Признаться я с некоторым удивлением прочитал на форуме "фотографера" о, якобы, значительных отличиях в "привилегиях" фотографов-профессионалов и "армии любителей", где суть дискуссии сводилась к простым и формальным вещам: отсутствие необходимых документов у любителей, неумения проникать в необходимую для съемки среду, сложности в общении с человеком и прочее, что существенно ограничивает любителей в выборе темы или объекта съемки.
У любителей сложилось ложное представление о профессионализме за которым стоит газета, журнал, масс-медийная корпорации и еще что-то или кто-то в лице государства или медиа-олигарха. Безусловно это присутствует в той или иной степени, в зависимости от тех же самых изданий, на которые работает фотограф или журналист, но самой важной составляющей профессионала является его независимость, индивидуальность, способность найти тему, разработать ее и преподнести в какое-либо издание или в СМИ, с которым у фотографа есть контракт или по праву фриланса.
Право быть фрилансом в журналистике является основополагающим. Если мы вспомним нашу историю, то лишь в начале 90-х годов в отечественную журналистику так или иначе вернулись такие понятия как фриланс и стрингер. Появился закон о СМИ и право на информацию. Однако, произошло это отнюдь не из-за трансформации наших масс-медиа, а из за влияния международной и иностранной журналистики, в результате элементов глобализации, которые коснулись не только производства, но и науки, культуры в целом.
Это очень не полное мнение, что фотожурналист получает задание в редакции от фоторедактора или главного редактора. Как правило этот процесс взаимный. Это если говорить о контракт-фотографах, но этот процесс еще сложнее, если мы говорим о фрилансах (freelances), работа и гонорар которых практически всегда зависит от их сообразительности, индивидуальности и умения найти то главное, что в данный момент необходимо тому или иному изданию, о чем следовало бы говорить и что показывать прежде всего. Я абсолютно убежден, что профессия журналиста до сих пор вызывает во мне настолько уважения, насколько много степеней свободы имеет именно фриланс и насколько масс-медиа способны использовать это в своих публикациях.
Вообще, "гражданские", я бы сказал обывательские представления о журналистике и фотожурналистике в частности бывают весьма "пещерные" , которые сводится к характерным вопросам: "Кто старший группы?" или "Это вам редактор дал такое задание?" Смею утверждать, что это очень характерные вопросы, которые говорят не только об отсутствии элементарных представлений о журналистике, но и системе общества в которой мы жили и живем до сих пор. Также могу утверждать, что это общество построено на "вертикали подчинения", касается это органов исполнительной власти или каждого гражданина в отдельности, попросту - обывателей. Наш гражданин как был, так и остался включенным в "иерархическую вертикаль общества". В этом и состоит практическая идея реконструкции СССР, а не в мифическом возвращении коммунизма или социализма.
Я слышал массу обвинений в адрес журналистики, касается ли это конъюнктуры выбранной темы, новостей или "привилегированной" возможности журналиста попасть туда, где простому обывателю нет возможности быть. Опять таки смею утверждать - это полная ерунда. Тысячи любопытсвующих, во время штурма и танкового обстрела, присутствовали около "Белого Дома" в 93 году и сотни из них погибли. Как обыватели, а не как герои того или иного фронта или герои-журналисты. Для них это было то, что по телевизору называется "лайв", а в сети интернета "он-лайн"... Посмотрите сейчас, журналисты дали такую возможность "получать удовольствие" практически на весь мир и со всего мира. Наслаждайтесь действительностью. Причем без последствий для обывателя, что нельзя сказать о самих журналистах.
Однажды, я слышал чудовищное мнение преподавателя государственного университета, что западная журналистика удовлетворяет интересы определенного класса, а наша отечественная, стремится показать правду. Это показалось мне настолько чудовищным из уст профессора, насколько я понял, что это действительно так. Как это мило говорить 70 лет о классах и теперь говорить о "правде"! Дикость с которой насаждался и трансформировался марксизм, ничем не лучше той правды, которую я все чаще и чаще слышу и вижу на всех уровнях нашего "правдивого общества".
