Каждый раз, когда я езжу в командировку в Америку, я покупаю там себе какое-нибудь портативное музыкальное устройство, с тем,
чтобы потом, будучи уже в Москве, слушать музыку, пока еду на работу в метро. Так было и в последнюю поездку, мой кассетный
плейер почти сломался, аккурат после того, как им поиграли мои дети, и мне была нужна замена. Поскольку я считаю, что покупать надо самое лучшее,
то я выделил восемьдесят долларов, чтобы выбрать в магазине самое навороченное чудо японской техники, с вибратором в ушах, который отчего-то
так нравится женщинам, цифровыми настройками радио и прочей приятной лабудой. Зайдя в "Бест бай", и подойдя к тем полкам, где я последние 8 лет
покупал своих маленьких дружков, я с удивлением обнаружил, что выбор кассетных плееров совсем невелик, а говоря точнее, выбор был равен нулю.
Кассетных плееров в крупнейшем американском магазине, торгующем электроникой, не было.
Ну, знамо дело, кризис американской экономики, подумалось мне, виден повсюду, даже в самолёте перестали подавать вино, и требуют по четыре доллара за бутылку, сволочи. Поэтому я решил продолжить поиски, и поехал в другой крупный магазин, "Сёркут Сити", где всегда всё было, как в правительственной линии ГУМа. Там меня ждал не только очередной облом, но и подозрение, что со своими запросами я отстал от реалий современной экономики: кассетные плееры просто перестали выпускать. Правда, я всё-таки нашёл один, в магазине "Тойс Я Ас", торгующем детскими игрушками, весь такой прозрачненький, с какой-то рожицей из популярного мультфильма и с надписью "Для детей от 3-х лет! Содержит мелкие детали."
Дело принимало любопытный оборот, и я вернулся в "Бест Бай" чтобы продолжить расследование. Оказалось, что в отличие от прежних лет, на 60 метров стеллажей с компакт-дисками в пять рядов, приходится от силы полтора метра стеллажей с кассетами, причём, большей частью с записями классической музыки и других неликвидов прошлых лет. Естественно, что тут не оказалось ни одной кассеты с новым альбомом современных звёзд и звёздочек. Если же Вы подумали, что там, где раньше всё было завалено плеерами, сейчас было заполнено проигрывателями компакт-дисков, то Вы тоже отстали от прогресса: CD-проигрывателей было от силы штук шесть, и повсюду висели, лежали и валялись проигрыватели MP3. Аналогичная ситуация наблюдалась в отделе, торговавшем раньше видеоплеерами и магнитофонами, ну, догадались уже, наверное, сами, что всё было заставлено проигрывателями DVD. Таким образом, прогресс движется вперёд, тихой сапой и не оглядываясь на нас, вечно бегущих за ним со своими жалкими копейками в кармане: цифра, как популяция китайцев или бычок в пруду, вытесняет всё с рынка, этот процесс неизбежен, хотим мы того, или нет.
Тут стоит вспомнить, что защитники старых технологий обычно приводят ласкающий их душу сладкий аргумент, что, мол, старые, проверенные технологии отходят на профессиональный уровень, мол, цифра - это для любителей, а плёнка останется дла профессионального использования, при этом по-видимому, подразумевая, что нежелание, а на самом деле, невозможность по финансовым причинам купить цифровое устройство взамен устаревшего плёночного, автоматически означает немедленный переход его владельца в стан профессионалов. Ну, все мы обманываться рады, а я приведу лишь только один пример: когда я был на экскурсии на одной из американских радиостанций, где меня водили повсюду и показывали всё, вплоть до унитаза, ещё в 1995-м году я обратил внимание, что DJ крутит именно компакт-диски, а не какие-либо сорокадорожечные бобины с профессиональной магнитной лентой, а сами студийные магнитофоны, эти динозавры прошлых лет, были свалены в углу, неподалёку от того самого унитаза. На другой экскурсии, на телецентр, я всё-таки видел магнитную ленту, но это были телевизионные кассеты Betacam, на которых видео записано в цифровом формате. Или, возьмём, к примеру, профессиональных фотографов, самых близких любому из нас, тех, что снимают фотографии на паспорт. Много ли среди них осталось плёночных? Так что, друзья мои, профессионализм заключается не в том, что у тебя есть, а в том, как ты владеешь своей фототехникой. И наличие у Вас плёночной зеркалки через десять лет, скорее всего, будет говорить не о Вашем профессионализме, а о том, что Вы безнадёжно устарели. Хотя, конечно же, Вы можете развивать другие, греющие Вашу душу обманчивые теории.
