Бесконечные споры "пленка-цифра", "шоп-нешоп", "фотография-искусство"-- все это споры об одном: "фоторгафия-антифотография".
Фотография - уникальное искусство. Уникально оно тем, что искусством не является. На первый взгляд, это бред. В фотографии живет авторский "взгляд", стиль и душа. В фоторгафии работают все известные законы перспективы, композиции, цветоведения, и весь опыт живописи, графики, дизайна может быть переосмыслен и применен в фотографии. И кажется, что фото - только один из видов визуального искусства.
Но есть одно небольшое, но коренное отличие фотографии от всех прочих визуальных искусств. И состоит оно в том, что это единственное визуальное искусство, полностью стоящее на случайности. Фотография - это портрет случая, портрет неуловимого перехода между "до" и "после". Кажется, что ближе всего к фотографии стоит театр: и там, и там жизнь произведения основывается на сочетании воздушных случайностей, аберраций, необратимостей.
Все визуальные искусства перемещают время. Художник, рисующий кистью, может в любой момент востановить предыдущее состояние - вернуть улыбку заплакавшему ребенку, добавить свет от зашедшего солна, -- или приблизить будущее, спрогнозировав и создав его.
Фотография только останавливает время, и делает это честно - и случайно. Никакая скорость срабатывания затвора не устранит этот момент случайности, не сделает его предсказуемым. И ничто уже не в силах изменить этот момент - никогда больше тени от листьев не лягут так, как сейчас, никогда не повторится такая улыбка, и никогда больше не покатится этот мяч по этой улице так, как в этот случайный миг.
Всё, что изменяет такое положение вещей - убивает фотографию.
Способ получения изображения не имеет знаения, и способ обработки не имеет значения - важен лишь этот принципиальный момент отношения художника со временем. Фотографическая основа ничего не значит: если мы подменяем неуловимость случайности заданностью "авторского замысла" или фальшивой картинкой, никогда не существовавшей в природе -- мы уничтожаем главное, что было на снимке: тогда зачем нам нужен был сам снимок? Только потому, что _так_ работать проще, чем создавать новую реальность с чистого холста? Только потому, что мы не умеем другого?
Все движение фотографии - постепенный, незаметный дрейф в сторону смерти. Слишком много жанров, использующих фотографические средства изобразительности, убивают фотографию как искусство случайного. Это не хорошо и не плохо, но это так, и это грустно.
Чего хотим мы?