никто из историков ни разу должным образом не оценил юмора великих изобретений: велосипед изобрел не ковбой, пароход - не моряк, ундервуд - не писатель
фотографию изобрели полупомешаный самоделкин Ньепс и плохой художник-деляга Дагер
ф-маньяки и ф-перы очень любят всякие пухлые Истории Фотографии, подпитывая ими, как всякий мелкий люд всякой историей, в первую очередь миф о не своем величии и не своем (чур меня, чур) ничтожестве
для них история представляет этакий супер-рейтинг - абсолютную шкалу значимости вклада некоторых удачливых индивидов в общее дело, к которому, как общему, причастны и все те, кто живет процентами с не своих вкладов
вот почему самые азартные базары разворачиваются вокруг имяреков - символов успеха
супер-рейтинг истории фотографии в таком разе оказывается приравненным к супер-рейтингу истории искусства
других подходящих пар нет - не с Паскалем же сравнивать Картье-Брессона (а Родченко - с Кутузовым)...
и вот уже кажется, что Великий Фотограф столь же Велик как Великий Художник
что Ирвин Пен это современный Леонардо, а Хельмут Ньютон никак не менее велик, чем какой-нить Рубенс
и уже неважно, что художнику его величие стоит, выражаясь деликатно, несколько иных трудов, нежели фотографу
а если грубо - что фотографу его дело прямо запрещает всякие покушения на величие, как его ни трактуй
тандем Ньепс-Дагер запустил ежа в штаны искусства
1. сделать картинку (создать эстетический объект) теперь мог каждый обладатель дерева/железа с примесью стекла и химии
2. ее можно было сделать изысканной (искусство)
3. либо протокольной (история)
пока ф-ия оставалась дорогим удовольствием эти три чертенка играли порознь
но технологии имеют тенденцию к унификации и упрощению, символическим апофеозом которых издавна является волшебная палочка сказок, она же кнопка "сделать все"
устройство общества (демократия) и технологизация культуры породили племя "чайников", жадно - оптом - скупающих волшебные палочки
это означает по факту возвращение примитива - на высочайшем технологическом уровне
рынок обслуживает прежде всего примитив
в фотографии сошлись на очной ставке культура и цивилизации, и как два матерых жулика водят за нос всех, кто пытается разобраться с их "вкладом"
впрочем, пытаются ли?
жирующих на процентах с чужого капитала вряд ли интересует что-либо, кроме своей пайки
Пока нет комментариев