Таким образом, хочется это кому-то, или нет, но можно констатировать тот факт, что победа цифровых технологий так же неизбежна, как и победа коммунизма. Последнее сообщение фирмы Kodak об отказе от продажи пленочных фотоаппаратов и пленки формата 35 мм в странах Северной Америки и Западной Европе подтверждает наметившуюся тенденцию. Заметьте, я не пою реквием плёночной фототехнике, я просто констатирую реальные факты, то есть то, что я вижу своими глазами каждый день. Вопрос о качестве цифровой техники решится уже завтра, а её цена станет доступной уже завтра к вечеру, в этом я даже не сомневаюсь, поэтому мы не будем тратить время на эти очевидные вещи, а лучше поразмыслим над тем, какие преимущества в искусстве Фотографии даёт нам переход на новую технологию.
Вопросы, подобные тому, что, мол, цифровая технология предоставляет преимущества в оперативности, мы рассматривать не будем, как не относящиеся к теме искусства. В самом деле, разве последующим поколениям будет столь интересно, как быстро Вы перенесли изображение на фотобумагу: через час после съёмки, или на следующий день? Гораздо более важным для нас является что это за изображение, каково его содержание, наполнение. И тут я опровергаю расхожее мнение о том, что, мол, это всё равно, на что снимать, главное, результат. На самом деле, содержимое фотографии, её фотографическая идея напрямую зависит от того, какой технологией пользуется автор; заметьте, я не говорю тут про качество картинки. Я говорю про содержание Фотоискусства.
Первым моментом является та тенденция, что развитие цифровой технологии приводит к минимизации размеров самого фотоаппарата. Телефоны со встроенной фотокамерой - это первый "звоночек". Весовое преимущество миниатюрных камер представляет не только любительский интерес тех дилетантов, кто берёт камеру с собой в походы, но, самое главное, профессиональных жанровых фотографов, чья основная задача - остаться незаметным при проведении съёмки. Этой задаче также отвечает свойство цифровой фототехники работать полностью бесшумно. Давайте процитируем слова Александра Лапина, выдающегося жанрового фотографа нашего времени, из его книги: "Развитие фототехники неизбежно приведёт к тому, что фотокамера станет неслышной и невидимой. На пиджаках и кофточках появится ещё одна пуговица-фотоаппарат, который снимет всё, что угодно, достаточно моргнуть глазом или пожать плечами". Вы думаете, что Александр Иосифович Лапин далее радуется этому обстоятельству, приветствуя развитие фототехники в этом направлении? Как бы не так! Лапин, развивающий всю свою жизнь наблюдательность и умение остаться незаметным при съёмке, пишет далее почти истерические строки о том, что "Страшно будет жить в этом оруэлловском мире, где все снимают всех, но никто об этом не подозревает...". При этом, по-видимому, подразумевается, что сам Автор книги снимает свои, действительно прекрасные фотографии, спрашивая разрешение у прохожих и расставляя их на сцене, как заправский режиссёр. И не надо быть профессором психологии, чтобы понять, что Лапина волнует тот факт, что подобраться близко к людям и незаметно снять любой сюжет в ближайшем будущем сможет любой мальчишка типа Вадима Раскладушкина. И это стало возможным лишь благодаря цифровым технологиям, никакой плёночный фотоаппарат не позволит Вам проделать такое. Я уже снимаю людей, с которыми разговариваю на улице, совершенно незаметно для них.
