Эти заметки адресованы моим любимым Ученикам. Но если кому-нибудь будет также интересно с ними ознакомиться, буду рад.
------------------------
У меня нет стиля. Но я не теряю надежд на то, что в один прекрасный день я его найду. Так могут сказать многие. Поэтому я решил искать его вместе, и предлагаю вниманию некоторые заметки на этот счёт.
По моему мнению, стиль - это уникальный способ подачи энергетики, присущий только вам. В поисках стиля просто противопоказано посещать какие-то выставки фотографий, или искать его у других авторов. Стиль - внутри вас, это ваша личность и её душевные стремления, очищенные
от покрывающих её наслоений визуального опыта. Поэтому поиск стиля напоминает мне поиск тех очков, которые у вас на лбу. Просто покопайтесь в себе - и вы обязательно найдёте. Предварительно найдя своё "Я", так сказать, очистившись от всего того ненужного, что прилипло к вам.
Я свято уверен, что для того, что бы очиститься, "пробудиться" (буддизм) или воскреснуть (христианство) вначале надо просто умереть, оставив все нажитое в прошлом, что бы затем родиться заново. Не надо понимать эти слова примитивно буквально, однако также не надо понимать их упрощённо. Очищение через смерть - вот путь к освобождению от слоёв наслоений вашего опыта. Если в религиях для "пробуждения" используются различные психофизические методы временного ухода в мир иной или методики самовнушения, то тут я призываю просто забыть обо всём, что когда-то видели у других фотографов, как будто заново родившись. Забыть обо всём. Или (если в религиях) - идите к Учителю, он вам поможет и "умереть" и очистившись, вернуться. (Тема временной, но искренней смерти с последующим воскрешением в чистых полотенцах очень серьёзна и личностна, поэтому понимайте как хотите - я пока ограничусь тем, что сказал). Не зря же "учителей" на сайте назвали Гуру!
Дети являются наиболее непродвинутыми в плане знаний людьми. Следует ли из этого, что они имеют свой стиль? Нет, так как они ещё не сформировавшиеся личности, что означает только одно - их мировоззрение не образует замкнутую и бесконфликтную систему. Для понимания слегка отвлекусь. Может ли одна только конкретная карточка иметь авторский стиль? Нет. Об авторском стиле говорят, когда видят несколько фотографий данного автора. Дело в том, что стиль, выражая вас самих, составляет стройную систему ваших взглядов на мир, или, что ещё более точно - материализованную систему ваших отношений к окружающему. А одной карточкой систему не выразишь! Стиль - это не предметы, которые вы изображаете, а чувства, составляющее единое целое и дополняющие друг-друга до целой картины - вас самих. Кроме того, с точки зрения скрытой психологии, стиль напоминает мне сны, которые можно трактовать, понимая, что из себя представляет человек - тот, кто их смотрит. Какой стиль - таков и сам автор. Есть крикливые авторы со стилями в крикливых тонах и с дикими контрастами, есть мягкие авторы с соответствующими стилями. Не удержусь от хорошего примера - Игорь Култышкин. Когда он только пришёл на сайт, я был приятно удивлён его работами с мягкими полутонами. Затем он поменял изобразительные средства - стал работать с моноклем - но результат не изменился, его работы по-прежнему мягки и
спокойны. Я знаю его в жизни - точно такой же мягкий, доброжелательный и спокойный человек, как и его работы. Значит, человек обрёл свой стиль, нашёл себя.
У некоторых начинающих фотографов есть в работах что-то стилеобразующее, чего нет у многих продвинутых авторов (вспомните Ахмеда). Ломать авторский стиль - значит ломать личность, поэтому всегда трудно комментировать работы и воспринимать комментарии. Поэтому я призываю авторов работ относиться к комментариям с пониманием этого момента, а самих комментаторов призываю не ломать стиль автора, который уже имеет свой стиль.
