"Дни затмения" Александра Сокурова, вышедшие в 1988 г. стали одним из лидеров советского кинопроката. режиссёр, имевший с самого начала своей карьеры постоянные проблемы с запуском, производством и выпуском фильмов, наконец-то смог снять фильм безо всяких ограничений извне. на главную роль молодого врача Дмитрия Малянова был приглашён непрофессионал Алексей Ананишнов. основу съёмочной группы составили постоянно работавшие с Сокуровым оператор Сергей Юриздицкий, сценарист Юрий Арабов, звукооператор Владимир Персов, монтажёр Леда Семёнова, художник-постановщик Елена Амшинская. удивительную музыку к фильму написал Юрий Ханин по музыкальной идее самого Сокурова. сценарий написан при участии П. Кадочникова, А. Стругацкого, Б. Стругацкого по мотивам повести братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света".
честно говоря, не читал эту повесть, но Стругацкие говорят, что экранизация довольно далека от неё. место действия фильма - небольшой советский город в Средней Азии (съёмки проходили в родном городе Сокурова - Красноводске), рядом море, кругом пустыня и горы. город напоминает то ли больницу, откуда никак не выпишут больных, то ли разорившийся колхоз, люди в котором внезапно перестали заниматься делами. дикая смесь из жары, льющейся отовсюду национальной музыки, облупившихся стен, пыльных улиц, неухоженного быта и советской символики. совершенно неповторимое психологическое болото, в котором молодой врач из города Горького, пытается писать исследование о ювенильной гипертонии в старообрядческих семьях и влиянии нравственных ценностей на общий уровень заболеваний.
молодой красивый парень с атлетической фигурой, к середине фильма он опускает руки и пытается сжечь собранные материалы.
никому ничего не надо. – смотри, Малянов, мы опять булавку съели, - радостно сообщает мама малыша. друг Малянова, пижон Вечеровский (Э. Уманов), уезжает из города после того как неизвестные убили его собаку и прибили шкуру к стене квартиры. за ребёнком, которого пытался вылечить молодой врач, пришёл гнобивший его родитель и отобрал обратно, на законных основаниях. кончает самоубийством опустившийся военный специалист Снеговой (В. Заманский). идёт на бессмысленный бунт со стрельбой из автомата дезертир Губарь (В.Беловольский). приехавшая в гости сестра (И. Соколова) мучает Малянова жалобами и слезами. и постоянные обращения к нему: ничего не пиши, не надо ничего делать. сомнамбулический шепот, переставших жить живых людей. разговаривает в морге и мертвец Снеговой – вы не понимаете, каких сторожей вы разбудили. удивительно, что люди не пытающиеся сделать в своей жизни никаких созидательных действий, прилагают столько усилий и демагогической риторики, чтобы загнать в могилу живого и активного человека. Малянов, как лампочка, вокруг которой вьётся карнавал масок-светлячков, которые доказывают, убеждают, отговаривают. Малянов воспринимает всё это на полном серьёзе, ведь эти фантомы реальны. только к концу фильма на его лице появляется светлая, чуть ироничная улыбка. он смотрит на небо, вокруг исчезает, растворяясь, символ бездушной материальности - город. а человек, и планета, на которой он живёт, остаются друг с другом наедине.
поскольку фильм экранизация фантастической повести его записывают по разделу кинофантастики. в первую очередь – это философская притча, равной которой нет в кинематографе, во вторую – уникальный документ, скрупулезный портрет эпохи, которая ещё недавно калечила в нашей стране всё думающее и живое. своим фильмом Сокуров говорит нам, что в характере человека может скрываться масса неприятных черт, невидимых с первого взгляда и даже маскирующихся под добродетель, под естественную человеческую позицию. вот этих черт и надо остерегаться, прежде всего не давая им морального права на жизнь.
в фильме совершенная операторская работа: цвет и сепия дополняют друг друга, а панорамы и глубинное построение, пронизанных светом кадров, вычерчивают образ потерянного города и напряжённых лиц его обитателей. звуковое сопровождение соткано из шумов, интернациональной речи, обрывков мелодий, приглушённых разговоров и внезапных выкриков. материальная среда воспроизведена с точки зрения проживания в ней людей, документально, а не как реквизит.
«Дни затмения» - невероятный, запоминающийся навсегда фильм.
фильм вошел в 100 лучших фильмов столетия, отобранных Европейской киноакадемией.
призы и награды:
лауреат конкурса на лучший отечественный фильм 1989 года.
особый приз Феликс–88 европейской киноакадемии композитору Ю. Ханину.
приз Ника Союза кинематографистов СССР звукооператору В. Персову за лучшую работу звукооператора за 1988 год.
приз СК СССР за лучшую работу оператора — С. Юриздицкому.
P.S. рекомендую купить этот фильм на ДВД, там бонусом изумительные фотографии со съёмок.
Пока нет комментариев