Юлия Прокопенко

7.13

Легенды и мифы XX века / Миф 6: нерукотворность

22.1.2018 12:47

Одним из базовых обманов XX века является миф о нерукотворности фотографии. Именно в нем корень всех остальных мистификаций – от пунктумов и решающих моментов до миссий и документальности.
В одном из «священных текстов» искусствоведения «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» Вальтер Беньямин пишет: «Фотография впервые освободила руку в процессе художественной репродукции от важнейших творческих обязанностей, которые отныне перешли к устремленному в объектив глазу.»
Учитывая, что текст написан в 1936 г., когда для того чтобы изготовить фотографию, нужно было физически потрогать руками пленку или бумагу и повозиться пальцами в растворах, утверждение Беньямина, трудно назвать чем-то кроме откровенной подмены понятий.
В XXI веке, когда художественная репродукция осуществляется, по мнению Андре Руйе, всем телом, стало ясно, что у фотографии тоже есть тело – светочувствительная эмульсия. Не удивительно, что многие творческие поиски направлены именно на работу с ней.
Австралийский фотограф Стив Лавграв, освоивший мокро коллодионный процесс после 37 лет профессиональной фотографической карьеры, отмечает : «Когда появилась цифра, я был ею очарован... но постепенно заметил, что провожу гораздо больше времени перед компьютером, чем за работой. …
Я тосковал по осязаемости, материальности неповторимой рукотворной фотографии. ….
Процесс создания произведения, которое невозможно повторить, очень привлекателен, равно как и то, что я никогда на знаю, что получится, пока не включу свет»
(Цитируется по интервью ABC.net от 9 января 2018 г.)
www.abc.net.au
О тактильности и неповторимости фотографии говорит и итальянец Давид Мария Феррари, и испанец Уризен Фреаза, и многие другие фотографы, вовлеченные в аналоговый процесс и представленные на площадке www.filmshooterscollective.com

Игорь Юнаковский  ( # )
Нет никакой подмены. Беньямин имел ввиду, что в отличии от живописи и ваяния, к примеру,
в фотографии изображение получают с помощью объектива, т.е. без кисти или резца.
Зачем "тень на плетень наводить"...
Юлия Прокопенко  ( #   )
Использование объектива - частный случай фотографии. Безобъективные фотографические техники: пинхол, фотограмма, контактная печать.
Возьмите объектив (подзорную трубу, например)и попробуйте с его помощью получить фотографию, не используя больше ничего.
Игорь Юнаковский  ( #   )
Опять, неизвестно для чего, доводите до абсурда...
Сверхзадача, что ли? Мы с Беньямином как раз и имели
ввиду, что вышеозначенный объектив формирует изображение
на светочувствительном материале в устройстве, именуемом фотокамерой)
Так пойдёт? Что происходит дальше рассказывать надо?
Юлия Прокопенко  ( #   )
расскажите.
Игорь Юнаковский  ( #   )
Только для вас!

проявить плёнку


Проявить пленку в домашних условиях весьма просто, и вопреки бытующему мнению, темная комната вам не понадобится, только немного свободного пространства и вода. Тем более это будет быстрее и дешевле, чем сдавать пленку куда-либо, и вы сможете контролировать качество ваших негативов.

Как проявить черно-белую пленку дома - №1
Список необходимых вещей:

1.Мерная кружка или другая мерная посуда
2.Дополнительные емкости для реактивов
3.Проявитель,стоп - раствор, фиксаж
4.Ракель
5.Термометр
6.Проявочный бачок и пленконамыватель
7.Воронка
8.Ножницы
9.Открывашка или консервный нож
10.Перезарядный мешок


Давайте приступим. Достаньте пленку из камеры, и вместо того, чтобы ждать пару дней, вы потратите час, чтобы проявить ее.


Достаньте ракорд фотопленки из контейнера для фотопленки, можно сделать это при помощи открывашки.


Чтобы перемотать отснятую пленку на катушку бочка, нужно чуть обрезать пленку.


Закруглите углы при помощи ножниц.

Поместите пленку в перезарядный мешок.Теперь вы будете работать на ощупь.