Таким образом, в скором будущем следует ждать прорыва в области жанровой фотографии. Возможность снимать "всё, что угодно", то есть, всех и всегда, реализуется в превеликое множество кадров, пусть даже в основной массе неудачных и неинтересных, но среди них будет куда как большее количество крупиц золотого песка, по сравнению с настояшим временем. Тот же Лапин сам неоднократно сказал, что удачный жанровый снимок во многом зависит от везения, и надо снять тысячи кадров, чтобы выбрать из них один, тот самый. Кстати, попутно замечу, что настоящий вкус и профессионализм проявляется не в процессе съёмки, а в процессе выбраковки получившихся снимков. Вы уже сняли свой гениальный снимок, Вы просто не заметили этого.
На Западе уже поняли опасность сказанного, и в ряде стран, в Америке, и, кажется, в Швеции, запретили использование сотовых телефонов в фитнесс-клубах и саунах, по причине наличия в них миниатюрных встроенных камер, которыми можно снять обнажённых, переодевающихся людей, вопреки их воле. Всё эти запреты, скажу я Вам - хлипкие хворостины в плотине против надвигающейся бури, которая завтра снесёт всё, что мешает её пути. Чтобы владеть ситуацией, скажу я Вам, надо глядеть на два шага вперёд и не бояться ничего нового, неизведанного, нам ведь не по семьдесят лет, когда мы в конце концов вдруг осознаём, что технология догнала наше мастерство, которое мы развивали всю жизнь, и, не останавливаясь, понеслась дальше, оставляя нам единственную возможность: писать книги, в которых опровергать прогресс.
Вторым моментом является перенос акцента в фотоискусстве с документирования действительности на творческий подход к изображению реальности. Фотография, остававшаяся до сих пор единственным видом искусства, так или иначе показывающим действительность такой, какая она есть, что представляет огромный интерес для потомков, теряет это свойство. Повсеместные манипуляции с изображением в графических редакторах в соответствии с волей автора привели к тому, что человечество наконец-то приобрело рычаги контроля над прошлым и настоящим. То, как всё было, уже никого не интересует, важно то, как всё выглядит на бумаге, причём, чем лучше выглядит, тем лучше. Потеряв духовность, так и не разобравшись до конца, с тем, что такое "хорошо" и "плохо", современные фотографы перекраивают реальность каждый на свой вкус. Поглядите на фотографии на любом фотосайте: такими нас увидят наши потомки.
Все ещё помнят прошлогодний случай с американским фотокорреспондентом в Ираке, который, ради более выразительного снимка, склеил в Фотошопе фрагменты из двух кадров. Хорошо, что подставу заметили, а сколько не заметили? В результате, фотографией уже называют то, что изображено на бумаге, независимо от того, каким путём это изображение получено. Более того, цифровые технологии моментального преобразования изображения не ждут, они настолько нетерпеливы, что уже проникают внутрь самого фотоаппарата в виде различных "Фильтров", "Эффектов" и тому подобное, да так, чтобы оригинальное, неизменённое изображение действительности никогда не увидел никто, даже сам автор.
Не стоит думать, что я паникую, или там впал в истерику: я снова констатирую факты. Но моё отношение ко всем этим преобразованиям действительности было бы нейтральным, если бы я был бы уверен во вкусе тех, кто этими преобразованиями занимается, и, повторюсь, я далеко не уверен в том, что мы имеем достаточный духовный опыт и духовное развитие, эдакий стержень, вокруг которого следует держаться в этих преобразованиях. Проблема современного искусства заключается в том, что развитие технологий обогнало духовное развитие человечества. Дайте автоматическое оружие двенадцатилетнему ребёнку, и посмотрите, что получится.
Но, прогресс есть прогресс, мы пришли к тому, к чему пришли, обратной дороги нет, и нам надо смотреть вперёд. Придётся.