Что касается выбора темы и новостей. Взгляните опять на наш телевизор с песнями, плясками и вечным Петросяном. Я видел нечто похожее до войны в Югославии и Ираке. Та же картинка, те же новости, только национальный колорит разный. Не показывать чернуху, не говорить о бесправии бомжей, а насаждать гламур, вульгарность и пошлость. Быть счастливыми хотя бы по телевизору. Я не против даже наркотиков и алкоголизации всей страны, но должен быть выбор, за право иметь выбор информации и должна быть ответственна настоящая журналистика. Если ее профессиональные представители не могут предоставить такой выбор, то хотя бы любители, любители-журналисты и любители-фотографы, любители-операторы и любители-режиссеры. Я с удовольствием подскажу методы, благодаря которым вы сможете стать фрилансами или стрингерами, можете быть ими до тех пор, пока и эту "привилегию" у вас не отнимет государство, власть, ангажированность какого-нибудь класса или право на "абсолютную правду".
Я готов говорить об этом до тех пор, пока это не станет таким же табу в обществе, как приготовления напалма, гранаты или средства массового уничтожения людей. До тех пор, пока борьба с террористами и курильщиками не перерастет в метастазы полного маразма.
Согласно Закона, каждый из вас может быть фотожурналистом, независимо от того представляете вы в данный момент какое-либо издательство или нет. Вы можете быть свободным журналистом, продавая свой материал в то или иное издание. Это теоретически, практически все, как всегда, несколько иначе.
Вам нужны документы, подтверждающие ваши полномочия быть журналистом. Самый простой способ - Союз журналистов России. Вы платите налог, заполняете анкету, показываете одну или несколько публикаций и получаете весьма солидный (по объему) документ зеленого цвета, подтверждающий ваше право на информацию...Примерно такое же правило существует и в других странах мира.
Однако, такой документ действует только на не очень образованных представителей правоохранительных органов, которые вас могут пропустить за пределы оцепления, не арестовать во время разгона демонстрации или любезно простить, что вы были чертовски пьяны во время визита Президента в ваш город, деревню или аул. Вместе с тем это документ, подтверждающий ваше право быть фотожурналистом, это необходимо и достаточно.
Если вы хотите проникнуть в Кремль, государственную Думу, то вам нужны дополнительные документы или, как говорят журналисты аккредитоваться. Естественно не всех туда аккредитуют, есть так называемый "кремлевский пул", например, попасть в который имеет возможность далеко не каждое издание, несмотря на то, что априори, право на информации имеет каждый журналист в равных возможностях. Но вряд ли вам туда надо. Аккредитация предполагает некоторое постоянное присутствие в Кремле или Думе, или еще где-то. Но есть и другой способ - временная аккредитация, получить которую, практически не составляет проблем. Для этого достаточно обратиться к помощнику депутата или самому депутату, мотивировать свой визит в Думу и получить разрешение. Мотивация может быть как в письменном виде так и в устном. Чаще это зависит от того депутата, к кому вы обращаетесь.
Если вы журналист, а не какой-нибудь террорист и если вы чувствуете себя журналистом, то проблема аккредитации не составляет проблемы.
Есть и другой способ. Если вы задумали какой-либо репортаж, историю и вы можете предполагать какому изданию могла бы быть интересна эта тема, то можете приходить в редакцию, к фоторедактору, редактору со своим предложением и просить его не о гонораре, прежде всего, а о содействии, что данный репортаж вы планируете сделать в том числе и для данного издания. Как правило такого рода документы (факсы, вопросы интервью и прочее) требуется для визы в страны с авторитарным режимом или "проникновения" в тюрьмы, на заводы, психиатрические больницы и прочие полу-режимные предприятия. Обычно и практически все общественно-политические издания пытаются помочь фрилансам, рассчитывая на фотографии, репортажи или тексты. Кроме того чиновники-журналисты всегда более лояльны к свободным журналистам, чем просто-чиновники. Я, например, работал таким образом в Боснии, Косово и Ираке, где формально не мог аккредитоваться от западного издания, которое платило мне гонорар и расходы в стране, которая была на грани войны, в состоянии войны или исповедовала диктатуру личности или режима. Формально, я работал от российских изданий, которые пользовались уважением в среде "оси зла" по тем или иным причинам на моей Родине. Я не против. Я не выбирал Родину, но я всегда мог выбрать масс-медиа, где бы я мог работать.