Придерживайте пленку левым большим пальцем и крутите катушку правым, пока вся пленка не будет на катушке.

Вставьте держатель в катушку.


Поместите пленку в проявочный бачок.

Плотно закройте проявочный бачок, сейчас мы работаем уже не в перезарядном мешке.

Пришло время растворов: смешайте проявитель, фиксаж и стоп-раствор по инструкции на банках. Температура должна быть 20 градусов С.

Сначала залейте проявитель.

Всегда слегка помешивайте раствор в бачке согласно инструкции. Время, в течение которого пленка должна реагировать с проявителем, влияет на контрастность и зернистость кадров. Негативы будут разными в зависимости от разных проявителей и разных пленок. Я обычно снимаю на Kodak Tri-X и предпочитаю проявитель Ilford DD-X ISO 400. Для ISO 800 или 1600, я пользуюсь Ilford Microphen или Diafine, или можно сделать проявитель тоже дома.


Можете выливать проявитель. Повторите те же самые действия с стоп-расствором и фиксажем.


Промойте пленку под струей воды в течение минут 5-10. Можно поступить иначе: залейте воду в бачок раз 5 переворачивайте бачок, затем вылейте ее, залейте еще раз чистой водой, теперь попереворачивайте 20 раз. Второй вариант быстрее и экономит воду.

Вытащите катушку и снимите с нее пленку. Замочите ее на несколько секунд в воде с каплей моющего средства.

Сотрите капли воды с пленки при помощи ракеля.


Повесьте пленку в непыльной комнате, например, в ванной, дайте ей высохнуть окончательно. Сверху и снизу пленки прикрепите прищепку, чтобы она не сворачивалась. Когда пленка высохнет, можете печатать снимки. Удачи!

Печать фото: www.youtube.com

Ну, и так далее... Надеюсь, что удовлетворил вашу жажду знаний
Юлия Прокопенко  ( #   )
А теперь включите Ваше с Беньямином воображение и представьте, что никакого объектива не было, а Вы во время прогулки оставили продырявленную коробочку с кусочком пленки на подоконнике на много месяцев. В коборочку Вы заглянули только когда вставляли пленку и когда ее оттуда вытаскивали.
Ну потом все, как Вы описали.
Является ли полученный результат фотографией?
пример можно посмотреть здесь , правда там, возможно, сразу бумага.
Игорь Юнаковский  ( #   )
Включили. Является.
Открою страшную тайну: вскользь упомянутая дырочка в коробочке - это и есть объектив)
Юлия Прокопенко  ( #   )
Ну и Слава Богу.
P.S. кстати, объектив - дырочка или вся коробочка? :)
Игорь Юнаковский  ( #   )
вся коробочка - камера обскура
Юлия Прокопенко  ( #   )
Прекрасно! Тогда, учитывая, что глазом ни Вы, ни уважаемый Беньямин в эту дырочку не устремлялись (см. цитату), стало быть, вы снова что-то недодумали.
Игорь Юнаковский  ( #   )
по камере-обскуре можно гулять и смотреть куда угодно
(спичечная коробочка - частный миниатюрный случАй))
(вообще, "взгляд, устремлённый в объектив" - фигура речи.
если взять двух-объективную зеркальную камеру, то фотограф
смотрит совсем не в тот объектив, кот. фотографирует и та же
картина в дальномерных ф/камерах)
Юлия Прокопенко  ( #   )
"свободные руки" - тоже фигура речи.
Между тем именно на таких фигурах строится вся последующая теория.
Собственно, я об этом и пишу, что не стоит воспринимать культовую писанину XX века как теоретический базис, потому что она сплошь фигуративна и к фотографии как таковой отношения практически не имеет.
Игорь Юнаковский  ( #   )
аминь!)
Александр Курлович  ( # )
Имхо, бОльшая часть написанного о фотографии - просто словесные кружева на пустом месте )
Юлия Прокопенко  ( #   )
это не кружева, это сети, из которых фотография только начинает выпутываться, но какое сопротивление :)
Александр Курлович  ( #   )
Особенно учитывая, что 90% народа радостно штудируют всяких бартов ))
Николай Никитин  ( # )
Поддержу Игоря Юнаковского - тень на плетень! И добавлю - не стоит забывать о мозге, что у художника двигающего рукой кисть по холсту - глазами корректируя мышечное усилие, и тот же МОЗГ человеческий - управляющий руками фотографа, выбравшего сначала аппаратуру и способ... Как вы Юлия говорите: "безобъективные фотографические техники: пинхол, фотограмма, контактная печать". Вот-вот.
Выбрал, освоил, применил, показал... И всё МОЗГОМ. Другого творцам не дано-с. :)))
Юлия Прокопенко  ( #   )
не все, что производит мозг, называется фотографией.
Николай Никитин  ( #   )
Юлия, давайте пройдём самым коротким путём в тупик "нерукотворная самостоятельно рождающаяся фотография"... добавьте "без мозгов человека". Получится фотосинтез флоры и фауны. Стаеьте частью флоры и фауны. Прекратите разговаривать, начните рычать, жужжать и ещё как-нибудь достаточно громко издавать не-члено-раздель-ные звуки.
Но ведь можно радовать друг друга фиксированными изображениями.
И это у многих получается. Выходите из тупика, там...
Плохо, не комфортно. :))) Время отнимаете у себя.
Александр Курлович  ( #   )
Строго говоря, "рукотворность" - использование инструмента.
Николай Никитин  ( #   )
Александр, "использование инструмента"... Каким местом тела? Понятие инструмент, разве не требует мысленных усилий?
Палка-копалка лежала себе под ногами, и лишь по "здравому размышлению" стала в руке инструментом.
Рука - это продолжение мозгов. Разве не так? :)))
Александр Курлович  ( #   )
Я просто не дописал, а тут я с вами согласен. Объектив, резец, кисть - разница непринципиальна.
Николай Никитин  ( # )
Как же я упустил - "стало ясно, что у фотографии тоже есть тело – светочувствительная эмульсия". Интересная конь-цепция о теле без мозгов. :))) Замечу, что химическая реакция - одна другой - рознь. Мозг это способ моментального изменения химических связей. Эмульсия на такое не способна. Тупая она, фото-эмульсия. :)
Сергей Петров  ( # )
вот, пожалуй, осторожно соглашусь, что в фотографии есть некоторая недорукотворность по сравнению там с картинами маслом, скульптурой и пр.

