Когда я был маленький, мама отвела меня за руку на занятия рисованием.
С тех пор уже вот как 25 лет я что-то такое рисую. Выставлялся на выставках у нас и за рубежом; на Арбате и в Измайловском парке. Выставляться всегда было весьма интересно - не только себя показать, но и на других посмотреть. Бывало, сидишь ты с трёхдневной щетиной на арбатском бордюре, а мимо тебя уверенной поступью проплывают Новые Веяния В Искусстве...
Вот триптих, на белом холсте, посередине выжата из тюбика полосочка охры в виде маленькой такой какашки - это полотно называется "ОХРА I", на следующем холсте уж два таких испражнения, эта инсталляция носит уже название "Охра II", заключительное же
творение несёт в себе венец Мысли Художника в виде трёх охристых "какашек", под оригинальным названием "Охра III". Считаю, от нечего делать, количество зрителей - у моих картин 18 человек молча стоят, а там - все четыре десятка будет, оживлённо обсуждают, что за какашки
такие, что, мол, Маэстро задумал? "-Что изобразил, то и задумал..." - думаю я. И денег просит немерено. И не зря, оказывается; вот дама в шубе с воротником из шкуры мужа-подполковника покупает все три...
Вот проплывают пейзажики - прямо скажем, так себе пейзажики, но зато в рамке из необработанных веток берёзы, в бересте выполненные. На пейзажиках тех - берёзки на фоне голубого мартовского неба; расходятся инкубаторские пейзажики по новым домам. Берёзки в обычных рамочках не берут...
Мимо движутся более монументальные произведения - штук пятнадцать картин, нарисованных неизвестно чем на зеркалах. Спрашиваю автора, что за техника, мол? "Ноу-хау!" - нехотя плюёт сквозь зубы в ответ... Хотя плевать некуда - вокруг зеваки толпятся, интересно же!
За убитыми зеркалами следуют картины маслом, но с приклеенными треугольными пакетами из-под молока, создавая ещё невиданную доселе фактуру. В самом деле - нас учили давать фактуру кистью; в богатых же буржуазных странах, где краски не жалко, империалисты наносят её мастихином, у нас же тут - СССР, краска дорогая и не достать её, а в молочных же пакетах недостатка нет. Не могу вот только понять, что же тут изображено.... а, впрочем, это сейчас не важно - главное, не ЧТО, а КАК.
Похоже, что искусство не развивается совершенно. Со времён Шекспира невозможно придумать ничего нового в литературе; со времён кинокартин Эйзенштейна не создано никакого другого кино, да и то не воссоздано; классики в музыке тоже находятся на высшей и одновременно последней ступени, целиком и полностью выразив настрой человеческой души. Всё уже нарисовано всеми миллионы раз, всё уже сфотографировано. Нет ничего такого, чего не коснулся бы алчущий взгляд творческого человека.
Но во все времена есть люди, которым очень хочется донести избыток Радости своей Души до других людей; и именно тех из них, которые умеют это делать, мы называем людьми творческими. Как отдельной творческой личности выделиться из стада Творцов, как проблеять громче всех своё слово в искусстве? Проблеянное в искусстве слово никогда не будет новым, но оно ведь может быть по-новому произнесено! Все открытия сейчас делаются на стыке областей знания.
Это весьма показательный факт - отдельные виды искусства и науки уже не самодостаточны для саморазвития.
Если вот художник не может нарисовать что-то дельное, то можно привлечь к себе внимание другими методами. Говоря точнее, если не работает голова, а сердце не способно выдавать сигналы на управление, то в дело вступает ловкость рук, то есть Технология.
Подруга мазала задницу красной краской и садилась на холсты - расхватывали с руками, помнится. Позже она станет широко известной в узких кругах Художницей. Своей грудью проложила дорогу к признанию, так сказать... А вот другой мой однокашник - Серёжка Кузнецов,
не был настолько прозорлив и не сидел голой задницей на холстах - и что же? Как художник он не состоится - в будущем он будет работать санитаром в морге...
Вот наш Учитель тоже известный человек в искусстве. Лованов его фамилия [фамилия изменена], член Союза Художников, лауреат всевозможных премий Ленинского Комсомола, в "Юности" недавно видел я его картины. Тут тоже свои технологии, но уже совершенно другого плана. Картины те несут изображения светлоликих людей труда, радостно
вкалывающих за станками; бригадиров, пересыпающих из руки в руку первые зёрна нового, невиданного урожая; партийных работников, уверенно высматривающих чьё то светлое будущее; и конечно же, работниц в косынках, поглощающих за обе румяные щёки в обеденный перерыв
белый хлеб и запивающие его молоком из тех же треугольных пакетов... Технологии ведь бывают разные.
Вот и я тоже так - ну не могу я нарисовать хороший пейзаж - я просто плохой художник. Меня этот факт смущает очень иногда, и не на публике. Но зато я могу изобразить что-то такое, эдакое... необычное. Использовав при этом свою оригинальную технологию, моё ноу-хау. Буду перед грунтованием вымачивать холст в борще и сметане, или саму грунтовку смешаю с алюминиевой пудрой! Во, точно! Буду рисовать мамкиной помадой! И вообще, - с другой стороны холста! Во как! Так ещё никто до меня не рисовал. Я буду, несомненно, замечен публикой и моё имя останется в истории!
В НАШЕ ВРЕМЯ В ИСКУССТВЕ ПОБЕЖДАЮТ ТЕХНОЛОГИИ. Гляжу на результаты различных конкурсов все эти пятнадцать лет - и убеждаюсь в этом постоянно... Одни снимки в пиве вымачивают, другие печатаются на мокрой акварельной бумаге, третьи успешно занимаются убийством фотографии, четвёртые постоянно интересуются, что будет, если слайдовую плёнку проявить не по процессу Е-6, а в кошачей моче? - Резиновая кукла вам будет, вот что...
Вот стоит военный, полковник Советской Армии. Уже двадцать минут стоит полковник перед картиной "Деревня Ивановка". Триптих это... Одно и то же место, та же деревня, но в три разных времени - полтысячи лет назад, во время Великой Отечественной, и сегодня... И чего ему надо - полковнику-то, может он ГеБист? Вдруг, вижу - протягивает мне руку:
"- Благодарю Вас!". И уходит полковник прочь.
Странный он какой-то... - у меня ведь рамка самая обычная, чёрная такая...
Хулиганствующий элементъ
Примечание: другие статьи о фотографии этого и других авторов можно найти
тут.