Андрей Гринин

поправочка к истории

9.3.2014 13:35

историю фотографии по уму следует отсчитывать не с изобретения Ньепса, а с 14-го века, когда в Европе было налажено производство бумаги в количествах, достаточных для того, чтобы художники начали рисовать впрок, для себя
изобразительная генеалогия фотографии восходит к рисунку-штудии — формату, возможному только при наличии достаточно дешевого носителя: на пергаменте и папирусе особенно не порисуешь — и неудобно, и дорого
с подробного рисования началось сближение художника с реальностью
опасное дело оказалось...
тут же подоспели гравюра и офорт, также возможные только на бумаге; Рембрандт несколько раз пытался печатать свои офорты на пергаменте — качество кошмарное, коллекционеры знают
алхимики, зачарованные античным гнозисом, не там искали секрет превращения чего ни попадя в золото (гавна в конфетку), иначе фотография появилась бы одновременно или чуть позже (а может и раньше) с наборным книгопечатанием

примечание: Ньепс не был химиком-профи, он вообще не был ученым; характерно, что ни одно из великих технологических изобретений (паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, etc) не было делом рук ученых — а всего лишь страстно желавших разбогатеть самоделкиных

Комментариев: 11
Просмотров: 596
просто Бэндер  ( # )
Стоимость бумаги и красок была такова, что для себя и впрок не рисовал ни кто. Нужно думать в реалиях конкретной эпохи. Даже не берем во внимания что рисование на бумаги имело в ср. века утелитарную функцию, а имненно эскизной подготовки для работы с непосредственным носилелем - стена, холст, тиражная гравюра на бумаге.
При ценах на краски, кто рисовал до Ван Гога "для себя"? Кто мог себе позволить такую роскош работать "в стол"?
Андрей Гринин  ( #   )
не в стол, а впрок — большая разница
рисунков того времени до нас дошло мало, но все-таки есть, как раз рабочий материал, в основном голландцы и немцы; Брейгель старший, Гуго ван дер Гус, Мемлинг, Кранах, Альтдорфер, не говоря уже о Дюрере
художники были очень не бедными людьми: не так давно в архиве Амстердама были раскопаны материалы 15-го века по тяжбе двух художников, ныне позабытых, да и по тем временам далеко не "продвинутых" — один у другого заныкал сундук (!!) с рисунками
очень быстро рисунок стал предметом интереса коллекционеров; первые собиратели известны уже в 16 веке
сохранилось сравнительно много рисунков-штудий с натуры Микельнджаело, Леонардо, Рафаэля, очень много Рубенса, Пуссена, Ватто, но есть и более ранние — Полайоло, Карпаччо и т.д.
для себя редко писали картины, но не из-за дороговизны красок, а просто незачем было, да и времени не хватало — "безработных" художников не было вплоть до 19 века
однако автопортреты Дюрер рисовал и писал не для своих поклонников:) возможно "Гроза" Джорджоне тоже написана первоначально для себя, и только позднее переселилась в дом его мецената Габриеля Вендрамина
просто Бэндер  ( #   )
"с 14-го века, в Европе было налажено производство бумаги в количествах, достаточных для того, чтобы художники начали рисовать впрок, для себя" - художники не рисовали на бумаге "искусство" в эти эпохи. Иллюстрировались, печатались книги, делались эскизы для задуманных работ на бумаге, тиражи гравюр, но цепочка заказчик-художник была незыблема. Давайте только не будем брать различные штудии авторов, цель которых была освоение новых приемов, обучение, подготовка или совершенствование мастерства. Но не самостоятельное произведение и не свободное от мысли о продаже и конечном потребителе. Все исключения лишь доказывают сушествовавшую тогда утелитарную концепцию искусства. Это твердые базовые искусствоведческие знания. Вообще концепция написания работы для себя, впрок, чтоб потом оценили, была абсурдна и не понятна. а так подогнать можно все что угодно, в том числе начать остчет фотографии от момента изготовления первого литографического станка.
Андрей Гринин  ( #   )
вы хорошо представляете себе работу художника? рисовать надо все время, а не от случая к случаю, по воле заказчика — как музыканту, так и художнику нужно все время поддерживать себя в форме и совершенствоваться
как вы сами сказали "...различные штудии авторов, цель которых была освоение новых приемов, обучение, подготовка или совершенствование мастерства" — после чего насыпали кучу не имеющих к сути "соображений"
совершенствование руки и глаза в режиме нон-стоп, возможное только через рисование
не надо наводить тень на плетень
искусство всегда было "коммерческим", что не мешало творчеству примерно до начала 19-го века
суть сказанного: бумага как доступный и удобный носитель послужила фактором развития искусства рисовальщика в совершенно определенном направлении, которого до ее появления не было, и не могло появиться
не единственным, но очень важным
фотография тоже без бумаги недалеко ушла бы
о чем тут спорить?! хотите показать что вы лучше меня знаете историю искусства? да ради бога, полный вперед — флаг в руки, показывайте!.. пока вы просто лепите горбатого))
просто Бэндер  ( #   )
есть явление, а есть частности. Когда частности возводятся в ранг явления из этого делаются выводы и обобщения, то это выглядит неубедительно. Бумага - лишь носитель и не более, она удобна, но носителем можжет быть и камень, эмалированное железо и любая белая гладкая поверхность способная принять на себя светочуствительный слой или быть проэкционной поверхностью. Фотография - рисование светом, а не рисование на бумаге или чем угодно...
У вас хаос в голове и это не связано с моими знаниями или их отсутствием. Ни как.
Андрей Гринин  ( #   )
хаос у того, кто не различает предлогов и наречий, не врубается, что частности тоже явления, и что без носителя и в космос не выйдешь, и америку не откроешь
читайте классику о роли частности в истории
могу предложить короткий и гуманный список, начиная с Моммзена (3 тома) и кончая Карло Гинзбургом (несколько статей)
просто Бэндер  ( #   )
да, дело в наречиях и предлогах, и в том что любая нелепость имеет право на существование.
Михаил Курбатов  ( # )
Историю фотографии можно отсчитывать и с наскальных рисунков - материала прорва, и всё бесплатно.
Андрей Гринин  ( #   )
ну, собсно, я уже говорил, что в начале была фотография, а искусство уже потом))
но такой широкий взгляд методологически бесплоден, надо где-то вбить колышек, провести линию старта
рисование положило начало светотеневой, тональной разработке пространственных отношений, далее перенесенной в живопись, но закрепилось и как самостоятельный вид изображений, и разветвилось в другие графические "форматы" — резцовую гравюру по металлу, ксилографию, офорт
тут есть уже все составляющие, кроме камеры обскуры
Bob Corn  ( # )
Не-а! Фотография началсь с того момента, как наш далёкий предок подставил спинку солнышку и ненароком заметил, что спинка-то взяла и цвет поменела, а на том месте, где подтяжки от тусов набедренной повязки проходили, не потемнела. "Ага!" - сказал далёкий предок и тут же на пузе выложил камешками надпись "Не забуду мать родную" и пузо солнышку подставил. Вот вам и вся недолга. Главная беда была в том, как полученное на светочувствительном материале шкуре далёкого предка изображение закрепить на века. Вот как только нашли способ, так и появилась точка отсчёта.
Андрей Гринин  ( #   )
Однажды нес пастух куда-то молоко,
Но так ужасно далеко,
Что уж назад не возвращался.

Читатель! он тебе не попадался?

(© Козьма Прутков)

тема закрыта
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.

Метки блога

ОКТЯБРЬ 2024  НОЯБРЬ 2024  ДЕКАБРЬ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Execution time 0.040658 sec