косвенным доказательством этого может быть сравнение расценок на лучшие произведения фотографии и живописи. раница где-то на два порядка (раз в 100, если не в тысячу) не в пользу фотографии.

но отмечу, что в таком случае цифра - это ваще трэш.
Юлия Прокопенко  ( #   )
Сереж, в эпоху биткоинов говорить о связи ценности и рукотворности как-то не очень :)
Цифра - не трэш, это просто другой способ записи информации, в ней тоже намечаются очень интересные пути развития.
Например, вот что говорит представитель Гугла о мобилографии:
«До сих пор камера представляла собой прежде всего оптический сенсор, улавливающий свет и определяющий пикселы итоговой картинки.
В камерах следующего поколения механические возможности уже будут неотделимы от алгоритмов компьютерного видения, которые работают на уровне семантического содержания изображения. Это позволит создать радикально новые креативные приложения для мобильной фото и видеозаписи.»
(цитирую по www.amateurphotographer.co.uk )
Возможно, это первый случай в истории человечества, когда инструмент вторгается в творчество на уровне семантики, а не только на уровне формы. Просто, это другой разговор.
Сергей Петров  ( #   )
ну тут комп выступает перед человеком как человек перед животным (или же как столяр супротив плотника)

"Они уже спускались по лестнице, когда выяснилось, что Молли исчезла. Вернувшись, остальные обнаружили ее в одной из спален. Она взяла кусок голубой ленточки с туалетного столика миссис Джонс, перекинула его через плечо и с предельно глупым видом любовалась на себя в зеркало. Все животные единодушно осудили ее и затем все вместе покинули эту комнату"

...
...

