Однажды Karlos предложил мне написать на тему "Можно ли перестать фотографировать и начать жить?". Следующие соображения как раз и могут послужить ответом на этот неочевидный вопрос.
Принято считать, что выбирая высоту точки съёмки относительно изображаемого предмета, мы, таким образом, показываем своё отношение к нему - превосходство нас над ним или его собственное превосходство над нами. С практической точки зрения это соответствует истине. Однако, все предметы самостоятельно не меняют своего размера и положения... Им, кажется, абсолютно безразлично, как мы на них смотрим, сверху или снизу. Однако нам самим это далеко не безразлично, нам не всё равно, как расположены элементы окружающей нас мозаики. Глядя на любую фотографию, всегда можно понять, где, в какой именно точке вне фотографии
находится автор. Говоря точнее, становится очевидна ПОЗИЦИЯ автора. Я намеренно говорю слово "позиция" вместо "местоположение", так как это слово более ёмко выражает смысл в этом контексте. Именно поэтому становится ясно, что мы не располагаем предметы где хотим, а сами определяем своё относительное местоположение относительно их, позиционируем себя. Подобное стремление иногда даже является латентным, скрытым, не явно выраженным желанием спрятаться. Рассматривая в этом ключе коллекцию фотографий и анализируя,
где что и кто находится, вдруг ясно осознаёшь, что находишься в замкнутом и непрерывном пространстве своих же фотографий, которое сам же, незаметно для себя, и создал. Создал по частям, мало-по-малу, давно уже неосознанно почувствовав шестым чувством, что выхода не будет. Мы сами себя замкнули внутри этого псевдореального пространства. Не по этой ли причине нам так стыдно и неловко за снятые нами ранее фотографии?
Снимая каждый раз новую фотографию, мы неосознанно пытаемся найти выход, прорубить окно и открыть дверь в реальный мир, из созданного нами нереального, не сознавая того, что так называемый "реальный" мир настолько же нереален, как и наш псевдореал. Желание видеть уводящие перспективы и спасительные диагонали, открытые окна и двери, живой свет и свободное небо - всё это элементы проявления стремления спастись и выйти из этого замкнутого пространства.
Понятно, что все попытки не только тщетны, но даже наоборот, создавая новые фотографии, мы заполняем пустующие бреши в стенах нашего Псевдореала. Косвенно, о том, что такие открывающиеся время от времени окна потенциальной свободы размером 24x36 существуют, говорит наше стремление что-то снимать. Степень "открытия" таких окон зависит только от динамики развития нашей личности. Заполнявшие ранее указанное место убитые и засушенные нами имиджи, коими являются по сути наши негативы, вдруг оказываются недостаточными
по содержанию, что бы полностью закрыть собой указанную область, отходя на следующий план, не описывая в полной мере характеристик избранного пространства реала. Это напоминает момент в хмуром небе, когда облака чуть-чуть расступились, и показался треугольный
кусочек голубого неба. С долгожданной радостью замечая открывшуюся ВОЗМОЖНОСТЬ, мы реализуем предоставленный нам потенциал, закрывая шторками затвора указанную брешь навеки. Таким образом мы убиваем пространство.
Открытие окон псевдореала происходит не случайным образом, а по принципу "дополнения до единицы". Окна возможности открываются именно там, где их нам сейчас не хватает. И их содержание соответствует именно тому, чего в нас сейчас нет, что нам нужно. Нам просто не заметить окон с соответствующим нам самим содержанием. Мы их не видим, хотя их видят другие, указывая нам туда - а нам кажется, что указывая в пустоту. Мы просто не можем заметить самих себя, того, что нам соответствует, вся наша реакция на окружающий мир является результатом нашего контраста с ним. Наше восприятие составляет "дополнение до единицы" нам самим.
Это не входит в противоречие с ранее высказанным мною призывом снимать самих себя. Если я хочу указать на жёлтый цвет, я могу просто указать на него, а могу указать на него косвенно, изобразив 6 остальных цветов из радуги, по методу исключения.
Таким образом, мы замечаем и фиксируем именно то, чего в нас нет. Притягиваются не противоположности, притягиваются противоположные ПОТЕНЦИАЛЫ, уничтожая неполноту и недостаточность самих себя. Соединяясь с "реалом", мы реализуем своё желание выйти из псевдореала, "реал" же реализует своё стремление продлить существование момента, увековечиться, пусть даже в засушенной форме. Не случайно технология дошла до того,
что стала замораживать людей для того, что бы в будущем продолжить их существование! Кто сейчас может определённо возразить, против того предположения, что фотографируя настоящее, мы, быть может, сами не сознавая того, создаём некий генофонд будущего? А уж самый примитивный для понимания пример - это восстановление Храма Христа Спасителя по старым фотографиям.
Реал ведь тоже желает спастись, не так ли?
Хулиганствующий элементъ