Фотограф Артур Бондарь снял и опубликовал путевые заметки о путешествии по городам Золотого кольца России. Репортаж, насколько я поняла, снят панорамным хассельбладом на черно-белую пленку. На снимках изображены: праздники, отдых, церковные службы, торговля, памятники, городские и сельские виды, и прочая повседневная жизнь.
Заголовок и особенно подзаголовок к публикации, на мой взгляд, не слишком соответствуют, а иногда и прямо противоречат визуальному ряду. Я бы и не придала им никакого значения, если бы не заметила, какое огромное влияние они оказали на восприятие репортажа.
Явный конфликт, в который вступили изображение и интерпретация, был решен подавляющим большинством комментаторов в пользу интерпретации.
Автора ругали за намеренный перевод изображения в ч.б. (очернение), неудачный кроп (урезание видимого поля), демонстрацию помоек (ни одной помойки в репортаже нет), но квинтэссенцией претензий для меня стал комментарий: «Сам живу в Костроме, некоторые фотографии в репортаже не соответствуют действительности».
Парадокс в том, что автор комментария прав.
Фотография - часть видимого мира, тогда как действительность вбирает в себя также невидимый мир идей, общественных институтов и общепринятого знания.
Сомневающиеся могут свериться хотя бы со статьей «действительность» в Википедии. В этой статье есть одна примечательная фраза : «Противоположностью действительности в актуальной реальности является видимость (кажимость).»
То есть способ записи информации, который ограничен только физическими, но не идеологическими параметрами обречен противоречить действительности. Грубо говоря, нельзя сфотографировать черную кошку в темной комнате не потому, что вам противна сама идея, а потому не хватит света для фотореакции. И наоборот, мусор на тротуаре отображается на фотографии не потому, что фотографу нравится мусор, а потому, что он отражает достаточно света.
В конце XIX века, когда фотография стремительно прокладывала себе дорогу в жизнь, Оскар Уайльд написал роман «Портрет Дориана Грея». В романе портрет прекрасного юноши старел и обезображивался по мере того, как юноша превращался в морального монстра, сам же юноша оставался внешне прекрасен. Однажды полностью обезумев и возненавидев все вокруг, юноша пронзил портрет ножом. Портрету это пошло на пользу.
lenta.ru