"Через три дня Молли исчезла. Несколько недель не было известно о ее местопребывании, а затем голуби сообщили, что видели ее по ту сторону уиллингдона. Она стояла рядом с таверной в оглоблях маленькой черно-красной двуколки. Толстый краснолицый мужчина в клетчатых бриджах и гетрах, похожий на трактирщика, чесал ей нос и кормил сахаром. У нее была новая упряжь, а на лбу - красная ленточка. Как утверждали голуби, она выглядела довольной и счастливой. О Молли больше не вспоминали"

(Джордж Мао Оруэл)
Юлия Прокопенко  ( #   )
"Петров сказал: Комаров,
Пойдем ловить комаров.
Нет, - сказал Комаров,
К этому я не готов.
Пойдем лучше ловить котов."
В смысле, что я пока не готова обсуждать тему компа супротив человека, у меня для этого нет эмпирических данных :)
Николай Никитин  ( #   )
Когда хочется... Когда очень хочется, то можно: "некоторая недорукотворность по сравнению там с".
Замечательно! Фотограф с фотоаппаратом - всё равно что "самобеглый автомат по недорукотворному фиксированию чего-либо под фонарями и в яркий солнечный день".

Остальные фото-события включения мозгов управляющих глазами, руками и ногами потребуют же! Следовательно... боюсь констатировать...
Рукодельная недофотография? :)) Туда пришли?
Сергей Петров  ( #   )
искать сюжетов будет тоже дрон:

он присоединит к умению летать (и залетать даже в открытые форточки)

умение прыгать, плавать и бегать.

а картины маслом будут писать манипуляторы.

человек токма будет обслуживать на начальных этапах сырьём и энергией

(ну а потома - мож - и сами будут справляться))

некоторые крупные научно-фантасты (например Мао) очень глубоко глядели
Лев Давыдов  ( # )
Эти "охи-вздохи" старых мэтров понятны, они не ассоциируют понятия "работа" и "компьтер". Но, на самом деле, как сказал один, не менее уважаемый мэтр- (цитирую по памяти) "Искусству плевать на то, каким образом его делают". Фотография, перейдя в виртуальный мир, потеряла львиную долю себестоимости- достаточно один раз купить "набор инструментов" и на десяток лет проблема затрат практически решена. Конечно, исчез элемент неожиданности, который приводил в трепет традиционных фотографов, но является ли случайность актом творчества??? К чему я?- Просто раньше фото было уделом упертых, универсально подготовленных людей, сочетающих и химические и художественные навыки. Сейчас процесс получения картинки для веба упростился (от слова совсем). достаточно разобраться с парой программ, взять в руки камеру и УВИДЕТЬ. Остальное -дело пары минут. Хорошо ли это? Однозначно, ДА! Объясняю- Во все времена в обществе существовали модные тенденции- то все поголовно были поэтами (рубеж 18-19 веков, 30-е годы прошлого века), то вышивали крестикм, то занимались моделизами. Эти массовые волны увлеченных людей родили нескольких, мирового масштаба, гениев.Общий уровень творческих изысков намного выше тогда, когда модные хобби более широко проникли в умы масс. Фото стало модным довольно давно, но любителей напрягала техническая сторона процесса. Почему я привожу аналогии с другими "творческими" хобби- потому, что именно среда обитания юного организма влияет на его дальнейшую судьбу, в частности и выбор творческого пути. Чем "удобреннее почва", тем активнее, даже не осознавая, человек впитывает с детства идеи и какого-то вида творческого самовыражения. Этот "культурный слой" в голове потом, с возрастом, никуда не уйдет. Незаметно вырастет целое поколение людей, художественно более развитых, чем мы, в соответствующем возрасте, воспринимающих опыт "старых мастеров" как субстат, не выделяя для себя кто из мэтров какой композиционный или технический прием привнес в общую копилку фотознаний. Отвязанность сознания фотографа от технической части экономит настоящему творцу, который должен ,просто, родить оригинальную ИДЕЮ, массу времени жизни.
Юлия Прокопенко  ( #   )
Давид Мария Феррари родился в 1974 г., Уризен Фреаза - в 1982 г., Лавграв по сравнению с ними действительно старый мэтр - аж 60-го года рождения. :)
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
ОКТЯБРЬ 2024  НОЯБРЬ 2024  ДЕКАБРЬ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Execution time 0.090957 sec