Полная версия интервью, взятого в мае 2012 года, в Екатеринбурге, на открытии персональной выставки "3 Окраины" и опубликованное в журнале "ЕКБ. Собака.Ru" №20, стр.186.
"Философствует. Практически всегда"
– так московский фотограф, участник Творческого cоюза "ноГа", член Союза фотохудожников России, Миша Масленников обозначил свой настрой, форму и состояние, в которых пребывает постоянно.
В Екатеринбург он привёз философию подлинной жизни "Трёх Окраин". О непотребительской сфере существования автор рассказал в экспозиции своей персональной фотовыставки, посвящённой Чукотке, Карелии и Алтаю. Это событие заслуживает отдельного внимания для профессионалов и любителей жанровой фотографии. Впрочем, многим будет любопытна и деятельность оригинального творческого объединения под названием "ноГа".
Фокусом по Окраинам
Поговорим о предпосылках возникновения первых Ваших фотографических историй. В одном из интервью с Вами читала, что раньше Вы путешествовали как простой паломник, а не профессиональный фотограф. И это были не просто путешествия, а поиски себя, распознание истинной жизни, изучение уединенной отшельнической жизни.
Чем Вас привлекли российские глубинки?
Сейчас начну противоречить своим ранним высказываниям, т.к. многое изменилось и возможно требует коррекции. Паломником к известным святыням я был в течение может быть года, потому что этот термин подразумевает определённую смысловую нагрузку. Далее в моей жизни был период, когда все интересы сводились к изучению и исследованию состояний человеческих, в то время я учился на богословском факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Поиск этих смыслов неудержимо влёк меня в те места, где суть ответов на вопросы, которым я искал подтверждения, могли бы раскрыться в полной мере. Тогда стал ездить в экспедиции в глухие места, искать людей, стремящихся к уединению, находить монахов в их потаённых скитах и пустыньках.
Никакой жизненный опыт не проходит бесследно. Так и мой, вместе с художественно-архитектурным образованием, можно экстраполировать в фотографирование. Фотоаппарат в руки я впервые взял в 40 лет совершенно случайно. Мне его подарили, с теми соображениями, что теперь я буду визуально запечатлевать сюжеты из своих экспедиций.
Персонажи Ваших снимков положительны и открыты. А как же горе, слёзы, грусть – это ведь тоже честно и так по-русски?
Помилуйте, я не снимаю абсолютный праздник. Жизнь невозможно показывать однобоко. В глубинках в полной мере присутствуют все человеческие переживания, там также есть место и печали и скорбям. Сегодня меня, как фотографа, интересует простая жизнь во всех её проявлениях. Но я пытаюсь исключать из неё пьянство, разруху, деградацию, и крайнюю нищету. Только это ни разу не протестная форма, я не пытаюсь бороться с абстрактным "мировым злом". Хотя порой создается устойчивое впечатление, что все, навязываемые масс-медиа "актуальные темы" войны, терроризма, горячих точек, гуманитарных и природных катастроф, стихийных бедствий, только будоражат воображение и приучают всего бояться. На мой взгляд, этот информационный поток такое же насилие, и над сознанием в том числе. Откровенно негативная сторона жизни, которую я сознательно отказываюсь культивировать, по моему мнению, излишне довлеет над человеком, мешает ему совершенствоваться. Одно дело знать и помнить о неисчислимых человеческих пороках, другое – продолжать жить и черпать силы из альтернативных источников. Имею ввиду лучшие человеческие добродетели.
Что такое "ноГа"?
"ноГа", как Творческий союз, была основана в декабре 2005 года на территории России в качестве профессиональной ассоциации фотодокументалистов. Теперь это международный проект. Так сложилось, и вполне закономерно, что концепция съёмки, её дух и темы оказались очень близки и понятны всем членам нашей творческой группы. Изначально в проекте было 3 фотографа, сегодня нас уже 8. Все вновь присоединившиеся участники "ноГи" вливались в коллектив по принципу единомышления, своеобразного магнетизма, никакого специального планового отбора не было. Мы просто видим друг друга. В Творческом союзе нет пока мэтров и классиков мирового статуса, как нет и случайных "новичков". Каждый из участников "ноГи" – индивидуален, это абсолютно самодостаточный и независимый фотограф с именем. И такого же уровня, или даже выше, мы ожидаем от новых членов союза, двери которого деликатно приоткрыты.