Прежде чем появляться в редакции, постарайтесь сделать портфолио если вас не знают в этой редакции и предложите какие-либо конкретные темы, которые у вас уже готовы. Совсем не важно будут они опубликованы или нет, важен контакт и возможность его использовать в будущем. Как правило фоторедакторы испытывают дефицит в новых хороших фотографах, в их оригинальности, собственной точки зрения. Всегда следует помнить, что работа фриланса зависит не только от качества вашего труда, но и от личного обаяния и разнообразия ваших контактов.
Вот еще главное, что смущает любителей при производстве своих фотографий - общение с людьми, с людьми разной возрастной категории, социального положения, уровня интеллекта и прочее. Наверное, здесь нет определенного правила, но есть одно главное, что объединяет нас всех - умение говорить друг с другом. Я приведу несколько примеров. Голландский фотограф Бертин ван Манен (Bertien van Manen) в 90-х годах снимала книгу о России "Сто лет, сто зим". На всякий случай прежде чем приехать в Москву, она выучила русский язык и могла вполне достойно говорить практически с каждым. Тема ее работы касалась семьи. Вместо того, чтобы жить в гостинице, она жила в семьях москвичей, томичей, казанцев, ростовчан и так далее. Она арендовала у них весьма скромное жилье, как правило комнату и вместе с ними проводила вечера, гуляла по улицам, участвовала в праздниках и повседневной жизни. В итоге получилась книга, книга не только с фотографиями, но и с ее наблюдениями о жизни российской семьи, городов и страны в целом.
Известные российские фотографы-документалисты примерно также поступают, когда снимают провинциальную жизнь, религию и другие "деревенские темы". Однако "проникновение" в семью всегда очень сложный процесс, сложный психологически потому, что фотограф на самом деле преследует не одну цель - найти жилье, а минимум две - снимать семью в которой он живет, причем семья, как правило, не догадывается, что главной целью фотографа является фотография, а не устройство его быта. Сложно психологически потому, что в глазах большинства это выглядит как: пусти свинью за стол, она и ноги на стол. Но этот "комплекс" фотографы легко решают для себя.
Как правило для обычных людей не требуется показывать вообще какие-либо документы, особенно в деревне. Иногда просто достаточно поговорить, выпить или арендовать комнату для ночлега и перед вами откроется весь быт российской деревни с мельчайшими подробностями.
Для тем, историй, связанными с государственными органами, как я уже говорил, не достаточно просто иметь документ, подтверждающий вашу личность как журналиста или фотожурналиста, необходима информационная поддержка от СМИ и, очень часто, личное обаяние. Замечу однако, что в 90-е годы, я практически никогда не использовал журналистские документы, было просто достаточно сказать: фотожурналист. Сейчас ситуация значительно изменилась. Частные предприятия и организации стали более закрытыми, государственные еще сильнее и чтобы пробить эту стену недоверия приходится много звонить, убеждать и требовать в случае последнего аргумента. Например, если вы хотите побывать в тюрьме и сделать какой-либо репортаж, то первый шаг - следует связаться с ГУИН, через пресс-центр, если у вас нет там личных контактов. Найти издание (в данном случае лучше российское, это касается также МВД и МО для которых иностранные СМИ сейчас являются чуть ли не врагами государства), которое может поддержать вас в этом начинании, но совсем не обязательно будет публиковать ваш материал. Как правило это условия компромисса.
