другие статьи о фотографии этого и других авторов можно найти тут.
Комментариев: 20
Просмотров: 13355
Вадим [ja]  ( # )
Итак, о постановочной фотографии. Я не буду касаться определения понятий "постановочный", "ложь", "на самом деле" и т.п. Желающих почитать про льжь и правду отсылаю к Дмитрию Гайдуку www.rastaman.tales.ru Статья весьма интересная, здесь же я ограничусь небольшой цитатой. Интересно, что для иллюстрации понятий "правда" и "ложь" Гайдук обращается именно к фотографии:
"вот у меня сейчас борода большая, стремная, с проседью и хлебными крошками. А вот моя фотография в шестнадцать лет, без бороды вобще. Так какой я по правде: с бородой или без бороды? Если с бородой, тогда получается, что в шестнадцать лет я был не по правде я. Но я же знаю, что это злостное фуфло. Я и в шестнадцать лет был по правде я, и в пятнадцать, и даже в девять с половиной. Тогда другой вариант: борода -- это не по правде, и чтобы я был по правде я, надо мне бороду сбрить. Ну, так она же снова отрастет, а бриться каждый день еще более поморочено, чем раз в неделю волосы красить. Проблема, короче.
Так вот, чуваки, чтобы не было этих нудных поморок, давайте сразу договоримся: что мы видим, то и есть по правде. "

Но я собственно собирался говорить не об этом, а о постановочной фотграфии. Отдельно оговорюсь, я не считаю выбор точки съёмки, так же как выбор экспозиции или освещения - постановочной фотографией. Для меня постановка начинается в тот момент, когда фотограф активно вмешивается в мир формируя сцену, которую он собирается снять согласно своему произволу. Мне представляются три основных случая возникновения у фотографа такокого желания:
1) Фотограф увидел сцену в жизни, но не снял (не успел, не смог, не захотел) и желает повторить выстроивши ея самостоятельно.
2) Фотограф увидел сцену в жизни, но остался ей не доволен. Он решает, что лучше бы это выглядело вот так-то и пытается выстроить сцену в соответствии со своим представлением.
3) Фотограф увидел сцену, но не в жизни, а в своём воображении и тщится воплотить идею в мир.
Легко видеть, что все три случая порождены тем, что автор считает мир "здесь и сейчас" несовершенным и нуждающимся в доработке.
Первый вариант был особенно близок и понятен древним китайцам. Золотой век оставшийся в прошлом. Культ повторения и почитания прошлого и т.д.
Второй вариант - вариант преобразования мира. Коммунисты и прочие преобразователи. "Мы наш, мы новый мир построим".
Третий вариант то-же вполне понятен. Это реализация идеи о том, что "здесь и сейчас" ничего хорошего нет, царство божье - "не от мира сего" и т.п.
Рассмотрим откуда берутся такие настроения и главное альтернативные пути. Здесь про коснуться "предмета", котрый индуисты называют майей, а материалисты объективной реальностью. Очевидно, что недовольство восприятием мира это скорее свойство человека, нежели проблемма оного. Конечно до тех пор, пока оное недовольство не преобретает стрых форм конгитивного диссонанса. Недовольство миром имеет своей основой отказ от восприятия (или как иногда говорят непосредственного осознания) мира и замена оного на обдумывание и применение неких мыслей или концепций для оценки мира.
Интересный подход к нейтрализации подобного отношения к миру предложил alpauk. См. его работы:
www.photographer.ru
www.photographer.ru
www.photographer.ru
Мы видим, что автор переносит задачу непосредственного восприятия мира на технику. Многим знакомо ощущение включенности в мир возникающее под воздействием внешних обстоятельств. Но в выше приведенных снимках предложен третий путь - не личное просветление, не искуственное воздействие на человека, но благотворное влияние пива на технику. Таким образом подтверждается ещё раз тезиз о том, что "Пиво - единственный довод в пользу того, что Боженька есть, и Он нас любит"
alpauk  ( #   )
В ответ на...
===========================
Недовольство миром имеет своей основой отказ от восприятия (или как иногда говорят непосредственного осознания) мира и замена оного на обдумывание и применение неких мыслей или концепций для оценки мира.
===========================
Недовольство настоящим моментом - поистине жалкое состояние. Ибо только я один в этом огромном и неправильном мире знаю, что вещи должны были бы быть иными... Жалкое место:-)
Но я не вполне уверен, что таким образом стоит относиться к "постановочной" фотографии. Не все метафоры переносимы на любой масштаб (и слава Всевышнему - кому охота жить в сборнике афоризмов!) 8-)