В чём основная задача "ноГи"?
До сих пор цели и задачи Творческого союза не прописаны, но это не означает, что они отсутствуют в промежуточной форме. Сочинить симпатичный текст труда не составляет, другой вопрос, будет ли он соответствовать действительности. У нас имеется определённая концепция, в рамках которой проявляется материал и наполняется контентом наш ресурс
noga-art.com, но в то же время мы свободны от каких либо ярлыков. Любые идеологические или моральные ограничения, профессиональные или творческие критерии – самостоятельная прерогатива каждого из фотодокументалистов нашего союза. Хотите понять, что такое "ноГа" – смотрите наши фотографии!
Какой смысл в названии?
Название нашей творческой группы было придумано без особых креативных смыслов. Они родились потом. Но сначала фонетика и звук. Так бывает в названиях, формулируется термин, позже появляются смыслы. В Союзе есть профессиональные филологи. Однажды они произнесли "нога", это прозвучало красиво и звучно. Разоткровенничаюсь: в какой-то момент мне пришлось расшифровывать, почему именно "ноГа". Но это была не надуманная версия, скорее очередное переосмысление. Ну, во-первых, с практической точки зрения нога – это конечность, часть тела, данная человеку прежде всего для передвижения или вернее достижения цели. Здесь можно провести параллель, фотографа, как и волка, кормят ноги, они не менее важны, чем руки или даже глаза, особенно для репортера. Быстрое перемещение вокруг и около объекта съемки – важный элемент. Во-вторых, нога – это опора, устойчивость, некое равновесие, и в то же время, она легка на подъём. Что касается графических элементов, своеобразного написания названия, в частности заглавной "Г"... если хотите, это и есть нога, может даже перевернутая. Мы оставляем эту неразгаданность и позволяем зрителю фантазировать. Переводить всё на язык научпопа – не интересно, ведь нечто большее должно остаться и запомниться. Такая вот странная "ноГа"!
Мой знакомый, доцент кафедры фотографии, говорит, что 5 лет обучает своих студентов не техническим изыскам или художественным приемам, но ответственности. Когда фотограф ставит подпись под изображением, он подтверждает, что это оконченное произведение, это ФОТОГРАФИЯ. Что мы снимаем за свою жизнь – не понятно. Говорят, если ты снял одну фотографию в своей жизни, ты – фотограф, если 2-3, ты – гениальный фотограф, а если 5-7 или того больше, фотограф ли ты?...
Фотография требует определённого уважения к себе.
Какое значение имеет слово "Окраина"?
Человек всё время устремляется к каким-то границам либо впадает в крайности. По моим ощущениям, существуют центры условного развития цивилизации с потребительским отношением к жизни. А на окраинах другие каноны и традиции: там сохранилось больше смыслов и истинности человеческой жизни. Понятно, что это всё относится к вопросам мировоззрения. Я часто задаю их себе и нередко переосмысливаю, ориентируясь на лучшие образчики, которые зачастую нахожу именно в глубинке. Однако с чем бы ты ни столкнулся, выходя за привычные границы, у тебя есть собственное мировоззрение, и ты снимаешь ту или иную историю только так, как сам её увидишь, осознаешь и поймёшь. Не иначе.
На Урал, как впрочем и в таёжную Сибирь, мои мысли обращены непрестанно и я надеюсь вернуться сюда ещё не раз. Я уже побывал на скалах Чусовой – это Что-то! Встретил там бабушку из ближайшей деревни, как водится, она кормила кошку свежей рыбой. Спрашиваю:
– Как Вас зовут?
– Оля.
– А отчество?
– Не надо.
– Так и живёте тут всё время?
– Да, так и живу.
Лично для меня – это как песня. Я наслаждаюсь незамысловатым общением с такими простыми, скромными, искренними людьми.
беседовала и записала
Карина Тен