"На Англию прощальный взгляд"
1988 - Великобритания , Германия
Режиссер: Дерек Джармен
Актеры: Гай Гейнор , Тильда Свинтон
31 августа, пятница, Петербург-5, 23:40
название фильма "На Англию прощальный взгляд" Джармен позаимствовал у картины Форда Мэдокса Брауна "Прощание с Англией" посвящённой теме эммиграции.Браун был видным представителем "прерафаэлитов", которые как пишет википедия сгруппировались "с целью борьбы против условности в английском искусстве викторианской эпохи, против академических традиций и слепого подражания классическим образцам." гениальный английский режиссёр Дерек Джармен, относится к таким проклятым поэтам кинематографа как Пазолини и Фассбиндер, не только в силу своей гомосексуальности и преждевременной смерти от СПИДа, но также и потому, что как и они исследовал общественные язвы, смело экспериментировал с киноязыком.
"На Англию прощальный взгляд" не вполне является апокалиптическим видением современной режиссёру Англии. герои фильма - "пидарасы, наркоманы, фашисты, шпана", английская богема, интеллектуальная молодёжь, те люди, которые составляли круг общения общения режиссёра. атмосфера тэтчеровской Британии - остановите самолёт, я слезу! - вовсе не предполагала комфортного существования для них и Джармен показывает в своём фильме это психологическое противостояние андеграунда и системы полицейского государства. как поэту Джармену важно было максимально точно выразить это состояние моральной конфронтации и поэтому связному сюжету он предпочёл свободный поток ассоциативных образов, главное в которых атмосфера происходящего. Джармен задаётся вопросом - каково это быть свободным, тонко чувствующим человеком, тем гороховым зерном, которым бьют о стену в обществе обезличенного насилия и презрения к общечеловеческим ценностям? используя в фильме съёмки своего деда и отца, а также собственные видеозаписи Джармен показывает выпадание своих героев из понятного и обустроенного мира детства в мир хаоса, открытый всем возможным ветрам, кризисам и потрясениям. что значит жить в этом мире, без защиты, опоры? конечно моральной основой для существования в таком мире является внутренняя вера человека не позволяющая идти на компромисс с действительностью или дегадировать под обломками несправляющейся с возложенной на неё самостоятельностью психики. два наиболее сильных образа фильма - грязный и голый молодой человек обречённо грызущий капусту возле плавающего в воде хлама и девушка сбегающая с собственной мелкобуржуазной свадьбы - определяют фарватер, в котором движется режиссёрская мысль. метафоричен эпизод, в котором группа людей сидит возле костра на берегу реки под дулами автоматов - с первыми христианами сравнивает Джармен своих друзей и коллег по культурному фронту, себя самого. "На Англию прощальный взгляд" - фильм культурного сопротивления, размышление о важности внутренней веры и идеалов, их способности быть хранителем целостности и чистоты внутреннего мира человека, о том как зависит состояние окружающего мира от нас самих.
Пока нет комментариев