Iva  ( # )
А в чем собственно проблема!? В чем ложь? Тогда можно говорить о том что фотография вообще лжива! Потому что фотография - это передача эмоций связанных с увиденным, глядя цветок Вы видетет одно, я другое и таким образомснимаем мы это по разному, по разному передаем то впечатление, которое картинка на нас откладывает... И то что является заслугой создателя никогда не отобразится на фотопленке!
Хулиганствующий элементъ  ( # )
Мда..... Ни одного отклика. Наверное, тема народу не близка.
Дмитрий Константинов  ( #   )
вы так красноречивы, что не с чем спорить и нечего добавить ;-)
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
А я ожидал несогласия. :-)
Вадим Раскладушкин  ( #   )
ой не близка... :)
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
Меня сейчас особенно волнует постановка в повседневке. Вот в чём вопрос!
Вадим Раскладушкин  ( #   )
посмотрите снимки Ральфа Гибсона
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
Где на их можно глянуть?
Вадим Раскладушкин  ( #   )
Фото и видео печатало два раза подборки
alpauk  ( #   )
А вот еще Робер Дуано - постановщик повседневной жизни.... Порой слащаво, но обычно хорошо и с немалым вкусом.
Александр Петров  ( #   )
A kuda je Wild life photografy???
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
Что "куда"? В фотоаппарат, знамо дело. Или Вы снимаете, не глядя в видоискатель, не кадрируя, и не отрезая куски 180-градусной полусферы на свой вкус фоторежиссёра?
Mikhail Steinberg  ( # )
////К примеру, увидели вы какую-то сцену. Сцена, создавшись на мгновение, исчезла ещё до того, как вы нащупали кнопку кофра фотоаппарата. Если фотографирование – это творчество, то почему бы нам не воссоздать ту же самую сцену? Благо людей, которые хотят влипнуть в историю при помощи ваших карточек, предостаточно. Вот вопрос: “Имею ли я право?” Имею ли я право немножко, на 1/125 долю секунды побыть Богом, создав «случай”? ...
...Кто скажет, что театр – это не о реальном? Будь он хоть трижды абстрактен! Реальное можно изобразить многими средствами. И все они будут как одно – нереальны по форме, но отвечать реальности по сути. ////

Хорошо, я со всем этим согласен. Пойду дальше и задам встречный вопрос, за который был неоднократно бит по морде сапогами. Вот вы решили воссоздать, все правильно, и воссоздали. А в это время кот мимо бежал и в кадр попал. Или мусороуборочная машина. Или самолет в небе летел, как у Сафьяна в его "Портленде". Можно ли вам открыть Фотошоп и "убрать" след от самолета оттуда, или надо ждать минут 10 пока он сам растворится? Люди за это время могут разойтись...
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
Этот вопрос должен решать сам автор снимка. Тут нет рецептов. Лично я придерживаюсь того мнения, что нет ничего лишнего, что существует на этой земле. Есть вещи, котрые мы не понимаем, либо они не вписываются в наши представления о мире, в наш замысел. Что говорит о скудности нашего замысла.
Евгений Кожевников  ( # )
А чего ее защищать, она сама себя защитит.

1. Посмотрите галерею фотографера.ру
2. Посмотрите ссылки в инете, на имена.
3. Посмотрите список авторов (первых 100)
4. Посмотрите фотоальбомы. Любые.

Может обсудить, проанализировать термин "постановка"?
токмо тут можно и поиграть словами, имхо...
Степень постановки... личная постановка, вынужденная, абстрактная,
агрессивная и пассивная :)))))))))
Alysh  ( # )
Получила удовольствие от чтения. Вы очень интересный человек! В рассказе масса интересных мыслей, и не только в отношении фотографии.
sldldjd  ( # )
Радикальная ошибка очень большого количества людей заключается в том, что они исключают Субъекта действия из объективной реальности. Типа, природа-мать отдельно, а злонамеренный змей-фотограф отдельно. А он [живой человек] является ее неотъемлемой частью. Перефразируя, из праха вышли, в прах и вернемся...
* * *
Поэтому когда фотограф обрывает неуместные травинки, то он формирует новую объективную реальность, которую честно фиксирует камера. Если вы еще честно напишите о проведенных изменениях, то вообще все замечательно...
* * *
(шутя) Неправильно изображать из себя Царя природы и венец творения. Скромнее надо быть:)))))
* * *
Инициатору дискуссии я бы подсказал посмотреть книгу Э.Чудинова "Природа научной истины". Там профессионально обсуждаются близкие темы...
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
Спасибо за совет, должно быть интересно.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
ОКТЯБРЬ 2024  НОЯБРЬ 2024  ДЕКАБРЬ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Execution time 0.043 sec