За окном падает снежок. По телевизору только что окончился выпуск вчерашних новостей, и теперь передают прогноз погоды. Синоптики сообщают, что, оказывается, за
сутки выпало сорок сантиметров снега, поэтому московские власти не справляются с уборкой города. Гляжу в окно: на крышах гаражей и машин снега едва ли сантиметров пять... На завтра обещают метель и снежные заносы. Затем синоптики рекламируют евроокна. Жена решает поддержать разговор: "В школе поставили новые евроокна, а из них так дует, что уборщицы заклеили щели в этих евроокнах обычными полосочками бумаги!" "Зато выглядят, наверное, красиво?" - улыбаюсь я. Дети радостно шуршат обёртками от бабаевских конфет из новогодних подарков. Я же вспоминаю свой первый батончик "Марс"...
Некоторое время после гайдаровской "шоковой терапии" зарплата рядового инженера простого московского НИИ составляла чуть больше пятнадцати долларов в месяц. Моя
жена в то время сидела с первым ребёнком и поэтому нигде не работала. Примерно тогда же в продаже
появились шоколадные батончики "Марс", стоили они тогда примерно полдоллара за штуку. И вот однажды мы с женой наконец-то решили раскошелиться и попробовать это настоящее американское чудо, про которое так много говорилось по телевизору и обсуждалось у нас на работе.
Купленный в палатке у метро красиво упакованный батончик на вкус оказался весьма качественным, но приторно-сладким без других оттенков вкуса. Таким вот десять лет назад оказалось причастие к новым ценностям, с которыми нам приходится жить и сейчас.
Первое впечатление о сочетании отличного качества, красивого внешнего вида с пустым внутренним содержанием западной продукции оказалось самым верным и впоследствии сотни раз подтверждённым. Где теперь те длинные очереди за импортной колбасой или за безвкусным импортным маслом? На прилавке овощного магазина лежат огромные красивые яблоки со вкусом травы; привлекательные упаковки вечнопрекрасной клубники, которая не портится неделями, опять-таки со вкусом травы; и сама трава, то есть импортный сельдерей с руку толщиной, вообще безо всякого вкуса и запаха. А безвкусное розовое мясо? Про продукты можно говорить долго...
Но не только продуктами питания жив россиянин. В промежутках между приёмами пищи россиянин тупо смотрит в телевизор. В телевизоре раскладка примерно такова: 5 января 2003 года, к примеру, было показано 52 полнометражных фильма, из них 11 производства России, по-одному от Белоруссии и Украины, а все остальные, числом 39 - производства США. То есть на один российский фильм в вышеупомянутое среднестатистическое воскресенье пришлось три качественных американских "Марса" в красивой упаковке. Давайте посмотрим повнимательнее, что же нам показывают.
Кроме того, что эти фильмы, несомненно, очень качественные и с действительно отличной операторской работой, со множеством визуальных и звуковых эффектов, которые не проникают дальше глаза и уха, с отсутствием наполнения для сердца, мы замечаем ещё одно интересное обстоятельство: положительный герой всегда
выглядит внешне красиво, безупречно, героиня напоминает куклу Барби, скроенную по лекалу, тогда как отрицательный персонаж производит неприятное впечатление своим внешним видом. Всё это призвано влиять на зрителя подсознательно, формируя его отношение к персонажам без ненужных производителю раздумий.
Да кто бы спорил с этим практико-психологическим приёмом, если бы подобное формирование отношения к содержанию через форму не стало бы настолько
массовым и тотальным заболеванием! А это уже совсем не мелочи - это идеология производителя. Производителя неважно чего: шоколадных батончиков, художественных фильмов, кандидатов в депутаты, стиральных порошков, популярных песен или фотографий. Идеология, направленная на то, как обмануть домохозяйку, всучить ей любое дерьмо, но качественное и при этом
выглядящее красиво.
Одними из первых пользу подобного подхода к кошельку потребителя прочухали предприимчивые китайцы, наводнив рынок красивыми, но непригодными ни к чему поделками. Вот картина с красивой красной грациозной птичкой. Меня совсем не удивляет, что такие картины продают. Меня удивляет, что их ещё покупают. Домохозяйки бегут гуртом отдавать свои десятки за подобные "произведения искусства", создавая давку у прилавка. Хотя те же домохозяйки давно уже просекли цену качества импортной колбасы и красоты её упаковки и более не толпятся у прилавков гастронома...
В искусстве, как видите, процесс просветления затягивается. А как же может быть иначе, если мы знакомимся с миром искусства через телевизор с его семьюдесятью пятью процентами американских блокбастеров, через радиостанции FM-диапазона с почти
тотальным западным наполнением "два прихлопа - три притопа"? Но дело совсем не в американском подходе к сбыту продукции. Дело в том, что подобный подход к сердцам и душам зрителей и слушателей через их задний проход с успехом принят на вооружение и отечественным производителем "произведений искусства" -ремесленником.
В среде домохозяек от фотографии считается, что обладание среднеформатной камерой или на худой конец хорошим цифровым фотоаппаратом является необходимым и достаточным условием для того, чтобы снимок, сделанный с их помощью, попал на вершину хитпарада, независимо от того, что же на нём изображено. Да, они действительно не ошибаются. Подтверждение тому я вижу каждый Божий день на нашем любимом сайте. Качество выполненной фотографии полностью затмевает зрителю сознание, производителю удаётся впарить потребителю красиво оформленный, но ничего не содержащий полнейший отстой.
Для многих завистников успеху подобных фоток, и в свою очередь авторов своих, менее популярных работ, погоня за качеством снимка превращается в смысл фотографического бытия. Всем известно, что внешнее качество фотографии - это результат вложенных денежных
средств: хорошие камеры, объективы, плёнки.. Но господа, давайте представим, какие-такие средства вкладывали знаменитые на весь мир российские поэты, художники, композиторы прошлого в свои великие произведения? И тут оказывается, что многие из великих творцов всю свою жизнь сами еле-еле сводили концы с концами! Таким образом, денежные вложения в качество могут только компенсировать отсутствие творческих способностей, то есть таланта. А любителям Фотографии не следует уподобляться профессиональным кидалам с Хасселями наперевес, подменяя качественной формой отсутствие
содержания.
Дорогие мои домохозяйки, красота - это не хорошо ухоженная кожа, не шелковистые волосы, не зубы без кариеса и ноги без целюллита. Вас нагло обманывают! Вам подсовывают гораздо лучший мех!
Это - шанхайские барсы!
Хулиганствующий элементъ