Что такое свадебная фотография? Если вы думаете, что она появилась одновременно с появлением самой светописи в середине позапрошлого века, то вы несколько ошибаетесь. Конечно, вы могли с барышней прийти в фотосалон, например к Буре, и получить пару-тройку фотографий с какой-нибудь трогательной надписью, вроде – “Люби меня, как я тебя!”. После Второй мировой (к концу 50-х), появились фотографы в загсах и дворцах бракосочетания. Там вам, после регистрации, недельки так через две, выдавали уже штук 15-20 казённых фотографий (а попозже и красный альбом), на которых вы, натуженно улыбаясь в объектив, нежно держали друг друга за ручку, в то время как, с трудно-скрываемой неприязнью, свекровь и теща пытались изобразить радость и глубокое удовлетворение от происходящего. Но это тоже не была свадебная фотография. Истинная свадебная, а точнее репортажно-свадебная, фотография родилась в Петербурге (тогда в Ленинграде), в самом конце 70-х годов прошлого века, во времена т.н. “застоя” в обществе. Можно долго рассказывать об этом интересном периоде нашей истории (кстати, периоде расцвета фотографии в Советском Союзе). Мог бы получиться неплохой рассказ. Но, в данный момент, это не входит в наши планы. Скажем кратко: была определенная стабильность, была у людей и зарплата. Но маленькая; так у нас, в академическом институте, научный работник, кандидат наук, зарабатывал 150-180 рублей со всеми надбавками. Правда, и не работал он ни хрена. Фотоаппаратура в магазинах была, но незабвенной памяти “Зенит” достать было достаточно тяжело. Спасением были комиссионные магазины. Правда, цены там были такие, что простой советский труженик должен был бы не пить и не есть целый год, чтобы купить себе приличную фотоаппаратуру. Нас тогда было пять человек на весь Ленинград, свадебных фотографов, и когда мы появлялись на свадьбе, обвешенные японскими аппаратами и прочими причиндалами, то отказов, практически, не было. Приличных ресторанов тогда в городе было не много, но работы хватало на всех. Бывало, что в день снимали по три-четыре свадьбы. Были ещё и банкеты, школы, детсады и пр. Надо ещё заметить, что народ тогда не знал слова инфляция. Что накопил за энное количество лет — то, как говорится, и на стол. На свадьбу ничего не жалко: гуляй народ — знай наших. Так что зарабатывали мы, мягко говоря, не плохо; на “Ладу” 6-й модели можно было заработать, не особенно напрягаясь, за полгода, а стоила такая машинка девять тысяч, около одного миллиона на нынешние деньги. Теперь немного о том, как происходило само торжество. Всё начиналось с поиска места, где оное должно было происходить. В том же “Метрополе”, или в “Москве”, заказ надо было делать месяца за три — иначе справлять тебе свадьбу в своей коммуналке, на худой конец в “стекляхе” (типовой центр торговли и общепита брежневского периода характерного “стеклянного” обличия) где-нибудь в Купчино. Правда, была такая смешная контора. Называлась она “Невские зори”. Поклеить обои, побелить потолок и т.п. Была там и такая услуга — организация свадебного торжества. В пул входили: организатор, тамада, ВИА (вокально-инструментальный ансамбль), и, естественно, — фотограф. Самая халявная работа была у организатора. В его задачу входило: найти место проведения свадьбы, обговорить меню, а также проследить, чтобы вас в ресторане не слишком облапошили. За это он и получал зарплату и чаевые. Он, правда, умудрялся брать деньги как с молодожёнов (а чаще с родителей, так как у молодоженов денег обычно не было), так и с администрации ресторана, чтобы не мешал воровать. Мы поддерживали отношения как с организаторами и тамадами, так и с музыкантами. Мы им деньги — они нам работу, иногда — наоборот. В общем, капитализм в чистом виде: работаешь грамотно — живёшь сытно. Облажался — гуляй. Постепенно количество фотографов увеличивалось, и требования к фотографиям возрастали. Если в начале нашей деятельности мы печатали черно-белые фотографии, то затем постепенно пришлось перейти на цвет. Хотя я до сих пор считаю, что “чебэ” намного выразительнее, и имеют большую художественную ценность. С появлением в 90-х годах цифровой аппаратуры и компьютеров фотограф, с моей точки зрения, просто превратился в ремесленника. Иногда, правда, достаточно классного. О времени начала 90х я мог бы очень много интересного написать и, может быть, когда-нибудь напишу, - но это будет, как говорится, уже совсем другая история… Что ещё хотелось бы сказать? Если фотографию сравнить с живописью то, как художники делятся на портретистов, анималистов, пейзажистов, — так и среди фотографов есть те, кому лучше удаются фотографии в стиле ню, другой же найдет себя в спортивной фотографии, или же будет работать фоторепортёром в периодическом издании. Это, конечно не значит, что он не сможет снять натюрморт, но, все же, это не его. Как-то мне порекомендовали фотографа, предупредив, что он совсем не умеет снимать уличный репортаж. Само собой разумеется, что работы он от меня не получил. Свадебный фотограф должен быть универсалом. И пусть он снимает улицу, портрет, регистрацию, банкет на четверку, – но это будет твёрдая, а главное, стабильная, четвёрка. С ним я буду иметь дело. Четверка – это ведь хорошо. Пятерка, конечно лучше, но таких фотографов – единицы, и они на вес золота. Работа их дорогого стоит: как в переносном, так и в прямом смысле этого слова…
Пока нет комментариев