Аккредитации на пресс-конференции, концерты и прочие мероприятия - это совсем легко. Главное уметь отслеживать их и во время аккредитоваться. Я знаком с некоторыми журналистами и фотографами, которые посещают исключительно презентации компаний и фирм, частных концертов и вечеринок. Даже снимают там и при этом могут съесть что-нибудь из изысков со стола сильных мира сего. Все это называется "светской хроникой", но это имеет скорее всего отношение к бульварной или гламурной журналистики.
В такого рода фотографии есть и свой "стиль", который вы можете наблюдать во множестве журналов: поп-дива в полный рост, с улыбкой, бокалом шампанского или сигаретой. Как правило снято широким объективом, кадр вертикальный. Это стандарт. Естественно приветствуется и "нетрадиционные" фото: видно в кадре нижнее белье, грудь и другие пикантные части тела.
Для того чтобы быть в курсе новостей прежде, чем они случаются желательно всегда просматривать анонсы "Эхо Москвы", интерфакса, "Коммерсанта", "Москоу ньюс". В начале недели или утром каждого дня. Часть из них платная, часть нет. ЖЖ очень хорошо помогает в этом, надо только знать где искать.
Просматривая ленту новостей (интерфакс, Эхо, Коммерсант и многие другие, как правило лента бесплатна) это поможет вам найти новую тему, которая будет не просто темой, а с информационной мотивацией. Желательно читать иностранные масс-медиа, англо-язычные прежде всего. Если вы не можете читать, то можете воспользоваться переводами на "Инопрессе" или иностранные СМИ, сайты которых достаточно оперативно переводят все, что касается России и СНГ из самых важных международных средств массовой информации.
Кроме того, как правило инопресса, когда говорит или пишет о России - это практически всегда самые важные и актуальные события страны или содружества. Вы можете соглашаться с этим или нет, но чужое мнение всегда полезно знать. Кроме того большинство из этих новостей, вы уже никогда не увидите по нашему телевизору или увидите 90 процентов пропаганды на заданную тему без альтернативных мнений и комментариев.
Для фриланса желательно иметь прямой контакт с фоторедактором. Однако, после выполнения заказа для конкретного издания, вы можете использовать так называемые "вторичные продажи". Для этого проще всего действовать через агентства, которых ныне достаточно много и все они имеют в принципе два отличия: те, кто производят фотографии сами и те, кто покупают фотографии и перепродают их. Обычно агентства забирают в свою пользу до 50 процентов, оставляя для автора вторую половину. В конечном итоге сумма гонорара даже не достаточна чтобы покрыть расходы фотографа, но если это вторичные продажи, то это существенная добавка к уже существующему гонорару от издания. В фотожурналистике, фотографии, как и деньги в банке, должны работать.
В этой связи обязательно помнить о авторских правах. В большинстве российских изданий, которые покупают фотографии, существуют "драконовский контракт" по которому вы пожизненно (иногда и больше) теряете права на ваши фотографии. Кроме того, издания получают права на перепродажу этих фотографий. К сожалению фотографы, продавая свои фотографии, иногда не читают условия контракта, иногда просто подписывают из-за страха, что фотографии так и не будут проданы. Важно знать, что производя фотографии, вы имеете исключительные на них авторские права. Обычно, если вы не подписываете "драконовский контракт", вам тут же предлагают иной, вполне приемлемый, в котором должно говориться о "одноразовом использовании авторских фотографий". Если же вы продали вашу работу по контракту "дракона", то формально, вы не можете их больше продавать кому-либо и можете быть привлечены по суду если будите их использовать. Если же вы работаете только через агентство (или агента), то обычно они самостоятельно следят за правами автора.
И в конце для всех участников форума: не бойтесь быть фрилансами, не оправдывайте себя: "Ах, мы только любители и где нам до возможностей профессионалов!" У всех одинаковые возможности, если вы взяли в руки камеру, но не у всех одинаковые задачи. Если у вас задачи поиграть, как играют миллионы любителей фотографий - то играйте и не жалуйтесь на "привилегии" профессионалов. Как показывает опыт, именно из "армии любителей" приходят настоящие профессионалы в фотожурналистику в частности и в фотографию вообще.