Следование стилю какого-то другого автора приводит к появлению пародий, схожих по форме с оригиналом, но отличающихся по содержанию. Это просто подражание, желание быть другим человеком, нераскрытие своего "Я". Запомните: стиль - это ВАШ почерк. Если ваши работы имеют
ваш стиль, то любой и без указания имени автора сможет сказать: "А вот эта работа фотографа Иванова!". Если же стиль не явился отражением вашего глубинного "Я", а просто выдуман или содран с другого автора, то это дитя заведомо обречено на смерть - у вас просто нет
соответствующего "молока", что бы его кормить.
Я намеренно не говорю про различные стилеобразующие визуальные приёмы. Рамки, цвет, натура, тип фотоаппарата - цифра или плёнка. Я просто считаю, что на самом деле они не образуют стиля. Они призваны только помочь выразить ваш стиль. Стиль совсем не в этом, хотя так не кажется на первый взгляд. Просто все эти перечисленные
визуальные элементы легко поддаются копированию и клонированию. Ваш стиль - это не вопрос "Как", а вопросы "Что" и "Почему". И я хотел бы заметить, что если в вашей карточке нет вашей Души, то это автоматически подразумевает, что ваша карточка
не может принадлежать к какому-либо стилю вообще. Именно поэтому так много фотографий без авторского стиля. Подчините всё одному Началу!
В процессе поиска своего стиля нельзя найти два и более их. Ваш стиль - только один стиль, если вы не двуличный человек. Фотографии в вашем истинном стиле никогда не будут однообразным повторением одних и тех же предметов, ведь это система отношений, а не система визуальных форм. Пушкин имел свой стиль - но все его произведения разнообразны; PINK FLOYD также не надоедает при наличии узнаваемого стиля. С другой стороны песни Милен Фармер или композиции Кенни Джи - как будто клонированы, говоря нам, что это не стиль, а иммитация ранее успешных композиций. Настоящий стиль не является сдерживающим или ограничивающим фактором в творчестве. (Вообще, разговор об общности музыки и фотографии, а так же о музыке в фотографии очень интересен, эти мысли я вынашиваю уже более двух лет, соберусь - напишу, если кому интересно).
Стили столь же разнообразны, как и сами люди. Давайте приведём пример: только вчера я ехал на велосипеде и в одной деревне наблюдал картину как по центральной улице этой деревни чинно прихрамывая, шли с десяток бабок, возвращавшихся с похорон, держа, все как одна, правую руку, согнутую в локте, за спиной, на пояснице. Поодаль стояла толпа зевак из местных...
Давайте представим себе, что сфотографировали на одном и том же месте различные наши авторы. Стринадко сфотографировал бы всю "массовку", с лицами, показывая, что энергетику отдельных людей нельзя объединить в один вектор. Жаров выбрал бы группу из человек четырёх, с выражениями лиц, свойственными чаяниям того времени. Если в работе Стринадко нельзя простым образом объединить изображённых людей, то в работе Жарова наоборот, нельзя никого убрать из кадра. Четверолапов снял бы пару человек, по форме показывающих
взаимоотношение между людьми, а по сути иллюстрирующих взаимодействие человека с Богом в любой стадии - от рождения до смерти. Не удивлюсь, что одним из этих людей был бы ребёнок, являясь указателем на всё человечество. Амелькович пошёл бы искать просторный пейзаж за околицей, проведя там остаток дня в ожидании "магического часа" фотографии - заката. Что снимал бы Karlos? Дождавшись окончания поминок он снял бы все знают что. С другой стороны, другой автор снял бы слезоточивую душещипательную сцену - около дома сидит вдовец в окружении собаки и кошки, и у всех троих слёзы на глазах. И именно эта карточка стала бы фаворитом нашего конкурса, под названием "Одиночество"!
Все эти авторы имеют свой стиль, узнаваемость. И вам того же желаю, дорогие мои.
Хулиганствующий элементъ